Сюнь куан

161

Сюнь-цзы, Сюнь Цин, Сунь Цин. Ок. 313 до н.э., царство Чжао (южн. Часть совр. Пров. Шаньси),- ок. 238 до н.э., Ланьлин (совр. Пров. Шаньдун).Крупнейший философ и просветитель древнего Китая, принадлежал к конф. Школе (см. Конфуцианство), испытал сильное влияние филос. Даосизма, легизма и моизма. Оставил обширный труд, носящий имя автора, - "Сюнь-цзы".Достоверных сведений о жизни С.К. Сохранилось мало - в осн. В "Ши цзи" Сыма Цяня (2 в. До н.э.), предисловии Лю Сяна (1 в. До н.э.) к кн. "Сюнь-цзы" и в тексте этого памятника. Происходил, очевидно, из состоятельной семьи, получил блестящее по тем временам образование. По приглашению владетельных князей совершил поездки в царства Цинь, Ци и Чу, где беседовал с правителями и сановниками о принципах управления страной.

В 264 - 255 до н.э. Проповедовал свое учение в академии Цзися в царстве Ци и был признан главой находившихся там ученых. В 255 до н.э. Переехал в царство Чу, где был назначен правителем уезда Ланьлин. После отстранения от должности примерно в 238 до н.э. Основал там же частную школу, работал с учениками над своим трудом. В знак уважения к С.К. Жители Ланьлина дали ему прозвище Министр Сюнь (Сюнь Цин).Взгляды С. К., будучи в основе конф., носили синтетич. Характер и являлись оригинальной переработкой этико-политич. Учения Конфуция, дополненного существ, компонентами др. "знаменитых учений" древнего Китая, гл. Обр. Легизма. С.К. По существу первым в конфуцианстве подвел теоретич. Филос. Базу под этич. Учение Конфуция и обосновал идею просвещенной монархии, опирающейся как на принципы традиц.

Морали (ли (2)), так и на авторитет и силу закона (фа (1)). Филос. Взгляды С.К. Содержали наивно-материалистич. Тенденции в объяснении природы (Неба, см. Тянь) и сущности происходящих в ней изменений, в толковании процесса познания человеком окружающего мира. С.К. В отличие от своего знаменитого предшественника Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. До н.э.) считал врожденные свойства, "природу" (сип (1)) человека "злой", "дурной", чем навлек на себя впоследствии немилость ортодокс, конфуцианцев. В основе политич. Взглядов С.К. Лежала концепция добродетельного правления "совершенного вана", осуществляющего управление страной с помощью "совершенных мужей" (цзюнь цзы). Учение С.К., будучи критич. Итогом определенного этапа формирования филос.

И обществ. -политич. Мысли Китая, оказало большое влияние на ее последующее развитие. Онтологич. И гносеологич. Взгляды С.К. Сыграли важную роль в дальнейшем развитии материалистич. Тенденций кит. Философии (Хань Фэй - 3 в. До н.э., Ван Чун - 1 в., Хань Юй - 8 - 9 вв., Чжоу Дуньи, Чжан Цзай - 11 в.). Политич. Концепция С.К. Заложила по существу теоретич. Основу офиц. Идеологии имп. Китая. Отрывки из кн. "Сюнь-цзы" (о ли (2) и музыке - юэ) вошли в конф. Канон "Ли цзи" (гл. XIX, XXXVIII). Вместе с тем, начиная с пер. Правления дин. Сун (960 - 1279), труд С.К. Исключается из конф. Канонич. Лит-ры, очевидно, вследствие отрицания им "воли Неба" и божественного происхождения власти правителя, а также трактовки "природы" человека как "злой", что противоречило общей тенденции этич.

Учения Конфуция - Мэн-цзы к признанию ее изначально "добрых" свойств.Соч. С.К. Является важным источником для изучения филос. И общественно-политич. Мысли древнего Китая.См. Лит-ру к ст. "Сюнь-цзы".В.Ф. Феоктистов.

Значения в других словарях
Сюй хэн

Сюй Чжунпин, Сюй Лучжай. 1209, Хэнэй (совр. Биян пров. Хэнань),- 1281.Философ-неоконфуцианец, последователь и пропагандист учения Чэн братьев - Чжу Си школы, учитель Яо Куана и Доу Мо. Служил по ведомству просвещения. Когда на престол взошел Хубилай (Ши-цзу)- первый император монг. Дин. Юань (13 - кон. 14 в.), С.Х. Вместе с Лю Бинчжуном участвовал в разработке дворцового этикета. Преподнес Хубилаю доклад "Своевременные речи о пяти делах", в к-ром заявил о "необходимости осуществления ханьских (т..

Сюн шили

Сюн Шэнхэн, Сюн Цзычжэи. 4.1.1885, Хуанпу пров. Хубэй,- 23.5.1968, Шанхай.Философ, представитель постконфуцианства, буддолог, обществ, деятель. В 1905 поступил в пехотное училище (пров. Хубэй), примкнул к революц. Кругам. Принимал участие в Учанском восстании, Синьхайской революции 1911. В 1918 в Гуанчжоу поддержал деятельность Сунь Ятсена по "защите конституции", после провала этого движения обратился к изучению буддизма. В 1920 стал учеником известного ученого-буддиста Оуян Цзинъу. В 1922 нача..

Сюнь юэ

Сюнь Чжунъюй.148, Инъинь обл. Инчуань (совр. Сюйчак пров. Хэнань), - 209.Философ, каноновед (см. Цзин сюэ), историк. Потомок конф. Мыслителя 4 - 3 вв. До н.э. Сюнь Куана. Состоял на гос. Службе. Осн. Соч. - "Шэнь цзянь" ("Обращение к зеркалу") и написанный в подражание "Цзо чжуани" с использованием переработанного текста "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) историч. Труд "Хань цзи" ("В память о дин. Хань"). Был сторонником идеи "естественного" (цзы жань) "взаимного реагирования Неба и человека..

Сюнь-цзы

Сб. Трактатов Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4 - 3 вв. До н.э.) и записей его учеников.Сост. В 30-е гг. 3 в. До н.э., дошел до наст, времени почти полностью. Не подпал под указ императора Цинь Шихуана (221 -210 до н.э.) о сожжении конф. (см. Конфуцианство) книг и был распространен в 3 - 1 вв. До н.э. В многочисленных списках. В 1 в. До н.э. Лю Сян упорядочил их и свел в 32 главы (пяня), дав им назв. "Сунь Цин синь шу" ("Новая кн. Сунь Цина") и снабдив предисловием. В 818 Ян Лян осуществил новое изд., допо..

Дополнительный поиск Сюнь куан Сюнь куан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сюнь куан" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюнь куан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 9 символа