Чистые беседы

207

ЦИН ТАНЬ "Чистые беседы"Течение филос. И обществ, мысли Китая 3 - 5 вв. И связанная с ним форма филос. Дискуссии. Традиция Ц.т. Сложилась в условиях падения авторитета конфуцианства, его социально-политич. И этич. Ориентиров после распада централизованной империи Хань (3 в. До н.э.- 3 в. Н.э.), междоусобиц, вражды влиятельных знатных родов, распространения идей даосизма и буддизма. Идеология Ц.т. Отличалась пестротой, к ее представителям в кит. Источниках причислены как сторонники, так и противники даос, философии. Для Ц.т. Были характерны и апология личной независимости, и попытки соединения идеалов внутр. Свободы с ценностями чиновника-конфуцианца. У сторонников Ц.т. Вошло в обычай объединяться в кружки духовно близких людей ("семь мудрецов из бамбуковой рощи", "восемь постигших" и т.п.), личным поведением проповедовавших тот или иной образ жизни.

Для письменной традиции Ц.т. Характерны короткие полемич. Эссе.Условно можно выделить в традиции Ц.т. Два осн. Направления. Первое было занято в основном проблемами человеч. Природы и оценки качеств личности. Произв. Лю Шао (кон. 2 - нач. 3 в.) и др. Авторов были призваны дать своего рода теоретич. Основу отбора чиновников по личным качествам. Позднее указ, направление Ц.т. Приняло форму рассуждений о связи "имени" (мин (2)) и "принципа" (ли (), о соотношении "способностей" (цай) и "индивид, природы" (син (1)). Эти темы во многом восходили к конф. Проблематике "исправления имен" (чжэн мин) и имели социальный смысл. По утверждению Ван Фу (3 в.), "имя и принцип должны порождать истину. Тогда не будет чиновников не на своем месте, людей не на своем месте".К второму направлению Ц.т.

Можно отнести "учение о сокровенном" (сюань сюэ). Ряд его идеологов, напр. Го Сян (3 - нач. 4 в.), Дэн Цань и др., проповедовали принцип соединения гос. Службы и соблюдения внеш. Условностей с внутр. Духовной свободой. Даос, понятие "отшельничество" (инь (3)), означавшее полный отказ от мирских обязанностей, Дэн Цань интерпретировал как внутр. Чувство и принцип духовной жизни. "Жить отшельником значит следовать дао. И при дворе можно быть отшельником. Отшельничество прежде всего во мне, а не в вещах".Ц.т. Как дискуссии проходили в виде диспутов между "хозяином" и "гостем" в присутствии др. "гостей", нередко - между представителями разных идеологич. Течений. В традиции сюань сюэ такие обсуждения часто принимали форму состязания в красноречии, наиболее последовательно выражая идеи свободы духа и отрешенности от мира.

Традиция Ц.т. Способствовала взаимодействию конф. И даос, доктрин. Она получила отражение в традиц. Живописи в виде сюжетов "ученые старцы", "беседа отшельников" и т.п.Офиц. Историография противопоставляла идеологию Ц.т. Конфуцианству и усматривала в ней источник смут и упадка гос-ва.**Малявин В.В. О понятии Ц.т. // 5-я НК ОГК. 4.1. М., 1974. Чжунго сысян тунши (Общая история кит. Идеологии). Т. 3. Пекин, 1957. С. 59 - 67. См. Также лит-ру к ст. Го Сян.В.В. Малявин.

Значения в других словарях
Чудесное

ШЭНЬ (1) "Дух" ("духи", "душа", "одухотворение", "одухотворенность", "духовность", "разум", "разумность", "святость", "непостижимое", "чудесное").Категория кит. Философии и культуры. Смысловое содержание имеет три осн. Аспекта. 1) мистико-религ. - "дух", божество, персонификация духовных субстанций (часто в сочетании гуй Ш., "нави и духи"). 2) космология. - духовная субстанция, потенциально содержащаяся в "изначальной" (юань ци) и актуально в мировой "пневме" (ци (1)), одно из субстантивированны..

Дополнительный поиск Чистые беседы Чистые беседы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чистые беседы" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чистые беседы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 13 символа