Сюй хэн

102

Сюй Чжунпин, Сюй Лучжай. 1209, Хэнэй (совр. Биян пров. Хэнань),- 1281.Философ-неоконфуцианец, последователь и пропагандист учения Чэн братьев - Чжу Си школы, учитель Яо Куана и Доу Мо. Служил по ведомству просвещения. Когда на престол взошел Хубилай (Ши-цзу)- первый император монг. Дин. Юань (13 - кон. 14 в.), С.Х. Вместе с Лю Бинчжуном участвовал в разработке дворцового этикета. Преподнес Хубилаю доклад "Своевременные речи о пяти делах", в к-ром заявил о "необходимости осуществления ханьских (т.е. Существовавших при дин. Хань, 3 в. До н.э.- 3 в. Н.э.) законов". В обл. Космологии придерживался трактовки дао как автономного источника всего сущего, а "Великого предела" (тай цзи)- как порождения дао. Содержащаяся в "Великом пределе" "единая пневма" (см.

Ци (1)) делится на качественно противоположные субстанции - "пневму" инь |1) и "пневму" ян (1), к-рые рождают "Небо, Землю и десять тыс. Вещей". "самой драгоценной вещью (у (3))" является человек. Отождествлял понятия Небо (тянь) и ли ( 1 ) ("принцип"), считал структурообразующий "принцип" онтологич. Предшественником "вещей" (у (3)). "имеется принцип и затем уже имеются вещи". "Принцип и человеч. Сердце (синь (1)-сознание и психика) пронизываются Единым (дао)", что позволяет человеку "распоряжаться десятью тыс. Вещей, контролировать десять тыс. Дел". Считал "(индивид.) природу" (син (1)) человека предопределенной Небом (тянь) и изначально "доброй". Вместе с тем "доброту" или "зло" человеч. Природы обусловливает чистота или загрязненность "пневмы".

Ее качество м.б. Изменено посредством обучения, "сохранения и вскармливания (внутр. Пневмы)" (т.е. Самовоспитания), самоконтроля (син ча - "исследования и проверки"), восстанавливающими т.о. Исконную "доброту" человеч. "природы", сберегающими в человеке "небесный принцип" (тянь ли, см. Ли (1)). В целом воспитание человека сводится к "подчинению пневмы принципу". Определяя соотношение "знания и действия" (чжи - син), С.Х. Делал акцент на приоритете "практического действия" (цзянь син). Признавал, что "истинное знание представляет собой действие", однако не отождествлял их полностью, полагая, что "знание и действие (существуют) вдвоем, дополняя и продвигая (друг друга)". Соч. С.Х. Сведены в сб. "Лучжай и шу" ("Наследие Лучжая").Сюй Юаньхз.

Значения в других словарях
Сюн шили

Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэи. 4.1.1885, Хуанпу пров. Хубэй,- 23.5.1968, Шанхай.Философ, представитель постконфуцианства, буддолог, обществ, деятель. В 1905 поступил в пехотное училище (пров. Хубэй), примкнул к революц. Кругам. Принимал участие в Учанском восстании, Синьхайской революции 1911. В 1918 в Гуанчжоу поддержал деятельность Сунь Ятсена по "защите конституции", после провала этого движения обратился к изучению буддизма. В 1920 стал учеником известного ученого-буддиста Оуян Цзинъу. В 1922 нача..

Сюнь куан

Сюнь-цзы, Сюнь Цин, Сунь Цин. Ок. 313 до н.э., царство Чжао (южн. Часть совр. Пров. Шаньси),- ок. 238 до н.э., Ланьлин (совр. Пров. Шаньдун).Крупнейший философ и просветитель древнего Китая, принадлежал к конф. Школе (см. Конфуцианство), испытал сильное влияние филос. Даосизма, легизма и моизма. Оставил обширный труд, носящий имя автора, - "Сюнь-цзы".Достоверных сведений о жизни С.К. Сохранилось мало - в осн. В "Ши цзи" Сыма Цяня (2 в. До н.э.), предисловии Лю Сяна (1 в. До н.э.) к кн. "Сюнь-цз..

Дополнительный поиск Сюй хэн Сюй хэн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сюй хэн" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюй хэн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа