Николай Лесков - Очарованный Странник

185

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый впослушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» кприручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. Попросьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял дляих руководствования», — говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказываетсвою жизнь.Происходя родом из дворовых людей графа К. Из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детствапристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах являетсяему ночью и корит за лишение жизни без покаяния.

Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот —«обещанный» Богу сын, и дает «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, дотого как придет настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Северьянычпо прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает вмилость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание егожестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнеенаказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смертиверевку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. Сцыганом Иван Северьяныч расстается, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускнойвид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина.

За этой работой Иван Северьянычсильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню,мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребенка, но он неумолим и даже дерется снынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина,отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьянычапрочь, и он идет в степь, куда татары пригоняют конские косяки.Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются. Садятся другнапротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, ИванСеверьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтеров, запарывает татарина до смерти.

По«христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые«Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьянычпередвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. Унего несколько жен «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, чтополюбить их не смог, потому как они «некрещеные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попастьдомой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, ноотказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и всеравно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его поправославному обычаю.

Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом»,потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двухчеловек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар онидемонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик сфейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках«едкую землю», вылечивает ноги.В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тотодновременно почитает и мордовского Ке-ремети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаютсярусские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча.

В Астраханистранник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на тригода от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьянычустраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о немидет слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущийИвана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, нопериодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдает князю на сохранность вседеньги для покупок. Когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильнопечалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе.

Он молится в церкви иотправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьет,потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить емухристианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм дляосвобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьянычпопадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку.Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её изтабора и поселил в своем доме. Но князь — человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от«изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей ЕвгениейСеменовной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую егоГрушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча.

Вернувшись домой, он не застает цыганку,которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, чтостанет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбуисполняет, а сам в поисках скорой смерти выдает себя за крестьянского сына и, отдав все деньгимонастырю как «вклад за Грушину душу», идет на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни водапринимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но словаэти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку сорденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьянычустраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба неладится, и он уходит в артисты.

Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычудостается изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он«треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остается при лошадях, нопринимать старший постриг не считает для себя достойным и живет в послушании. На вопрос одного изпутников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», нопосле усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубаетбеса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают впустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества.

На корабле Иван Северьянычоказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию.Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти навойну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихуюсосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегосялишь младенцам..

Значения в других словарях
Николай Лесков - Некуда

Две молодые девушки, «тополь и березка», Лизавета Григорьевна Бахарева и ЕвгенияПетровна Гловацкая возвращаются из Москвы после окончания института. По пути они заезжаютв монастырь к тетке Бахаревой, игуменье Агнии, где Лиза демонстрирует новые взглядына роль женщины в семье и жизни. Там же девушки знакомятся с простодушной молодоймонахиней Феоктистой, потерявшей мужа и ребенка и сбежавшей в монастырь от суровойсвекрови. В селе Мерево девушек встречают предводитель Егор Николаевич Бахарев с «дет..

Николай Лесков - Однодум

В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкогоканцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца,воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчиквыучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писалстарухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет.В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в недел..

Николай Лесков - Соборяне

Предмет рассказа составляет «житье-бытье» представителей старгородской «соборнойпоповки». Протоиерея Савелия Туберозова, священника Захария Бенефактова и дьякона АхиллыДесницына.Бездетный Туберозов сохраняет весь пыл сердца и всю энергию молодости. ЛичностьБенефактова — воплощенная кротость и смирение. Дьякон Ахилла богатырь и прекраснопоет, но из-за своей увлеченности получает прозвище «уязвленного». Предводительдворянства привозит из Петербурга три трости. Две с одинаковыми золотыми набалдашни..

Николай Лесков - Тупейный Художник

Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошломкрасавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит авторана кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.Аркадий — парикмахер и гримировщик — причесывает всех крепостных артисток графа. Самон «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф еголюбит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительноп..

Дополнительный поиск Николай Лесков - Очарованный Странник Николай Лесков - Очарованный Странник

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Николай Лесков - Очарованный Странник" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Николай Лесков - Очарованный Странник, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 37 символа