Николай Лесков - Соборяне

189

Предмет рассказа составляет «житье-бытье» представителей старгородской «соборнойпоповки». Протоиерея Савелия Туберозова, священника Захария Бенефактова и дьякона АхиллыДесницына.Бездетный Туберозов сохраняет весь пыл сердца и всю энергию молодости. ЛичностьБенефактова — воплощенная кротость и смирение. Дьякон Ахилла богатырь и прекраснопоет, но из-за своей увлеченности получает прозвище «уязвленного». Предводительдворянства привозит из Петербурга три трости. Две с одинаковыми золотыми набалдашникамии одну с серебряным для Ахиллы, чем наводит на поповку «сомнение». Туберозов увозитобе трости в город и на своей гравирует «Жезл Ааронов расцвел», а на тростиЗахарии — «Даде в руку его посох». Ахиллову трость он прячет под замок, потому какона не полагается ему по сану.

«Легкомысленная» реакция Ахиллы приводит к тому, чтоотец Савелий с ним не разговаривает. Со времени своего рукоположения Туберозов ведет«демикотоновую» книгу, куда записывает, как «прекраснодушна» его супруга НатальяНиколаевна, как он знакомится с барыней Плодомасовой и её слугой-карликом НиколаемАфанасьевичем, как бедняк Пизонский пригревает мальчика-сироту. Последняя история служит основойдля проповеди, за которую, а также за неподобающее отношение к раскольникам,на протопопа пишут доносы. Ахилла «уязвлен» учителем Варнавой Препотенским, которыйставит опыты над утопленником. В день Мефодия Песношского, когда «пейзаж представляет собойпростоту жизни, как увертюра представляет музыку оперы», жители Старгорода идут купаться.Выезжающий на красном коне из реки Ахилла рассказывает, что отобрал у учителя Варнавкикости покойника, но их снова украли.

Лекарь стращает дьякона незнакомыми словами, тотобещает «выдушить вольнодумную кость» из города и просит называть себя«Ахиллой-воином». Валериан Николаевич Дарьянов приходит к просвирне Препотенской, гдезастает её сына Варнаву. Тот сообщает, что математически доказал Туберозову «неверностьисчисления праздничных дней» и считает, что такие, как протопоп, замедляют «революцию»и вообще служат в тайной полиции. Когда мать отдает Ахилле кости, Препотенский отправляетсяк акцизнице Дарье Николаевне Бизюкиной, и та дает ему платок на шею, чтобы, когда Ахиллаего бил, было «мягко и небольно». Варнава возвращает кости, мать их хоронит, но свиньявыкапывает, Препотенский дерется с Ахиллой. Разговор Варнавы слышит ученица ТуберозоваСерболова, которая призывает Препотенского не огорчать мать.

Просвирня признает, что сын еёдобрый, но испорченный и, в то время как он кормит её лошадиной ветчиной, поит егонаговорной водой.Когда к просвирне приходит Туберозов, Препотенский достает кости,укладывает их на голову и показывает протопопу язык. Но перед Варнавой предстаетгрозный дьякон, и учитель отдает кости акцизничихе Бизюкиной, говоря, что за ним гонятсяшпионы и духовенство. Муж Бизюкиной щелкает на дьякона челюстями скелета, и от камняАхиллы его спасает защита Туберозова. Протопоп боится, что этой историей смогут воспользоваться«дурные люди». Ахилла приводит к протопопу Данилку, который утверждает, что долгожданныйдождь прошел лишь благодаря природе. Протопоп выгоняет еретичествующего Данилку и призываетАхиллу не свирепствовать.

Но дьякону «утерпеть невозможно», и он в своем«радении» полагается лишь на силу, объясняя Данилке, что наказал егопо «христианской обязанности». Мещане считают, что Данилка только повторяет словадействительно заслужившего наказание Варнавы.На именины исправницы приезжаетплодомасовский карлик с сестрой. Николай Афанасьевич рассказывает, как покойнаяхозяйка-«утешительница» Марфа Андреевна отпускает на волю всю его родню и тем самого«ожесточает», как хочет женить Николая Афанасьевича на карлице-чухонке и торгуетсяс её хозяйкой, как «карла Николавра» встречается и разговаривает с самим государем.Отец протопоп признается предводителю Туганову, что жизнь без идеалов, веры и почтенияк предкам погубит Россию, и пришло время «долг исполнять».

Тот называет его«маньяком». В город приезжают «неприятные лица» — ревизор князь Борноволоков,университетский товарищ Бизюкина, и Измаил Термосесов, шантажирующий князя его«революционным» прошлым. Готовясь к встрече гостей, жена Бизюкина, наслышаннаяо вкусах «новых» людей, выбрасывает из дома все «излишнее» убранство, снимаетсо стены образ, разыгрывает занятие с дворовыми детьми и даже специально пачкает руки.Но Термосесов удивляет хозяйку словами о необходимости службы и вреде созидающей грамотыво времена разрушения. Он заставляет её переодеться и вымыть руки, в ответ Бизюкинавлюбляется в гостя. Термосесов клянется отомстить её злейшим врагам дьякону и протопопу.Он предлагает Борноволокову тактику, которая докажет допустимость религии лишь как однойиз форм администрации и вредность независимых людей в духовенстве.

