Хань юй

206

Хань Туйчжи, Хань Чанли.768, Хэян (запад совр. Уезда Мэнсянь пров. Хэнань), - 824.Философ, литератор. Рано осиротел, упорно занимался самообразованием, добился высшей ученой степени цзиньши. Был чл. ("д-ром" - боши) Гос. Академии (Гоцзы). Несколько раз за независимость и нелицеприятность суждений попадал в опалу (в части., за то, что укорял императора Сянь-цзуна за поклонение мощам Будды) и вновь возвращался на службу в центр, ведомства. Вместе с Лю Цзунъюанем был инициатором "движения за возвращение к древности" (фу гу), в лит. Сфере вылившегося в создание стиля, осн. На синтезе языковых форм эпохи Цинь - Хань (3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.), - т.н. Стиля гувэнь, а в сфере мировоззрения проявившегося в поисках путей к возрождению авторитета конф.

Мысли и восстановлению обществ, порядка "золотого века". Осн. Соч. - "Юань дао" ("Обращение к началу дао"), "Юань син" ("Обращение к началу (индивид.) природы"), "Юань гуй" ("Обращение к началу (мира) духов"), "Ши шо" ("Поучения") и др. - сведены в сб. "Чанли сяньшэн цзи" ("Собр. Произв. Учителя Чанли").Доказывал историч. Первенство конфуцианства перед даосизмом и буддизмом. "передача традиции" (дао тун) конфуцианства, по Х.Ю., идет непрерывно от "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей полумифич. Древности. Ставил в один ряд понятия "гуманность" (жэнь (2)), "долг/справедливость" (и (1)), дао и "благодать/добродетель" (дэ (1)). "гуманность", представляющая собой "всеохватную любовь", реализуется в сообразуемом с нею действии, представая "долгом/справедливостью", подобно тому как причина всего вмире - дао реализует свою самодостаточность во внеш.

Проявлении "благодати/добродетели" ("благой силы") ("Юань дао"). Учения даосизма и буддизма, не признающие, по Х.Ю., "гуманности" и "долга/справедливости", тем самым разоблачают свое несоответствие вселенским истокам морали. Им они противопоставляют "почитание пустотности (сюй) и отсутствия/небытия (у (1), см. Ю - у, Кун)", бессмысленное в свете учения "Да сюэ" о путях увеличения возможностей упорядочивающего воздействия личности на мир. От "самосовершенствования" (сю шэнь) до "упорядочения семьи" (ци цзя) и далее до "управления гос-вом" (чжи го) и "умиротворения Поднебесной" (пин Тянь ся). Подчеркивая ведущую роль "небесного предопределения" (тянь мин, см. Мин (1)) в человеч. Жизни (им обусловлены знатность и худородность, несчастья и благополучия), в то же время отмечал заведомую неопределимость "границ" компетенции Неба и человека в судьбе индивидуума (см.

Тянь). Признавал существование "навей и духов" (гуй шэнь, см. Шэнь (1)) как "оформленных" (син (2)) и имеющих "вещное бытие" (у ю, см. У (3), Ю - у) "безмолвных" ("беззвучных" - у шэн) структур. При совершении человеком недолжного поступка, идущего вразрез с законами Неба, к-рые выражены в этич. Нормах, демоны-нави (гуй) воздействуют на "(телесные) формы" вещного мира. Эти воздействия проявляются в сфере "звуков", т.е. Чувственно воспринимаемой обл. Бытия, и ведут к несчастьям. Придавал большое значение жертвоприношениям как условию "доступа к Небу и духам" ("Юань дао"), но отрицал присутствие сверхъестеств. Сил в предметах культа и мощах, отвергая поклонение им. Предложил учение о "трех категориях природы и чувственности" (син цин сань пинь), т.е.

