Хуань тань

226

43 до н.э., Сян (совр. Уезд Суйси пров. Аньхой), 28.Философ, литератор, каноновед - представитель школы гувэнь цзин сюэ (см. Цзин сюэ), идеология, предшественник философа-материалиста Ван Чуна (1 в.). Происходил из семьи нач-ка придворных музыкантов. Состоял на придворной службе. Был сведущ. Как в конф. Канонах, так и в даос, текстах ("'Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы"), даос, религ. Практике и медицине, ритуальной музыке. За нововведения в этой обл. И критич. Отношение к офиц. Идеологич. Ценностям неоднократно подвергался наказаниям. Осн. Соч. Х.Т. "Синь лунь" ("Новые суждения") вызвало гнев императора Гу-анъу-ди, усмотревшего в нем "неуважение к совершенномудрым (см. Шэн (1)) и законам". Х.Т. Был удален от двора. Получив приглашение ко двору Лю Аня, правителя обл.

Хуайнань, по дороге туда умер.Суждения Х.Т. Отличаются крайним антиавторитаризмом. Он отрицал личные достоинства Конфуция и практич. Ценность "Чунь цю", противопоставляя этой летописи собств. Соч., призванное "способствовать успешному правлению". Выступал против идеализации древних мудрецов, утверждая, что "последующие совершенномудрые не нуждаются в обязательном продолжении идей тех совершенномудрых, что были прежде". В принципе не отрицая необходимости изучения наследия прошлого, Х.Т. Причину падения Ван Мана (9 - 23), предшественника дин. Вост. Хань (25 - 220), усматривал в попытках подражания "древности" (гу (2)) и "пренебрежении близким", т.е. Анализом настоящей ситуации, а также в отказе от использования "знающих и опытных людей".

Последний тезис в духе конф. Доктрины "правления (посредством) людей" (жэнь чжи, см. Ван дао) сочетается у Х.Т. С апологией исключающих произвол "ясных законов", к-рые вместе с тем должны "отвечать желаниям народа". Попытка управлять им "с помощью посоха", как стадом, привела к свержению дин. Цинь (221 - 207 до н.э.).Критически относясь ко многим суевериям, к популярным в его время учениям о возможности обрести бессмертие (см. Сянь сюэ), Х.Т. В то же время воздерживался от комментариев по поводу "чудесных" явлений и случаев, к-рым не мог найти рациональное объяснение. Проявлял теоретич. Интерес к медицине и практике продления жизни, проводил параллели между закономерностями жизнедеятельности организма и функционированием гос-ва.Х.Т.

Резко протестовал против использования канонов для мантич. Целей (см. Вэй шу) и приписывания этой практики "совершенномудрым" и Конфуцию, что послужило гл. Причиной его опалы.*Синь лунь // Чжунго чжэсюэ ши цзыляо. Лян Хань чжи бу (Материалы по истории кит. Философии. Разд. "Две дин. Хань"). Пекин, 1960. Синь лунь (фрагмент). Вступ. Ст. И пер. Е.П. Синицына // Древнекит. Философия. Эпоха Хань. М., 1990. Pokora T. (tr.). Hsin-lun (New Treatise) and Other Writings by Huan T'an (43 B.C.-28 A.D.). Ann Arbor, 1975. **Forke A. Huan T'an // Geschichte der mittelalterlichen chinesishen Philosophic. Hamb., 1934.А.Г. Юркевич.

Значения в других словарях
Хуан-ди нэй цзин

См. Канон о внутреннем. ..

Хуан-ди учение

См. Лао учение. ..

Хуаянь школа

Одно из ведущих направлений кит. Буддизма. Свое учение основывает на инд. "Аватамсака сутре" (кит. "Хуа янь цзин"- "Сутра цветочной гирлянды"). Особо важной признается гл., обычно называемая "Жу фа цзе пинь" ("Гл. О вступлении в дхармадхату"). В Х.ш. Почитаются также "Маханирвана сутра" ("Непань цзин"- "Сутра нирваны") и "Махаяна шрадцхотпада шастра" ("Да чэн ци синь лунь"- "Шастра с пробуждении веры в махаяну").Основателем Х.ш. Традиционно считается Душунь (6 - 7 вв.), автор трактата "Хуа янь ф..

Хун мин цзи

См. Сочинения, светоч истины распространяющие. ..

Дополнительный поиск Хуань тань Хуань тань

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хуань тань" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хуань тань, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 10 символа