Хэ сю
Хэ Шаогун 129, Фаньсянь обл. Жэньчэн (юго-запад совр. Уезда Яньчжоу (по др. Версии - Цюйфу) пров. Шаньдун), - 182Каноновед, представитель "школы текстов новых письмен" (цзиньвэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ). Дослужился до поста гл. Советника при императоре (цзяньи дафу). Создатель т.н. Учения г-на Хэ (Хэ-ши сюэ) о "(Чунь цю) Гунъян чжуани" (см. "Чунь цю"). Предложил методику выяснения "великого смысла сокровенных речений" (вэй янь да и) данного канона, т.е. Зашифрованных в архитектонике текста, образах и лексике принципиальных законов управления об-вом. Осн. Соч. - "Чунь цю Гунъян чжуань цзе гу" ("Комментарии к толкованию "Весен и осеней в версии Гунъ-яна"), написанные в подражание "Цзо чжуани", и утраченные "Гунъян мо шоу" ("Безмолвная защита (версии) Гунъяна"), "Цзо-ши гао хуан" ("Уязвимые места (версии) г-на Цзо"), "Гулян фэй цзи" ("Неизлечимые недуги (версии) Гуляна").
В сб. Ван Мо (18 в.) "Хань вэй и шу мяо" ("Извлечения из утраченных книг эпох Хань и Вэй") содержатся выдержки из указ. Соч.Создал развернутое историософское "учение о трех эрах" (сань ши шо), периодах Шуай луань ("Упадок и хаос")- Шэн пин ("Начинающееся равновесие (покой, мир)") -Тай пин ("Великое равновесие (покой, мир)"), знаменующих своего рода ступени историч. Прогресса. Его протекание в пространстве и времени, а также качеств, аспект Х.С. Показывает на примере приписываемой Конфуцию (6 - 5 вв. До н.э.) летописи "Чунь цю". Говоря о временах, известных из предания, Конфуций якобы выделил тему зарождения в недрах эры Шуай луань элементов идеального правления, сосредоточившись на событиях в его родном гос-ве Лу как "внутр." землях и лишь абрисом очертив события во "внеш." пространстве - остальном Китае.
Т.о., теме зарождения элементов порядка в хаосе соответствует "пространств." тематич. Локализация в границах одного гос-ва. Следующий этап - Шэн пин - в летописи проецируется на время, события к-рого известны из устных источников, а его преимущественная пространств, проекция приходится на весь Китай как "внутр." земли по отношению к "внеш." - областям проживания "варваров". Совр. Конфуцию пер., по Х.С., служит в "Чунь цю" для демонстрации идеи Тай пин - эры, к к-рой должно привести расширение сферы идеального правления до границ всей Поднебесной и поглощения этой сферой "внеш." областей. Поэтому, говоря о том периоде, Конфуций уделяет равное внимание малым и большим событиям в Поднебесной. Х.С. Дал также подробное описание идеального об-ва, существовавшего якобы во времена древних "совершенномудрых" (шэн (1)) правителей.
Оно основано на системе "колодезных полей" (цзин тянь) и характеризуется коллективным трудом, организуемым в рамках общин, имуществ. Равенством входящих в общину семей (при двойном земельном наделе у старейших), гос. Призрением бездетных стариков и сирот, развитой многоступенчатой системой нар. Образования с отбором наиболее даровитых на гос. Посты, строгим общинным контролем за количеством труда. Утопич. Схема Х.С. Явилась реакцией на разрушение традиц. Общинных структур и концентрацию земельной собственности в руках немногих влиятельных семей. Учение Х.С. Оказало значительное влияние на средневек. Историософию и взгляды реформаторов 2-й пол. 19 в. На историч. Процесс (см. Кан Ювэй).*Чжунго Да тун сысян цзыляо (Материалы по идеологии Великого единения в Китае).
Пекин, 1959. **Мартынов А.С. Конф. Утопия в древности и в средневековье // Кит. Социальные утопии. М., 1987. Bauer W. China and the Search for Happiness. N.Y., 1976.Ли Си.
Дополнительный поиск Хэ сю
На нашем сайте Вы найдете значение "Хэ сю" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хэ сю, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 5 символа