Удовлетворение

164

ХЭ (1) "Гармония"("гармоничность", "согласование", "мягкость", "довольство", "удовлетворение")Категория кит. Философии, в широком смысле подразумевающая динамич. Равновесие и близкая зап. Понятию "гомеостаз". Уже в памятниках 5 - 2 вв. До н.э. Оформилась идея "гармонии" как условия онто- или космогенеза. Согласно "Ли цзи" (5 - 2 вв. До н.э.), X.- это "причина всех превращений вещей", а Цзя И (2 в. До н.э.) определял X. Как "должное соотношение между твердостью и мягкостью", т.е. Между противоположными началами, подразумевающими выраженность в общекосмич. Субстанции - "пневме" (ци (1)). В качестве наиболее адекватного выражения "гармонии" обычно рассматривалась музыка ("Ли цзи". "Го юй", 5 - 3 вв. До н.э. "Сюнь-цзы", 4 - 3 вв.

До н.э. И др.). В 'То юй" "гармоничная музыка" уподоблена "Единому"- дао, а "гармония реальности" (X. Ши) объявлена тем, что "порождает вещи". Там же впервые сформулировано противопоставление категорий X. И тун (1) ("единение", "объединение", "совместимость", "тождественность", см. Да тун (1)), т.е. Соответственно выражения динамич. "уравновешенности" (пин) всех противоположностей, с одной стороны, и сведения разных элементов в некое статич. Единство - с другой. "гармония" означает прекращение состояния, определяемого как тун (1). Дихотомия X.- тун (1) в "Лунь юе" (5 в. До н.э.) спроецирована на социально-этич. Сферу. "благородные мужи (цзюнь цзы) пребывают в гармонии, но не объединены (в группировки) (тун (1)), ничтожные люди объединены (в группировки), но не пребывают в гармонии".

В "Цзо чжуани" (5 - 2 вв. До н.э.) идея противопоставления X. И тун |1) вложена в уста сановника Янь И на (6 в. До н.э.). Он утверждает, что "пять вкусов" (у вэй (2), здесь - синоним пятеричной матрицы у син (1)) не должны механически приводиться к "тождеству" (тун (1)). Вода, разбавленная водой, не годится для насыщения человека, а звуки лютни, сведенные в один звук, не найдут благодарных слушателей.В ранних конф. Памятниках (5 - 2 вв. До н.э.) важное место отводилось идее социально-этич. И социопсихологич. "гармонии". В "Чжун юне" понятие X. Истолковано как "срединная мера проявления всех (эмоций)", "не имеющий преград путь Поднебесной" (социума). В "Чжоу ли" "гармоничность" в том же значении, что и в "Чжун юне", включена в перечень основополагающих "шести добродетелей" (лю дэ, см.

Дэ (1)) наряду с "разумностью" (чжи (1)), "гуманностью" (жэнъ (2)), "совершенной мудростью" (шэн (1)), "долгом/справедливостью" (и (1)) и "верностью" (чжун (2), см. Чжун шу). Там же "гармонизация" истолковывалась как содержание добродетельного и действенного научения (цзяо), к-рое "ограничивает чувственность народа". По мнению Дун Чжуншу (2 в. До н.э.), "нет большей "благодати/добродетели, чем гармония".Наиболее подробно категория X. Рассматривается в даос, памятнике "Хуайнань-цзы" (2 в. До н.э.), где "гармония" определена как "взаимосоединение (субстанций) инь (1) (и) ян (1)". Субстанциальность X. Отчетливо акцентируется. В "гармонии" "пневмы Неба и Земли не превышают друг друга", т.е. Абсолютно уравновешены. Это равновесие динамично - требует "разделенности дня и ночи", т.е.

Регулярного движения во времени и сбалансированности (тяо) инь ян, к-рая и порождает "тьму вещей". "Гармония инь ян" является условием обретения "семени" (цзин (3)), к-рое в свою очередь делает возможным жизнь и созревание. Взаимосвязь "гармонии" с высшей природной силой - Небом знаменует понятие "небесная гармония" (тянь X.). Гармонизированы м.б. Как "однородные" вещи и явления - звуки одного тона пентатоники, кони в упряжке, даже лук и стрела, так и разнородные, напр, струны одного инструмента. Второй вид "гармонии" требует согласования "внутреннего" с "внешним" (напр., рук и сердца мастера) при главенстве "внутреннего" и доступен только мудрецам, но первый вид (согласование "внешнего" с "внешним") является ступенью ко второму.

Идеалом является "Великая (Высшая) гармония" (тай X.)- отсутствие потребности во "внешнем" для постижения "Единого" (дао), достижение бессмертия "сердца" (синь (1)), приобщающегося к вечности.Термин тай X., введенный в комментирующей части "Чжоу и" (4 в. До н.э.), означал там предельно гармонизированное состояние, допуская и натурфилос., и антропологич. Истолкование ("сбережение (себя) в единении с Великой гармонией благоприятствует целомудрию"). Особое значение указ, понятие приобрело в неоконфуцианстве с его тягой к подкреплению онтологич. Основ этики. "Великая гармония" начинает приобретать более отчетливые черты некой фазы онто- или космогенеза (этапа динамич. Равновесия), и даже источника этих процессов.Согласно учению Чжан Цзая (11 в.), "гармония" - Х.

