Чудесное

143

ШЭНЬ (1) "Дух" ("духи", "душа", "одухотворение", "одухотворенность", "духовность", "разум", "разумность", "святость", "непостижимое", "чудесное").Категория кит. Философии и культуры. Смысловое содержание имеет три осн. Аспекта. 1) мистико-религ. - "дух", божество, персонификация духовных субстанций (часто в сочетании гуй Ш., "нави и духи"). 2) космология. - духовная субстанция, потенциально содержащаяся в "изначальной" (юань ци) и актуально в мировой "пневме" (ци (1)), одно из субстантивированных мировых "начал" наряду с "пневмой" и "семенем" (цзин (3J). 3) антропологич. - потенции мыслительной, познавательной и любой психич. Деятельности, реализующиеся в движении "духовной пневмы" - Ш. Ци и проявляющиеся в виде "воли" (чжи (3)) и "мысли/идеи" (и (3)).

Космологич. И антропологич. Аспекты категории Ш. Связаны с ее гносеопсихологич. Истолкованием как условия "(взаимо) восприятия" (гань) вещей, что особенно отчетливо выражено в неоконфуцианстве.В древнейших памятниках ("Ши цзин", осн. Текст "Чжоу и") и первых текстах конф. Традиции Ш. Подразумевает персонифицированные потусторонние силы. Принципы конф. Отношения к ним заложил Конфуций (6 - 5 вв. До н.э.). "Почитаю духов, но держусь от них в отдалении" ("Лунь юй"). В др. Пассажах "Лунь юя" и в "Цзо чжуани" по отношению к "Небу и духам" рекомендуется "почтительная осторожность" (цзин (4)). В "Чжун юне" обладатель "высшей подлинности/искренности" (см. Чэн (1)), способный предвидеть грядущее, объявляется "подобным духу".Примерно с 4 в.

До н.э. Религ. И филос. Интерпретации понятия Ш. Начинают отчетливо различаться. В "Си цы чжуани" Ш. Объявляется тем, что "непостижимо в инь ян". Там же предвидению грядущего приписывается "духовно-божеств." характер, но уже начинает оформляться представление о Ш. Как потенции разума и психики, "проникнутой разумным долженствованием" (цзин и). В "Дао дэ цзине" дао объявлено "одухотворяющим" (Ш.) началом всего сущего, в т.ч. "навей и духов". Но если Поднебесная гармонизирована (в ней "царит дао"), то "нави в ней не одухотворены" (бу Ш.). В "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.) признается существование "людей-духов" (Ш. Жэнь), к-рые в идеальном краю "питаются ветром и пьют росу". Там же содержится аналогичное "Дао дэ цзину" положение об "одухотворении" дао "навей и владык", а Ш.

Предстает как субстанция, способная "иметь разрывы" и обусловливающая "духовную жизнь" (Ш. Шэн), "устойчивости" к-рой угрожает "механич. Сердце" (цзи синь, см. Цзи (1)) - произвольное эгоистич. Хитроумие. "целостность духа" обусловлена гармонич. Целостностью телесной "формы" (син (2)).Конфуцианцев 4 - 3 вв. До н.э. Интересовали гл. Обр. Онтологич. И гносеопсихологич. Аспекты Ш. В "Мэн-цзы" постулировано единство "телесной пневмы" (ти ци) и "духовной пневмы" (Ш. Ци), а в "Сюнь-цзы" Ш. Как психоэмоциональное начало объявлялось вторичным и зависимым от "оформленной плоти" (син цзюй). В преимущественно даос, по характеру трактате 2 в. До н.э. "Хуайнань-цзы" впервые представлена завершенная космологич. Интерпретация Ш. В связи с его гносеопсихологич.

Толкованием. "дух" входит в триаду субстантивированных "начал" (юань (1)) Вселенной, или "трех цветков" (сань хуа), причем м.б. Производным от "семени" (цзин (3)), способного "утончаться" до состояния Ш. Основой ("движением") знания в "Хуайнань-цзы" объявлен "отклик духа" как разума и психики на взаимодействие субъекта с объектом. Подобно "Чжуан-цзы", духовные качества ("духовная благодать/добродетель" - Ш. Дэ, см. Дэ (1)) противопоставлены "механич. Сердцу" (ци се чжи синь).С эпохи Хань (3 в. До н.э. - 3 в. Н.э.) одной из важных филос. Тем для конфуциански ориентированных мыслителей стала проблема соотношения "(телесной) формы" (син (2)) и Ш., идущая от "Чжуан-цзы" и "Сюнь-цзы". Хуань Тань (кон. 1 в. До н.э. - нач. 1 в. Н.э.) и Ван Чун (1 в.) уподобляли Ш.

Огню, а "(телесную) форму" - зажженной им свече. По Ван Чуну, "человек порождается духовной пневмой (Ш. Ци) и со смертью вновь в нее возвращается". Синь Юэ (2 в.) сформулировал развитый впоследствии в неоконфуцианстве тезис о Ш. Как одной из составляющих человеч. "природы" (син (1)) наряду с "(телесной) формой". В рамках соотношения син (2) и Ш. В 4 - 6 вв. Первые представители антибуд. Пропаганды рассматривали буд. Учение о сансаре (см. Луньхуэй), истолковывая его как утверждение о "бессмертии души" (см. Шэнь бу ме).В различных течениях средневек. Даосизма натурфилос. Истолкование субстанции Ш. Пересекалось с объяснением природы и функций духов. Напр., представитель течения сюань сюэ, разрабатывавшего и даос., и конф. Проблематику, Хэ Янь (2 в.) объяснял Ш.

