Сюн шили

132

Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэи. 4.1.1885, Хуанпу пров. Хубэй,- 23.5.1968, Шанхай.Философ, представитель постконфуцианства, буддолог, обществ, деятель. В 1905 поступил в пехотное училище (пров. Хубэй), примкнул к революц. Кругам. Принимал участие в Учанском восстании, Синьхайской революции 1911. В 1918 в Гуанчжоу поддержал деятельность Сунь Ятсена по "защите конституции", после провала этого движения обратился к изучению буддизма. В 1920 стал учеником известного ученого-буддиста Оуян Цзинъу. В 1922 начал преподавать в Пекинском ун-те учение буд. Вэйши школы. На основании идей Вэйши и традиц. Конф. Мысли создал свою филос. Систему - "новое учение о только сознании" (синь вэйши лунь, известно также как "новая йогачара"). В пер. Войны сопротивления Японии вел исследовательскую и преподавательскую работу.

В 1946 по распоряжению Чан Кайши получил за кн. "Ду цзин ши яо" ("Осн. Наставления в чтении канонов") премию в 2 млн юаней, к-рую пожертвовал на нужды образования. После образования КНР был чл. НПКСК 2, 3 и 4-го созывов, в последние гг. Жизни подвергался политич. Нападкам.Система синь вэйши лунь ориентирована прежде всего на проблемы онтологии. Помимо доктрин буддизма махаяны она вобрала идеи "Чжоу и" и неоконфуцианства эпохи Сун (10-13 вв.). Заметно также влияние Бергсона, Канта и Гегеля, однако С.Ш. Был знаком с зап. Философией лишь в переводах. Следуя буд. Традиции, он считал внеш. Мир - "среду" (цзин (5)) и человеч. Сознание (ши (4)) неразрывными, как неразрывны "дух" (синь (1)- "сердце") и чувственно воспринимаемые объекты.

В основе мира лежит бытие - "изнач. Субстанция" ("коренная телесность" - бэнь ти), основание всех изменений, происходящих во Вселенной. Она абсолютна, единственна, неделима, пребывает вне пространства и времени. Идущая в бэнь ти трансформация сводится к двум осн. Процессам. "закрытию" (тенденция к интеграции) и "раскрытию" (тенденция к творческой индивидуализации). В ходе "закрытия" образуется закосневшее статичное производное - вещество-материя (у (3)). Параллельный процесс "раскрытия" образует духовное. Оно присуще всем вещам, разница лишь в степени "раскрытия" бэнь ти, к-рая выше у человека. Эти две тенденции выступают как потенции бэнь ти, реализующие взаимопревращение духа и материи.С.Ш. Подвергал критике буд.

И зап. Философию за разделение сущности (бэнь ти) и явления (сяньсян). Считал материю иллюзорной, т.к. Мир находится в непрерывном изменении. Движение как целенаправленный процесс также иллюзорно, абсолютно лишь порождаемое бэнь ти "изменение" (бянь (2), см. Хуа, Чжан Цзай), к-рое немыслимо и концептуально невыразимо. В дальнейшем учение С.Ш. О неразрывности "среды" и "сознания" переросло в учение о "недвойственности основы и функции" (ти юн бу эр). Выступал против спекулятивного "раздвоения" мира за счет абсолютизации сущности ("основы" - ти (1), см. Ти - юн) и отрыва ее от существования ("функции" - юн (2)), рассматривал "функцию" как проявление "основы", приписывая ей множественность и оформленность, а "основе" - абсолютность и отсутствие форм, причем проявление "функции" помимо "основы" полагал невозможным.Задача человека - познать бэнь ти через выявление в себе "изнач.

Сердца" (бэнь синь, см. Синь (1)), отличающегося от основывающегося на опыте и ощущениях "приобретенного сердца" (си синь). Бэнь синь в основе интуитивно и иррационально, оно дает человеку сознание единства с мирозданием. Си синь предоставляет возможность эмпирико-науч. Освоения конкр. Вещей. Обретается "изнач. Сердце" посредством самосовершенствования человека, развития сознания, очищения его от ложных взглядов. Подобное толкование бэнь синь восходит к учениям буд. Чань школы об "озарении" и неоконф. Школы синь сюэ 11) о "благом знании" (лян чжи, см. Ван Янмин). С.Ш. Дал бэнь синь конф. Антропологич. Трактовку, отождествив его с "гуманностью" (жэнь (2)).Положение о единстве сущности и явления С.Ш. Распространил на учение о человеке.