Предусматривает определенные количественные - пространственно-временные - соотношения. По "величине" (да) и "длительности" (цзю). Полная пространственно-временная сбалансированность - "совокупная Великая гармония" прямо определяется как дао. "Великая гармония" содержит в себе "природу (сын (1)) взаимовосприятия" противоположных процессов и явлений - "всплытия и погружения, подъема и опускания, движения и покоя" - и является "началом, порождающим ритмичную циркуляцию (пневм), соударения противоположных (субстанций), победы и поражения, сгибание и выпрямление". При этом отсутствие "подобия естеств. Ритмичной циркуляции" (т.е. Хотя бы виртуальных форм ритмизованных процессов) исключает возможность "Великой гармонии".

Гл. Создатель неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) именовал "Великую гармонию" "(состоянием) пневмы (при) встрече и соединении столкнувшихся и гармонизировавшихся (X.) (субстанций) инь ян".Ван Чуаньшань (17 в.) выделял две составляющие "Великой гармонии" - "пневму" и "дух" (шзнь (1)). Последний отождествлен со структурообразующим началом - "принципом (ли (1|) чистого (взаимопроникновения двух пневм" (инь (1) и ян (1)) и не м.б. Выражен в "образе" (сян (1))- внеш. Знаке. Зато "дух" - "принцип" пребывает внутри "образа", неотрывного от "пневмы". Соответственно "Великая гармония" - всеобъемлющая "гармония инь (1) и ян (1), пневмы и духа (внутреннего и внешнего) доведенная до предела". Она невозможна без существования "оформленных орудий" (син ци, см.

Син (2), Ци (2))- феноменальных атрибутов дао. "Гармония" возможна лишь на этой стадии онто- и космогенеза - генетически связана с ней. В то же время "Великая гармония" неотрывна от состояния первонач. "Хаоса", но уже при наличии в нем динамики "разделения и объединения инь ( 1 ) и ян (1)", представляя собой некое погранич. Состояние. Поскольку Ван Чуаныиань отрицал уничтожимость Вселенной, состояние "Великой гармонии" в его учении м.б. Отнесено к становлению отд. Вещей и явлений (систем).**Ломеранцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзь Г-II в. До н.э.). М., 1979. С. 78 -81. Bodde D. Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // Studies in Chinese Thought. Chic., 1953. Cheng Chung-ying. Toward Constructing a Dialectics of Harmonization.

Harmony and Conflict in Chinese Philosophy // JPC. 1977. Vol. 4. №3.А.Г. Юркевич.

Значения в других словарях
Удовлетворение

-я, ср.. ..

Удовлетворение

• большое удовлетворение. ..

Удовлетворение

Воздаяние, возмещение, возмездие, плата, отплата.. ..

Удовлетворение

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Удовлетворять, удовлетворить.2) Удовольствие, испытываемое тем, чьи требования, желания или потребности удовлетворены.3) перен. Устар. Отмщение, расплата кровью, жизнью за нанесенную обиду, оскорбление. Дуэль.. ..

Удовлетворение

УДОВЛЕТВОРЕ́НИЕ -я. Ср.. ..

Удовлетворение

-я, ср. 1. См. Удовлетворить, -ся. 2. Чувство того, кто доволен исполнением своих стремлений, желаний, потребностей. Получить полное у. От работы. Чувстве удовлетворения. Испытывать у.. ..

Удовлетворение

Удовлетворения, мн. Нет, ср. 1. Действие по глаг. Удовлетворить в 1. 2 и 3 знач. - удовлетворять. Удовлетворение кредиторов. Удовлетворение запросов. Удовлетворение потребностей. Удовлетворение обиженного. 2. Удовольствие, испытываемое тем, чьи требования, желания или потребности удовлетворены. Удовлетворение от поездки. Выслушал ответ с полным удовлетворением. Испытывать чувство удовлетворения. Требовать удовлетворения (устар.) - вызывать на дуэль. Я не требовал удовлетворения от этого пьяного ..

Удовлетворение

1. Исполнение желаний, потребностей. 2. Возмещение ущерба кому-либо.. ..

Удовлетворение

Эмоциональное состояние, вызываемое достижением некоторой цели. Интересно, что ранние бихевиористы (например, Торн-дайк) использовали этот термин свободно, несмотря на его неизбежные психологические качества. См. Источник удовлетворения о попытках Торндай-ка преодолеть эту трудность.. ..

Удовлетворение

Половое, комплекс психофизиологических реакций, характеризующих заключительную стадию полового акта и проявляющихся чувством довольства, мышечного расслабления с оттоком крови от половых органов. У мужчин чувство удовлетворения наступает непосредственно после эякуляции и оргазма.У женщин в одних случаях оно возможно даже без получения оргастической разрядки, а в других оно может быть неполным (например, у некоторых мультиоргастических женщин, способных в процессе полового акта испытать несколько..

У чэн

См. Учитель из соломенной хижины. ..

Умелая работа

См. Подвижничество. ..

Дополнительный поиск Удовлетворение Удовлетворение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Удовлетворение" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Удовлетворение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 14 символа