Хуэй-цзы

182

ХУЭЙ ШИ (Хуэй-цзы)Ок. 370 до н.э., гос-во Сун,- ок. 310 до н.э.Виднейший, наряду с Гунсунь Лунам, представитель школы мин цзя. По преданию, был дружен с Чжуан Чжоу. Занимал пост сяна ("канцлера") гос-ва Вэй, участвовал в дипломатич. Переговорах правителей гос-в Вэй и Ци, в рез-те к-рых они признали права друг друга на статус вана (царя, см. Ван дао), отрицавшийся за правителем Ци. Добивался т.н. "союза по горизонтали" (хэ цзун) гос-в Ци и Чу против гос-ва Цинь. Упомянутый в библиографич. Разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) трактат "Хуэй-цзы" утерян. Его высказывания и сведения о деятельности содержатся в "Чжуан-цзы", "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.), "Люй-ши чунь цю", "Хань Фэй-цзы" (3 в. До н.э.) и др. Памятниках. Считается автором ряда парадоксальных суждений.

О "совпадении тождества-различия" (хэ тун и), о том, что "бесконечное конечно", "щенок не есть собака", "огонь не горяч", "если палку длиной в один чи (ок. 30 см) каждый день переламывать пополам, то деление не закончить в течение десяти тыс. Лет" и др. Предположительно первым из кит. Философов в рамках проблемы соотношения "имен и реалий" (мин - ши, см. Мин (2)) отчетливо поставил вопросы соотнесения языковых выражений с внеязыковыми сущностями, а также вопросы смысла терминов и их смысловых связей. Центр, тезис Х.Ш.- о "большом и малом тождествах-различиях" (да сяо тун и). В синологич. Лит-ре он толкуется по-разному. Напр., Фэн Юланъ рассматривал его как противопоставление т. Зр. Обыденного сознания на "сходства" (так интерпретируется иероглиф тун (1)- "тождество", "единение", см.

Да тун (1)) и "различия" (понимаемые как сходства-различия между отд. Вещами) филос. Пониманию относительности всех сходств и различий. Если рассматривать вещи с т.зр. Их сходств, то все они оказываются сходными. Если же их рассматривать под углом различий между ними, все они различны. Указ, трактовку развивает Фэн Ци. По его мнению, "малое тождество-различие" (сяо тун и) описывает факт деления рода (напр., животные - орел, лань) на отличные др. От др. Виды (напр., лань - четвероногое животное). "Большое тождество-различие" (да тун и) Фэн Ци объясняет подобно Фэн Юланю, но вводя термины "общее" (вещи с т. Зр. "тождества") и "особенное" (с т. Зр. "различий"). Существуют и др. Толкования учения Х.Ш., представляющие его релятивистом (наподобие Чжуан Чжоу), софистом либо диалектиком, противостоящим моистскому (см.

Мо цзя) "формально-логич. Подходу" к проблеме "имен и реалий". В целом принято считать, что тезис о "большом тождестве-различии", сводящийся к "совпадению тождества-различия", служит у Х.Ш. Логич. Обоснованием "единотелесности" мироздания (и ти, см. Тянь). См. Также ст. Мин цзя, Гунсунь Лун.**Крушинский. А.А. Имена и реалии в древнекит. Логике и методологии (обзор) // Совр. Историко-науч. Исследования. Наука в традиц. Китае. Реферативный сб. М., 1987. Ху Ши. Сянь Цинь мин сюэ ши (История доциньского учения об именах). Гирин, 1983. Гу Ди, Чжоу Ин. Х.Ш. Сысян юй сянь Цинь мин сюэ (Идеи Х.Ш. И доциньское учение об именах). Пекин, 1990.Ли Си.

Значения в других словарях
Хуэйнэн

638, Синьчжоу (совр. Синьсиндун пров. Гуандун),- 713Шестой патриарх Чань школы, основоположник южн. Ветви (нань цзун) Чань, впоследствии ставшей ортодокс, направлением в кит. Чань-будцизме. Мирская фамилия Лу, род. В семье чиновника. В раннем детстве потерял отца, рос в нужде, не имея возможности получить образование. Повзрослев, стал дровосеком.По преданию, услышав, как некий прохожий декламировал "Алмазную сутру" ("Ваджраччхедика праджняпарамита сутра"), обрел "внезапное просветление" (дунь у)..

Хуэйюань

334, Лоуфань (совр. Уезд Дайсянь пров. Шэньси),- 416Буд. Монах, мыслитель, в творчестве к-рого мотивы и фразеология традиц. Кит. Идейных течений, гл. Обр. Даосизма, соединились с императивами буд. Подвижничества. Почитается в буд. Цзинту школе как ее основоположник. Мирская фамилия Цзя. Известен как "старший X." в отличие от "младшего X."- буд. Мыслителя эпохи Суй (581 - 618). Сведения о жизни и творчестве содержатся в "Гао сэн чжуани" и позднейших кит. Буд. Соч. 14 произв. X. Полностью или час..

Дополнительный поиск Хуэй-цзы Хуэй-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хуэй-цзы" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хуэй-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 8 символа