Градациях человеч. Личности. Высшей категории (шан пинь) присущи только "добро" (шань) и пять моральных качеств - "гуманность", "благопристойность" (ли (2)), "благонадежность" (синь (2)), "долг/справедливость" и "разумность" (чжи (1)), при этом "семь эмоций" (ци цин)- радость (си), гнев (ну), печаль (ай (2)), страх (цзюй), любовь (ай (1)), ненависть (э), вожделение (юй) пребывают в состоянии полной уравновешенности - "срединности" (чжун (1)). Средней категории (чжун пинь) свойственны и "добро", и "зло", любое из пяти моральных качеств может присутствовать либо отсутствовать, эмоции - незначительно отклоняться в сторону избыточности или недостатка. Низшей категории (ся пинь) присущи только "зло", полный аморализм и эмоциальная недостаточность либо чрезмерность ("Юань син").Рассматривал историч.

Процесс как результат творчества "совершенномудрых" государей древности, приписывая им роль культурных героев и "учителей" человечества - создателей одежды, способов добывания и приготовления пищи, строительства жилья, изготовления орудий труда и лекарств, а главное - музыки и этико-ритуальной "благопристойности", системы наказаний и управления ("Юань дао"). Путь к восстановлению идеального обществ, порядка древности, избавлявшего людей от голода и болезней, прививавшего им любовь, милосердие и трудолюбие, Х.Ю. Усматривал в ликвидации даосизма и буддизма - превращении монахов в простолюдинов, а храмов - в жилые помещения, уничтожении их священных книг. Кардинальное устранение тлетворного духовного влияния посредством имп.

Указа должно обеспечить возвращение Поднебесной к "пути древних правителей".*Х.Ю., Лю Цзун-юань. Избранное. Пер. И. Соколовой. М., 1979. Хань Чанли цзи. Пекин, 1958. Chan Wing-tsit (tr.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princ., 1963 -L., 1969. "Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. С. 103 - 31. Гусаров В.Ф. Нек-рые положения теории пути Х.Ю. // Письменные памятники Востока. 1972. М., 1977. Мартынов А.С. Конф. Утопия в древности и средневековье // Кит. Социальные утопии. М., 1987..

Значения в других словарях
Хань Юй

(второе имя — Туй-чжи, прозвище — Чан-ли) (768—824), китайский философ, литератор и общественный деятель. Один из зачинателей «движения за возврат к древности» в литературе, в котором некоторые исследователи видят начало Возрождения (См. Возрождение) в китайской литературе. Занимал высокие должности, за непреклонность в суждениях не раз бывал в опале. Выступал против буддизма и даосизма, осуждал суеверия. Требовал уничтожить монастыри, экспроприировать их собственность, сжечь враждебные конфуциа..

Хань Юй

ХАНЬ ЮЙ (768-824) - китайский философ, литератор. Один из зачинателей т. Н. Движения за возврат к древности в китайской литературе. Выступал за упрощение литературного стиля. Философские трактаты, эссе, стихи.. ..

Хань фэй-цзы

Трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. До н.э.). Совр. Текст состоит из 55 пяней (глав), не все из к-рых единогласно признаются аутентичными.В "Х.Ф .-ц." соединены и развиты легистские доктрины .Шан Яна и Шэнь Бухая. У первого преемствовано прежде всего учение о всесилии писаного юридич. Закона (фа (1)). Концепция "наград и наказаний" как осн. Метода управления. Учение о примате земледелия и войны над всеми др. Занятиями. У Шэнь Бухая почерпнута идея системы управления г..

Хань. царство

См. Царство хань. ..

Ханьлинь академия

Гос. Институция в старом Китае, совмещавшая функции культурного учреждения, имп. Канцелярии по особо важным делам и органа идеологич. Контроля. Создана в 738 для составления проектов указов и науч. Трудов по высочайшему повелению. С 10-11 вв. В обязанность Х.а. Вменено также гос. Историописание. С 15 в. В состав академии стали вводить особо отличившихся на столичных экзаменах на высшую ученую степень цзиньши. После трехгодичного совершенствования в обл. Конф. Словесности они становились членами ..

Дополнительный поиск Хань юй Хань юй

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хань юй" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хань юй, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 7 символа