Хуаянь школа

160

Одно из ведущих направлений кит. Буддизма. Свое учение основывает на инд. "Аватамсака сутре" (кит. "Хуа янь цзин"- "Сутра цветочной гирлянды"). Особо важной признается гл., обычно называемая "Жу фа цзе пинь" ("Гл. О вступлении в дхармадхату"). В Х.ш. Почитаются также "Маханирвана сутра" ("Непань цзин"- "Сутра нирваны") и "Махаяна шрадцхотпада шастра" ("Да чэн ци синь лунь"- "Шастра с пробуждении веры в махаяну").Основателем Х.ш. Традиционно считается Душунь (6 - 7 вв.), автор трактата "Хуа янь фа цзе гуань" ("О созерцании дхармадхату (по учению) Хуа янь (цзин)"), вторым патриархом - Чжиянь. В действительности основал школу и систематизировал ее учение Фацзан (7 - нач. 8 в.) Ему наследовал Дэнгуань, преемником к-рого стал Цзунми (8 - 9 вв.).

После него начинается длительный упадок Х.ш. Однако еще несколько столетий она оставалась осн. "доктринальной" (цзяо) буд. Школой, по влиянию уступая лишь школам "созерцательного" (чань) характера, уделявшим особое внимание религ. Практике и использованию методов психотехники. Х.ш. Не имеет инд. Аналога. Для нее характерен особый интерес к собственно филос. Проблематике, широкое использование терминологии классич. Кит. Философии.В учении Х.ш. Сочетаются положения двух ведущих направлений классич. Буддизма (см. Саньлунь школа)- мадхьямики и виджнянавады (см. Вэйши школа). Осн. Идеи последней дополнены учением мадхьямики об "истинной реальности", существующей в качестве объективного внерефлективного бытия (санскр. Татхата, бхута-татхата, кит.

Чжэнь жу). Это привело к активному усвоению мыслителями Х.ш. Инд. Доктрины татхагата гарбхи (кит. Жу лай цзан - "вместилище (лоно) так приходящего", т.е. Будды)- абс. И единого субстратного сознания, выступающего источником не только эмпирич. Видов сознания, но и порождающего их "сознания-сокровищницы" (алайя-виджняна, алие ши, цзан ши), к-рое считается исходным в виджня-наваде. Татхагата-гарбха рассматривается в качестве единого "я" всего сущего.На основе данной доктрины мыслители Х.ш. Разработали ориг. Холистич. Учение о "беспрепятственном (взаимопроникновении) принципов и вещей/дел" (ли ши у ай). Оно рассматривает мир как единый универсум (см. Фа цзе), все элементы - дхармы (фа (1), п. 2)-к-рого образуют единое целое, полностью присутствующее в каждом из этих элементов.

Универсум в соч. Х.ш. Часто уподобляется или сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или со всех сторон окруженному зеркалами образу будды, к-рый до бесконечности отражается в них. Используя понятие "принцип" (ли (1)), разработанное философами школы сюань сюэ, мыслители Х.ш. Описывали совершенное, нирваническое (см. Непань) состояние "единого сознания" (и синь) как совокупность содержащихся друг в друге "принципов". Они пребывают в таком же единстве с вещами эмпирич. Мира (ши (3)), также являющимися аспектами "единого сознания". Др. Важнейшая доктрина Х.ш.- "беспрепятственное (взаимопроникновение) вещей/дел" (ши ши у ай)- предполагает взаимосвязь и "взаимовключенность" всех вещей и явлений ("все сущее едино в едином сознании").

Х.ш. Предлагала детальный анализ уровней и состояний бытия по принципу ши сюань ("десять сокровенных"), подразумевающему такие критерии, как целостность, единство, различия, тождество и варианты их диалектич. Взаимодействия. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как "единым сознанием", выходя из иллюзорного мира рождений-смертей (см. Лунъхуэй). Х.ш. Рассматривала свое учение как высшее и совершенное - "единств, колесницу" (и чэн) буддизма (см. Сань чэн). Доктрины всех др. Буд. Школ оценивались как ступени к постижению хуаяньской философии или ее частные аспекты.В рамках Х.ш. Возникали различные направления. Так, в 11 в. Монахом Кун Цинцзюэ создана "школа Белого облака" (Байюнь цзун, по назв.

Монастыря Бай-юньань в пров. Ханчжоу), разделившая буд. Учения на 10 категорий (из к-рых высшей - "колесницей Будды" - провозглашалась Х.ш.) и придерживавшаяся принципа "единства трех учений" (см. Сань цзяо). Эта школа, последователи к-рой не принимали монашеского пострига, с 1202 неоднократно запрещалась имп. Указами.Взгляды Х.ш. Оказали значит, влияние на формирование неоконф. (см. Неоконфуцианство) учения о соотношении "принципа" и "пневмы" (ли-ци), на разработку др. Филос. Проблем в рамках неоконф. Направления ли сюэ. Учение Х.ш. Проникло в Корею (7 в., школа Хваом) и Японию (8 в., школа Кэгон сю).**Янгутов Л.Е. Филос. Учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. С. 237 - 252.

Chan G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park -L., 1971. Verdu A. Dialectical Aspects in Buddhist Thought. Studies in Sino-Japanese Mahayana Idealism. N.Y., 1974. Clcaryи Tli. Entry into the Inconceivable. An Introduction to Hwa-Yen Buddhism. Honolulu, 1983.E.A. Торшнов.

Значения в других словарях
Хуан-ди учение

См. Лао учение. ..

Хуань тань

43 до н.э., Сян (совр. Уезд Суйси пров. Аньхой), 28.Философ, литератор, каноновед - представитель школы гувэнь цзин сюэ (см. Цзин сюэ), идеология, предшественник философа-материалиста Ван Чуна (1 в.). Происходил из семьи нач-ка придворных музыкантов. Состоял на придворной службе. Был сведущ. Как в конф. Канонах, так и в даос, текстах ("'Дао дэ цзин" и "Чжуан-цзы"), даос, религ. Практике и медицине, ритуальной музыке. За нововведения в этой обл. И критич. Отношение к офиц. Идеологич. Ценностям н..

Хун мин цзи

См. Сочинения, светоч истины распространяющие. ..

Хун сюцюань

Жэнь Кунь. 1814 - 1864Основатель религиозно-политич. "Об-ва поклонения Верховному владыке" (Бай Шан-ди хуэй), один из организаторов и духовный вождь крестьянского движения тайпинов (1851 - 64), расшатавшего устои феод, строя и подготовившего почву для массовых нар. Выступлений в последующие десятилетия, "Небесный князь" (тянь-ван) тайпинского Небесного гос-ва (Тяньго).Испытывал влияние христианской доктрины, с к-рой познакомился в молодости. Призывал к уничтожению "демонов", воплощениями к-рых ..

Дополнительный поиск Хуаянь школа Хуаянь школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хуаянь школа" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хуаянь школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 12 символа