Ревизоруполномочивает его действовать.Термосесов знакомится с Варнавкой и заставляет«гражданина» Данилку подписать жалобу ревизору на Ахиллу. Воспользовавшись услугамипочтмейстерши, Термосесов приказывает Борноволокову упомянуть о нем в письме какоб «опасном человеке», так как мечтает получить «хорошее место», заставляетподписать донос на Туганова и Савелия и требует отступных денег. Препотенский вспоминает«Дым» Тургенева и ратует за естественные права. Отец Савелий решаетсяна «задуманное», бросает курить, отказывается давать показания относительно«соблазнительных» поступков Ахиллы и уезжает к благочинию. На обратном путион чуть не погибает в грозе и, чувствуя, что отныне живет не свою, а вторую жизнь,требует, чтобы все чиновники города пришли на литургию.

Поучение в городе воспринимают какреволюцию. Термосесов и Борноволоков разъезжаются. Протопопа забирают в губернский город,и для него начинается не жизнь, а «житие». За него пытаются заступаться Ахиллаи Николай Афанасьевич, но Савелий не хочет виниться, и его назначают причетником.На именинах почтмейстерши, в пылу спора о храбрости Препотенский пытается потянутьза ус майора, но устраивает скандал, пугается и убегает из города. Приехавшаяк мужу Наталья Николаевна работает не щадя себя, заболевает, просит прощения у Савелияи перед смертью видит во сне Ахиллу, который призывает её молиться о муже. «Господи, имиже веси путями спаси». После похорон карлик дает протопопу мирскую просьбу о егопомиловании, но протопоп отказывается повиниться, так как «закон не позволяет».Но соглашается повиниться, если ему прикажут.

Рачительный Николай Афанасьевич добывает приказ,но Савелий и тут действует по-своему, и его хотя и освобождают, но накладывают«запрещение». По дороге домой карлик смешит Савелия рассказами о новой собачке АхиллыКакваске. Ахилла остается жить с Савелием, который практически не выходит на улицу,но архиерей забирает дьякона в синод. В письмах протопопу Ахилла упоминает о Варнаве,который женился и нередко бывает бит, и Термосесове, служившем на «негласной»службе, но попавшемся на фальшивых деньгах. Вернувшись, Ахилла употребляет «пустые»словечки «ву пердю», «хвакт» и «ерунда», и утверждает, что бога нет,а человек трудится для еды. После слов Савелия дьякон раскаивается. «душе его надо былоболеть и умереть, чтобы воскреснуть».В ночь смерти Туберозова карлик привозитразрешение от «запрещения» и протопоп предстает в гробу в полном облачении.Ахилла погружается в себя, называет усопшего «мучеником», потому как понимает, о чемзаботился покойный, и произносит всего лишь одну фразу на многолюдных похоронах:«Но возрят нань его же прободоша».

Ахилла чрезвычайно уязвлен кончиной Савелия,не выходит из дома и даже обвиняет нового протопопа Иордиона Крацианскогов «поважности». Дьякон продает все имущество и, решив построить Савелию собственныймонумент, уезжает к Туганову за советом. Но там обнаруживает, что съел деньги вместес лепешками. Туганов дает ему денег, и Ахилла устанавливает на кладбище пирамидус херувимами, всем своим видом подтверждающую «возвышенную чувствительность» дьякона.Умирает Николай Афанасьевич, и Ахилла справедливо уверен, что «она» вскоре придетза ним и Захарием. Весной в городе появляется ужасный «черт», который, в числепрочих злодеяний, ворует кресты с кладбища и портит памятник протопопу. Ахилла клянетсяотомстить, подкарауливает «черта» на кладбище, ловит и всю ночь не выпускаетиз канавы, сильно замерзнув.

«Черт» оказывается переодетым Данилкой, и, чтобы успокоитьтолпу, Ахилла демонстрирует его горожанам. Пытается защитить его от наказания, но «падаетбольным» и вскоре, покаявшись протопопу, умирает. Тихий Захария ненадолго переживаетСавелия и Ахиллу, и во время Светлого Воскресения «старгородская поповка» нуждаетсяв полном обновлении..

Значения в других словарях
Николай Лесков - Однодум

В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкогоканцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца,воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчиквыучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писалстарухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет.В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в недел..

Николай Лесков - Очарованный Странник

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый впослушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» кприручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. Попросьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял дляих руководствования», — говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказываетсвою жизнь.Происходя родом ..

Николай Лесков - Тупейный Художник

Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошломкрасавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит авторана кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.Аркадий — парикмахер и гримировщик — причесывает всех крепостных артисток графа. Самон «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф еголюбит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительноп..

Николай Лесков - Человек На Часах

Зима в Петербурге 1839 года была с сильными оттепелями. Часовой Постников, солдат Измайловскогополка, стоял на посту. Он услышал, что в полынью попал человек и взывает о помощи. Солдат долго нерешался оставить свой пост, ведь это было страшным нарушением Устава и почти преступлением.Солдат долго мучился, но в конце концов решился и вытащил тонувшего. Тут мимо проезжали сани, вкоторых сидел офицер. Офицер стал разбираться, а тем временем Постников быстро вернулся на свойпост. Офицер же, поняв что..

Дополнительный поиск Николай Лесков - Соборяне Николай Лесков - Соборяне

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Николай Лесков - Соборяне" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Николай Лесков - Соборяне, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 25 символа