Хуань тань
43 до н.э., Сян (совр. Уезд Суйси пров. Аньхой), 28.Философ, литератор, каноновед - представитель школы гувэнь цзин сюэ (см. Цзин сюэ), идеология, предшественник философа-материалиста Ван Чуна (1 в.). Происходил из семьи нач-ка придворных музыкантов. Состоял на придворной службе. Был сведущ. Как в конф. Канонах, так и в даос, текстах ("'Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы"), даос, религ. Практике и медицине, ритуальной музыке. За нововведения в этой обл. И критич. Отношение к офиц. Идеологич. Ценностям неоднократно подвергался наказаниям. Осн. Соч. Х.Т. "Синь лунь" ("Новые суждения") вызвало гнев императора Гу-анъу-ди, усмотревшего в нем "неуважение к совершенномудрым (см. Шэн (1)) и законам". Х.Т. Был удален от двора. Получив приглашение ко двору Лю Аня, правителя обл.
Хуайнань, по дороге туда умер.Суждения Х.Т. Отличаются крайним антиавторитаризмом. Он отрицал личные достоинства Конфуция и практич. Ценность "Чунь цю", противопоставляя этой летописи собств. Соч., призванное "способствовать успешному правлению". Выступал против идеализации древних мудрецов, утверждая, что "последующие совершенномудрые не нуждаются в обязательном продолжении идей тех совершенномудрых, что были прежде". В принципе не отрицая необходимости изучения наследия прошлого, Х.Т. Причину падения Ван Мана (9 - 23), предшественника дин. Вост. Хань (25 - 220), усматривал в попытках подражания "древности" (гу (2)) и "пренебрежении близким", т.е. Анализом настоящей ситуации, а также в отказе от использования "знающих и опытных людей".
Последний тезис в духе конф. Доктрины "правления (посредством) людей" (жэнь чжи, см. Ван дао) сочетается у Х.Т. С апологией исключающих произвол "ясных законов", к-рые вместе с тем должны "отвечать желаниям народа". Попытка управлять им "с помощью посоха", как стадом, привела к свержению дин. Цинь (221 - 207 до н.э.).Критически относясь ко многим суевериям, к популярным в его время учениям о возможности обрести бессмертие (см. Сянь сюэ), Х.Т. В то же время воздерживался от комментариев по поводу "чудесных" явлений и случаев, к-рым не мог найти рациональное объяснение. Проявлял теоретич. Интерес к медицине и практике продления жизни, проводил параллели между закономерностями жизнедеятельности организма и функционированием гос-ва.Х.Т.
Резко протестовал против использования канонов для мантич. Целей (см. Вэй шу) и приписывания этой практики "совершенномудрым" и Конфуцию, что послужило гл. Причиной его опалы.*Синь лунь // Чжунго чжэсюэ ши цзыляо. Лян Хань чжи бу (Материалы по истории кит. Философии. Разд. "Две дин. Хань"). Пекин, 1960. Синь лунь (фрагмент). Вступ. Ст. И пер. Е.П. Синицына // Древнекит. Философия. Эпоха Хань. М., 1990. Pokora T. (tr.). Hsin-lun (New Treatise) and Other Writings by Huan T'an (43 B.C.-28 A.D.). Ann Arbor, 1975. **Forke A. Huan T'an // Geschichte der mittelalterlichen chinesishen Philosophic. Hamb., 1934.А.Г. Юркевич.
Дополнительный поиск Хуань тань
На нашем сайте Вы найдете значение "Хуань тань" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хуань тань, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 10 символа