Учение о гуманности

139

ЖЭНЬ СЮЭ "Учение о гуманности".Гл. Филос. И социально-политич. Соч. Тань Сытуна. Наряду с "Да тун шу" Кан Ювэя является источником по идеологии движения за реформы (1895 - 8). Завершено в январе 1897. При жизни автора не публиковалось. С января 1899 частями печаталось в выходившей на кит. Языке в г. Иокогама (Япония) газете "Цинъи бао" ("Обсуждение (проблем) Китая") и в шанхайской "Ядун шибао" ("Вост. Азия"). Впоследствии рукопись была утеряна, поэтому указ, публикации являются наиболее аутентичными, хотя и содержат немало разночтений. "Ж.с." состоит из двух разд. И 50 глав. В первом разд. Очерчена картина мироздания, проецируемая на кит. Об-во. Второй разд. Посвящен в основном проблемам политич. Устройства Китля и завершается пророчеством о высшем пределе развития человечества и мироздания.Вынесенное в заголовок конф.

Понятие жэнь (2) ("гуманность") в нек-рых аспектах приближается у Тань Сытуна к неоконф. Интерпретации этой категории как космич. Любви, объединяющей человека с мирозданием, и соотнесено с буд. Понятием "безбрежного океана истинной сущности" (кит. Син хай), "всеобщей любовью" (цзянь ай) Мо Ди (4 - 3 вв. До н.э.) и "душой" в христианском понимании.Автор часто применяет специфич. Кит. Приемы филос. Построений, когда заключения о свойствах мира выводятся из значений и даже этимологии графич. Элементов иероглифов, обозначающих филос. Понятия. Последние у Тань Сытуна взаимообусловлены, взаимозаменяемы и призваны передать идею единства и постоянной прогрессивно направленной изменчивости мира. Пребывающий в состоянии покоя Китай оказывается в противоречии с "естеств.

Законом". "Иди - и победишь. Остановись - и погибнешь". Китайцы должны прекратить политику самоизоляции и осознать себя частью единой семьи народов. "Все эти неуместные разговоры о "закрытии", "разрыве" отношений, о "запрете" означают отказ от общения, а единств, причиной их появления является отсутствие гуманности". Экономич., политич., науч., культурные контакты помогают осуществлению всеобщей связи между людьми и потому "гуманны". Мир развивается поступательно, поэтому то, что было хорошим вчера, может оказаться бесполезным и даже вредным сегодня. Следовательно, деятельность реформаторов имеет объективный смысл.**Тан Чжицзюнь. "Ж.с." бань бэнь тань юань (В поисках истоков первого изд. "Ж.с.") // Сюэшу юэкань.

1963. №5. См. Также лит-ру к ст. Тань Сытун.Е.Ю. Стабурова.

Значения в других словарях
Учение белого лотоса

БАЙЛЯНЬ ЦЗЯОСобирательное назв. Целого ряда кит. Сект и их доктрин, проповедующих идею спасения посредством перерождения в "Зап. Раю" (или "Чистой земле"- Цзин ту).Др. Назв.- Байлянь шэ ("Об-во Белого лотоса"), Байлянь цзун ("Секта Белого лотоса"). Б.ц. Не было единой орг-цией с четкой иерархич. Структурой, традиция Б.ц. Скорее представляла собой совокупность ряда сотериологич. Постулатов, космогонич. И гносеологич. Идей. Черты единой орг-ции и даже движения Б.ц. Приписывала в основном нар. Молв..

Учение великое

См. Наука высочайшая. ..

Учение о праджне

БОЖО СЮЭТечение в кит. Буддизме махаяны. В пер. Правления дин. Вэй (220 - 65) и Цзинь (265 - 420) было одним из двух наиболее влият. Направлений, получивших распространение гл. Обр. На юге Китая. Осн. Внимание уделяло изучению и толкованию смысла еутр из раздела "Праджняпарамита". Стало распространяться после того, как в конце пер. Правления дин. Вост. Хань (25 - 220) Чжичань перевел сутру "Дао син божо цзин" (санскр. "Аштасахасрика праджняпарамита сутра") и в Китае получили широкое хождение сут..

Учение о принципе

См. Принцип. Учение о принципе. ..

Дополнительный поиск Учение о гуманности Учение о гуманности

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Учение о гуманности" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Учение о гуманности, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 19 символа