Осудил традиц. Кит. Мысль за одностороннее внимание к "внутр. Мудрости" (нэй шэн, см. Нэп шэн вай ван) в ущерб "внеш. Царственности" (вай ван), т.е. Реальному выявлению внутр. Нравств. Ценностей, возможному лишь во внеш. Действии. "Внеш. Царственность" должна реализоваться через заимствование зап. Способов орг-ции политич. Жизни. Несмотря на либеральные и демократич. Идеалы С.Ш. С тревогой относился к разрушению традиц. Ценностей, сопровождающемуся умиранием "изнач. Сердца", что чревато утратой духом творческих способностей.После 1949 С.Ш. Продолжал исследование конф. Учений в прежнем русле, интерпретируя их в духе антиавторитаризма, идей равенства, единства и свободы. Т.к. Ученики С.Ш. Тан Цзюньи и Моу Цзунсань стали крупнейшими фигурами постконф.

Мысли Тайваня и Сянгана (Гонконга), влияние идей С.Ш. За пределами КНР намного сильнее, чем внутри страны.*Вэйши лунь гайлунь (Очерк учения о "только сознании"). Пекин, 1923. Синь вэйши лунь (Новое учение о "только сознании"). Б.м., 1942, Пекин, 1985. Ду цзин ши яо (Осн. Наставления в чтении канонов). Чунцин, 1945. Шили юй яо (Осн. Высказывания Шили). Хубэй, 1949. Шили юй яо чусюй (Первое продолжение к "Осн. Высказываниям Шили"). Сянган, 1949. Юань жу (Начала конфуцианства). Т. 1 - 2. Шанхай, 1956. Ти юн лунь (Рассуждение об основе и функции). Шанхай, 1958. Мин синь пянь (Прояснение сердца). Шанхай, 1959. **Краснов А.В. С.Ш. И судьбы конфуцианства в КНР // 24-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1993. Го Циюн. С.Ш. Цзи ци чжэсюэ (С.Ш. И его философия). Пекин, 1985. Ти Weiming.

Hsiung Shih-li's Quest for Authentic Existence // The Limits of Change. Essays on Conservative Alternatives in Republican China. Camb., 1976.A.B. Ломанов.

Значения в других словарях
Сюй хэн

Сюй Чжунпин, Сюй Лучжай. 1209, Хэнэй (совр. Биян пров. Хэнань),- 1281.Философ-неоконфуцианец, последователь и пропагандист учения Чэн братьев - Чжу Си школы, учитель Яо Куана и Доу Мо. Служил по ведомству просвещения. Когда на престол взошел Хубилай (Ши-цзу)- первый император монг. Дин. Юань (13 - кон. 14 в.), С.Х. Вместе с Лю Бинчжуном участвовал в разработке дворцового этикета. Преподнес Хубилаю доклад "Своевременные речи о пяти делах", в к-ром заявил о "необходимости осуществления ханьских (т..

Сюнь куан

Сюнь-цзы, Сюнь Цин, Сунь Цин. Ок. 313 до н.э., царство Чжао (южн. Часть совр. Пров. Шаньси),- ок. 238 до н.э., Ланьлин (совр. Пров. Шаньдун).Крупнейший философ и просветитель древнего Китая, принадлежал к конф. Школе (см. Конфуцианство), испытал сильное влияние филос. Даосизма, легизма и моизма. Оставил обширный труд, носящий имя автора, - "Сюнь-цзы".Достоверных сведений о жизни С.К. Сохранилось мало - в осн. В "Ши цзи" Сыма Цяня (2 в. До н.э.), предисловии Лю Сяна (1 в. До н.э.) к кн. "Сюнь-цз..

Сюнь юэ

Сюнь Чжунъюй.148, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчак пров. Хэнань), - 209.Философ, каноновед (см. Цзин сюэ), историк. Потомок конф. Мыслителя 4 - 3 вв. До н.э. Сюнь Куана. Состоял на гос. Службе. Осн. Соч. - "Шэнь цзянь" ("Обращение к зеркалу") и написанный в подражание "Цзо чжуани" с использованием переработанного текста "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) историч. Труд "Хань цзи" ("В память о дин. Хань"). Был сторонником идеи "естественного" (цзы жань) "взаимного реагирования Неба и человека..

Дополнительный поиск Сюн шили Сюн шили

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сюн шили" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюн шили, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 8 символа