Хуэйюань

159

334, Лоуфань (совр. Уезд Дайсянь пров. Шэньси),- 416Буд. Монах, мыслитель, в творчестве к-рого мотивы и фразеология традиц. Кит. Идейных течений, гл. Обр. Даосизма, соединились с императивами буд. Подвижничества. Почитается в буд. Цзинту школе как ее основоположник. Мирская фамилия Цзя. Известен как "старший X." в отличие от "младшего X."- буд. Мыслителя эпохи Суй (581 - 618). Сведения о жизни и творчестве содержатся в "Гао сэн чжуани" и позднейших кит. Буд. Соч. 14 произв. X. Полностью или частично вошли в "Да цзан цзин". Он получил традиц. Конф. Образование, увлекался даос, лит-рой. В 20-летнем возрасте встретился с Даоанем, со временем стал его любимым учеником, знатоком "Праджняпарамита сутры" (кит. "Божо цзин"). По преданию, в буд. Проповеди удачно применял цитаты из даос, трактатов, что вызвало одобрение Даоаня.

В 379 - 84 проповедовал в Цзинчжоу, в 384 (по др. Версии, в 381) поселился в монастыре Дунлиньсы в горах Лушань (пров. Цзянси), имел множество учеников. Агиографич. Традиция сообщает о его дружбе с поэтом Тао Цянем и даосом Лу Сюцзином (в действительности жившим в 406 - 77). Эта житийная версия легла в основу известного сюжета традиц. Кит. Живописи "Трое смеющихся друзей". К школе X., известной под назв. "Об-во Белого лотоса" (Байлянь шэ), восходит наименование крупнейшей средневек. Сектантской традиции Байлянь цзяо. X. Обосновывал необходимость подчинения традиц. Морали и социальным нормам, в т.ч. Власти отца и государя, для тех, кто живет в миру. Но после вступления на буд. Путь освобождения от оков бытия, поисков истинно сущего законы мира становятся несоизмеримы с новыми жизненными критериями ("Ша мэнь бу цзин ван чжэ лунь"- "О том, что шраваки не чтут царей").

В переписке с Кумарадживой акцентировал проблему истинной "сущности будды" как "тела Закона" (дхармакая, кит. Фа шэнь). В теоретич. Соч. Доказывал тождество нирваны и дхармакая как неизменной "сущности" - лакшана, син (1) ("Фа мин лунь" - "О сущности дхарм"), отстаивал тезис о "неуничтожимости души" (шэнь бу ме) при исчерпании "телесной формы" (син (2)). Обосновывал буд. Учение о воздаянии ("Сань бао лунь" - "О трояком воздаянии", "Мин бао ин лунь"- "Об уяснении (идеи) воздаяния"), необходимость практики созерцания (дхьяна, чань, см. Чань сюэ) в контексте проблемы познания. В стихотворных произв. Славословиях Будде широко использовал даос, терминологию и образность. Описывая "учение о Будде", подразумевал будду Амитабху, трансформируя даос, императив "долголетия" (чан шоу) в идею возрождения в "Зап.

Раю" - "Чистой земле", откуда открывается путь в нирвану (см. Цзинту школа).**Щуцкий Ю.К. Даос в буддизме // Восточные записки. Т. 1. Л., 1927. Фан Литянь. X. Юй ци фосюэ (X. И его учение о буддизме). Пекин, 1983. Ziircher E. The Buddhist Conquest of China. Vol. 1. Leiden, 1959..

Значения в других словарях
Хуэй-цзы

ХУЭЙ ШИ (Хуэй-цзы)Ок. 370 до н.э., гос-во Сун,- ок. 310 до н.э.Виднейший, наряду с Гунсунь Лунам, представитель школы мин цзя. По преданию, был дружен с Чжуан Чжоу. Занимал пост сяна ("канцлера") гос-ва Вэй, участвовал в дипломатич. Переговорах правителей гос-в Вэй и Ци, в рез-те к-рых они признали права друг друга на статус вана (царя, см. Ван дао), отрицавшийся за правителем Ци. Добивался т.н. "союза по горизонтали" (хэ цзун) гос-в Ци и Чу против гос-ва Цинь. Упомянутый в библиографич. Разд. "..

Хуэйнэн

638, Синьчжоу (совр. Синьсиндун пров. Гуандун),- 713Шестой патриарх Чань школы, основоположник южн. Ветви (нань цзун) Чань, впоследствии ставшей ортодокс, направлением в кит. Чань-будцизме. Мирская фамилия Лу, род. В семье чиновника. В раннем детстве потерял отца, рос в нужде, не имея возможности получить образование. Повзрослев, стал дровосеком.По преданию, услышав, как некий прохожий декламировал "Алмазную сутру" ("Ваджраччхедика праджняпарамита сутра"), обрел "внезапное просветление" (дунь у)..

Хэ сю

Хэ Шаогун 129, Фаньсянь обл. Жэньчэн (юго-запад совр. Уезда Яньчжоу (по др. Версии - Цюйфу) пров. Шаньдун), - 182Каноновед, представитель "школы текстов новых письмен" (цзиньвэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ). Дослужился до поста гл. Советника при императоре (цзяньи дафу). Создатель т.н. Учения г-на Хэ (Хэ-ши сюэ) о "(Чунь цю) Гунъян чжуани" (см. "Чунь цю"). Предложил методику выяснения "великого смысла сокровенных речений" (вэй янь да и) данного канона, т.е. Зашифрованных в архитектонике текста, обр..

Дополнительный поиск Хуэйюань Хуэйюань

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хуэйюань" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хуэйюань, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 8 символа