Как "дела навей и духов".В "учении о бессмертии" (сянь сюэ) на первый план вышла идея "одухотворения" (Ш.) "тела/личности" (шэнь (2)) адепта как условие приобщения к всеединству и всемогуществу бессмертного дао и превращения в "святого-бессмертного" (Ш. Сянь). С развитием в рамках "учения о бессмертии" "внутреннеалхимич." (нэй дань) традиции задача литургич. Общения с духами отошла на задний план по отношению к претворению "пневменных" (ци (1)) субстанций человеч. Тела в "дух", воплощенный в "пневме ян" (ян ци), что выдвинуло в разряд первоочередных проблему локализации этих субстанций в организме. Идея сосредоточения Ш. В сердце, восходящая к "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.) и закрепленная в древнейшем медиц.

Трактате "Хуан-ди нэй цзин" ("Канон Желтого императора о внутреннем", 2 - 1 вв. До н.э.), начиная с Гэ Хуна (3 в.), уступила место восходящим к Дун Чжуншу (2 в.) представлениям о локализации Ш. В голове, где, по учению "внутр. Алхимии", располагается "верхнее киноварное поле" (дань тянь). В среднем (грудь) и нижнем (живот) "киноварных полях", в к-рых "бессмертный зародыш" проходит различные этапы развития, помещались соответственно "пневма" и "семя". Эти представления оказали значительное влияние на теорию кит. Медицины, в к-рой впоследствии за основу была принята компромиссная схема, предусматривающая пять "киноварных полей" и учитывающая представления о локализации Ш. В голове и сердце, а также его присутствие во всех внутр.

Органах.На представления о Ш. В неоконфуцианстве определяющее влияние оказали идеи Чжоу Дуньи и Чжан Цзая (11 в.). Первый акцентировал гносео-психологич. Сущность "духовности" (Ш.), объявив ее "следующим за восприятием проникновением (в суть вещи)". Второй дал развернутое обоснование тезиса о Ш. Как проявлении дао, обусловливающем способность вещей к "(взаимо)восприятию" (гань) и тем самым "превращению" (хуа) единой мировой "пневмы", интерпретировав бином гуй Ш. В онтологич. Смысле как потенции дуальных космич. Сил инь ян соответственно к "сгибанию/сжатию" (цюэ) и "выпрямлению/расширению" (шэнь (3)) "пневмы". Взгляды Чжан Цзая на содержание понятия Ш. Были восприняты представителями осн. Направлений неоконфуцианства.

Чэн (братьев) - Чжу (Си) школы и Лу Щзююаня) - Ван ( Янмйна) школы. Так, Чжу Си (12 в.) заимствовал определение Чжан Ц заем функций гуй Ш. В русле его же концепции неуничтожимой "пневмы", а Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) интерпретировал Ш. Как "утонченное применение" ("проявление" - юн (2), см. Ти - юн) единой "пневмы". В средневек. Кит. Эстетике (напр., у Чжан Пу, 17 в.) "одухотворение" (Ш.) рассматривалось как форма претворения духовного начала в произв. Искусства посредством внезапного озарения.'Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1964 (по Указателю - "Дух"). ** Буров В. Г. Мировоззрение кит. Мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1976. С. 45 - 6. Лисевич И.О. Лит. Мысль Китая на р-же древности и ср. Веков. М., 1979 (см. По Указателю).

Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзы" - II в. До н.э.). М., 1979. С. 54 - 69. Кобзев А.И. Учение Ван Янмйна и классич. Кит. Философия. М., 1983 (см. По Указателю). Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. Философии). Харбин, 1987. С. 202 - 15. Chang С. Reason and Intuition in Chinese Philosophy // PEW. 1954. Vol. 4. N 2. Ffuang Siu-chi. Chang Tsai's Concept of Ch'i // PEW. 1968. Vol. 18. N 4. Cm. Также лит-ру к ст. Ци (1), Цзин (3), С янь сюэ, Фань Чжэнь.А.Г. Юркевич.

Значения в других словарях
Чудесное

Ср.То, что заключает в себе чудо (1*1).. ..

Чжэнь жу

См. Реальность истинная. ..

Чистые беседы

ЦИН ТАНЬ "Чистые беседы"Течение филос. И обществ, мысли Китая 3 - 5 вв. И связанная с ним форма филос. Дискуссии. Традиция Ц.т. Сложилась в условиях падения авторитета конфуцианства, его социально-политич. И этич. Ориентиров после распада централизованной империи Хань (3 в. До н.э.- 3 в. Н.э.), междоусобиц, вражды влиятельных знатных родов, распространения идей даосизма и буддизма. Идеология Ц.т. Отличалась пестротой, к ее представителям в кит. Источниках причислены как сторонники, так и противн..

Дополнительный поиск Чудесное Чудесное

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чудесное" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чудесное, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 8 символа