Аксаковы

102

1. Сергей Тимофеевич (1791-1859) - известный писатель. Детство свое провел в привольных условиях патриархального барского житья в Оренбургской и Уфимской губ. В 30-х годах был в Москве сначала цензором - и очень взыскательным, - а потом инспектором и директором Межевого училища. Выйдя в отставку, продолжал жить в Москве, где его радушный и хлебосольный дом был притягательным центром для московской интеллигенции. Писать и печататься начал рано, но почти вся его литературная деятельность вплоть до конца 40-х гг. Была совершенно ничтожной по своему значению. Человек с консервативным складом натуры, А. Еще в юности, когда разгорелся спор между сторонниками карамзинской литературной реформы и поклонниками Шишкова, стал на сторону литературных староверов и писал в духе изжившего себя классицизма.

Переводил сатиры Буало и комедии Мольера, печатал в журналах неуклюжие стихотворения и незначительные театральные и литературные статейки. Все это целиком связано с литературными вкусами XVIII в. И стоит совершенно вне того литературного оживления, к-рое было вызвано тогда в русской литературе теоретическими спорами о романтизме и попытками творчества в романтическом роде. Ранняя литературная продукция А. Не стоит ни в какой связи с его последующей литературной работой. Только в небольшом произведении описательного характера «Буран» (1834) А. Показал свою способность к реалистическому письму. Лишь в конце 40-х гг. Начали выходить одно за другим те произведения А., на к-рых основано его большое литературное имя.

Это были описания различного рода охот. «Записки об уженьи рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) и «Рассказы и воспоминания охотника» (1855). Из них наиболее важна вторая книга. Первоначально А. Имел в виду охотников, к-рым он давал разные практические советы, но затем книги его заинтересовали гораздо более широкие круги читателей. По типу своему охотничьи произведения А. Не являются чем-нибудь совершенно новым, а примыкают к определенной литературной традиции, завершая длинный ряд переводных и оригинальных сочинений о звероловстве и рыболовстве, идущий еще от XVII в. (напр. «Книга для охотников» В. Левшина, «Егерская охота» Венцеславского, «Егерские записки» Патфайндера). Но книги А.

Несравненно выше всего предшествовавшего в этом роде по своему художественному значению, по необыкновенной наблюдательности автора в области явлений живой и мертвой природы. Ободренный большим успехом своих первых опытов в новом роде, А. Перешел к изображению помещичьего быта. В 1852 вышла его «Семейная хроника», в 1858 - «Детские годы Багрова-внука», продолжением к-рых являются «Воспоминания о Казанской гимназии» и «Литературные и театральные воспоминания». На первом месте среди всего написанного Аксаковым следует поставить «Семейную хронику», в которой наиболее ярко выразились особенности его дарования. Он рассказывает здесь о жизни двух поколений своих предков, помещиков восточной окраины. Те факты, к-рые А.

Неоднократно слыхал в семейных рассказах и великолепно запомнил на всю жизнь благодаря своей исключительной памяти, он дополнил и расцветил своим воображением. Получилось своеобразное произведение, стоящее на грани между мемуарами и романом. Ближе всего по типу «Семейная хроника» подходит к «Былому и думам» Герцена. Рассказ А. О быте помещиков XVIII в. Является очень ценным историческим памятником, ценным не только по рассказываемым фактам, но и по самому их восприятию рассказчиком. А. - носитель цельного, органически законченного классового миросозерцания. На мир он смотрит глазами обеспеченного помещика крепостной эпохи. У него нельзя найти никаких сомнений в законности того общественного строя, к-рый ему самому доставлял привольные условия существования.

А. Совершенно чужда какая бы то ни была форма «дворянского покаяния». О помещиках и крестьянах А. Повествует так же эпически спокойно, как и о птицах, рыбах и зверях. Сам лично человек добрый, неповинный ни в каких жестокостях, А. Однако совершенно невозмутимо рассказывает о безобразиях и насилиях патриархального усадебного быта, с к-рым он так неразделимо сросся. О своих Багровых и Куралесовых, деспотах и самодурах, он не забывает добавить, что они были хорошими хозяевами и что крестьяне долго сохраняли благодарную память о них. Однако при всем благодушии восприятия старого быта, А. Не замалчивает и не утаивает его темных сторон, так что напр. Добролюбову его книги дали богатый арсенал оружия против крепостнического строя в его целом.

Того нового, что несли с собою развивающиеся капиталистические отношения, А. Органически не принимал и все свои симпатии отдавал осужденным историей общественным отношениям. Продолжением «Семейной хроники» являются «Детские годы Багрова-внука» - интересное детальное свидетельство о том, как развивалась психика ребенка в условиях цельного патриархально-крепостнического строя. В полной гармонии с содержанием книг А. Находится его стиль - этот бесхитростный, спокойный и ясный повествовательный стиль, так подходящий к ровному и неторопливому течению помещичьей жизни при докапиталистических отношениях. В литературе многократно давалось объяснение, что удивительный переход литературного старовера А. К художественному реализму его последних произведений произошел под прямым личным и литературным влиянием Гоголя, с к-рым А.

Был очень близок. Объяснение это неприемлемо, если не удовлетвориться совершенно общим понятием «реализм». Литературный стиль А. Не имеет ничего общего с литературной манерой Гоголя, очень многое взявшего из романтической вычурности и изощренности. Дело тут в том, что новая литературная атмосфера, в к-рой оказался А., благодаря связям своего сына Константина, помогла ему сбросить сковывавшие его до тех пор требования и навыки обветшавшей литературной школы и проявить на склоне лет те способности писателя-реалиста, к-рые были ему присущи, но до тех пор подавлялись. Особо заслуживает быть отмеченным яз. А., о к-ром один его современник выразился, что сочинения А. Как будто написаны человеком, никогда не читавшим книг.

Действительно, яз. Этого поклонника Шишкова почти совершенно свободен от архаизмов и устарел гораздо меньше, чем яз. Писателей, выступавших позже А.2. Константин Сергеевич (1817-1860) - сын С. Т. Аксакова. Один из основоположников славянофильства. Выступал между прочим и как автор критических статей (важнейшая из них «Обозрения современной литературы» в «Русской беседе», 1857, I). А. Бичевал в своих критических статьях интеллигенцию - за оторванность от народа и литературу - за подражательность. Он совершенно отвергал «чистую поэзию» и предъявлял к литературе утилитарные требования, отыскивая в поэтических произведениях прежде всего их общественную тенденцию. В этом отношении он сходится с несколько позднейшей публицистической критикой разночинцев-шестидесятников.

Собственные художественные произведения А., стихотворения и драматические вещи («Освобождение Москвы в 1612», «Князь Луповицкий» и др.), холодно-дидактичны и лишены поэтической выразительности.3. Иван Сергеевич (1823-1886) - сын С. Т. Аксакова. Известный публицист, лидер славянофильства 60-70-х гг., славянофильский поэт. Стихотворения писал от половины 40-х гг. До начала 60-х., тогда замолчал, и только уже в конце 70-х гг. На очень короткое время вернулся к поэтической деятельности. Все стихотворения А. Без исключения относятся к гражданской поэзии. Он сам так определил себя. «...Из хора всех доступных муз я с музой доброй, строгой, гневной вступил в воинственный союз». С сильной примесью риторики он излагал в стихах идеи славянофильского учения и свои гражданские переживания.

Не лишена интереса неоконченная поэма А. Из крестьянской жизни «Бродяга» (1852). Некоторые части поэмы написаны тем своеобразным размером, к-рый позже применил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо».Библиография. I. А. И. С., Сборник стихотворений, М., 1886. Полн. Собр. Сочин., 7 тт., изд. II., СПБ. - М., 1886-1903. А. К. С., Сочинения, т. I, П., 1915 (Ред. Е. Ляцкого). А. С. Т., Собр. Сочин., под ред. А. Горнфельда, 6 тт., СПБ., 1909. Собр. Сочин., 6 т., М., 1911.II. Венгеров С., Передовой боец славянофильства в его книге «Очерки по истории русской литературы», СПБ., 1907 или в «Сочинениях», т. I, СПБ., 1912). Анненков П. С., А. И его «Семейная хроника». «Воспоминания и критические очерки», т. II, СПБ., 1877. Протопопов М., Ст. В кн. «Литературно-критические характеристики», СПБ., 1898.

Милюков П., С. Т. А., «Из истории русской интеллигенции», СПБ., 1920. Шенрок В., С. Т. А. И его семья, журн. МНП, 1904, №№ 10-12. Шенрок В., А., Там же, 1905, №№ 8-10. Айхенвальд Ю., Силуэты русских писателей, вып. I, М., 1906. Горнфельд А., С. А., «Русское богатство», 1909, № 4. (или в его книге «О русских писателях», СПБ., 1912). Миллер О., Русские писатели после Гоголя, т. III, СПБ., 1909. Добролюбов Н., Жизнь помещика в старые годы, Сочин., т. I, СПБ., 1911. Покровский В., С. А., «Сборник ист.-литературных статей», М., 1911. Покровский К., Записки об уженьи рыбы и записки ружейного охотника, М., 1911. Словарь литературных типов А., ред. Н. Носкова, СПБ., 1914. Венгеров С. А., Критико-биографический словарь, т. I, СПБ., 1915.

Значения в других словарях
Акромонограмма

АКРОМОНОГРАММА - стихотворение, в к-ром конечный слог каждого стиха повторяется в следующем за ним стихе как начальный, напр.:«И плещет светлая волнаНа золотой песок».Распространенной А. Является один из видов стихотворений с так наз. «начальной рифмой», напр.:«Реет тень голубая, объятаАроматом нескошенных трав». ..

Акростих

АКРОСТИХ - стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу, напр.:«Лазурный деньУгас, угас,Ночная тень,Ах, скрыла нас» - Луна.А. Пишется обычно в стихах с посвящением (начальные буквы строк и составляют имя того, к кому обращено стихотворение) и в стихотворных загадках (начальные буквы дают разгадку). ..

Аксельрод З. М.

АКСЕЛЬРОД Зелик Моисеевич (1904-) - еврейский советский поэт. Первая книга стихов - «Zapl» (Минск, 1922). Приготовил к печати вторую книгу. Поэтическое дарование А. - ярко выраженного лирического характера. ..

Аксельрод И. И.

АКСЕЛЬРОД Ида Исааковна - марксистский литературный критик. Р. В начале 70-х гг. В Виленской губ. В семье раввина. В 1893 эмигрировала в Швейцарию, где вступила в РСДРП. В 1902 окончила Бернский университет. До революции 1917 оставалась за границей. Вела активную работу как в швейцарской соц.-дем. Партии, так и в среде русской эмиграции. После революции вернулась в Россию, где в 1918 скончалась в Ленинграде. А. Долгое время заведывала литературно-художественным отделом органа швейцарской соц.-д..

Дополнительный поиск Аксаковы Аксаковы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Аксаковы" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Аксаковы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа