Акцентуация

150

АКЦЕНТУАЦИЯ - совокупность или система явлений ударения. Иначе говоря, А. Представляет собою особую область фонетических (звуковых) средств словоразличения, состоящих в модификации силы или музыкальной высоты голосового тона на протяжении слогового комплекса (каковой и служит количественной единицей в представлениях акцентуационного порядка). В зависимости от того, какой признак окраски голосового тона служит различительным моментом в А. Данного яз. - относительная ли сила, противополагающая данный слог другим, более слабым слогам, или же мелодическая его характеристика, - системы А., представленные различными яз., относятся или к динамической, или силовой (обычно говорят. Экспираторно-силовой или просто экспираторной - от лат.

Expiratio - выдых) А., или же к музыкальной (или мелодической) А. К яз. С силовой или экспираторной А. Принадлежит в настоящее время подавляющее большинство яз. Европы, а также Западной и Средней Азии (в противоположность Восточной и Юго-восточной Азии и Океании), за исключением балтийских, сербского и скандинавских (где впрочем мы встречаем комбинированную систему силовой и музыкальной А. - в шведском и норвежском).Акцентуационные различения в яз. С силовым ударением весьма просты и сводятся к дуалистическому противоположению ударенного (в экспираторно-силовом отношении) слога неударенному. При этом, с принципиальной обязательностью, слово характеризуется наличием одного лишь ударенного слога, - прочие сознаются как неударенные.

Правда, и между неударенными слогами существуют физические градации по силе, как напр. Между русским предударным слогом и прочими неударенными слогами. В русском голова - первый слог обладает минимумом силы выдыха и голосового тона, второй же как бы предваряет часть энергии, отпускаемой на третий - ударенный, и становится потому промежуточным по силе между первым и третьим. Но эти физические градации не имеют принципиальной значимости для языкового мышления, каковой обладает в нем противоположение ударенного слога всем прочим - неударенным. Итак ударение становится (в данных яз.) признаком слова как такового, входя следовательно в фонетическое представление слова (вот почему к русской и ей подобным акцентуационным системам приложим термин словоударение - Wortakzent, в отличие от слогоударения - Sylbenakzent’а, каковым является музыкальное ударение в китайском напр.

Яз. (см. Ниже). В тех словах, в к-рых, в отступление от нормы, факультативно констатируются два ударения (как напр. В слове Каменноостровский), мы находим соответствующее отступление от семантической нормы единого слова, т. Е. В известном смысле (с лексической, но не морфологической точки зрения) переходный случай от слова к словосочетанию. В части указанных яз. Эта «словопоказательная» функция (силового) ударения превращается вместе с тем в «словоразделительную», поскольку данный яз. Обладает постоянным местом ударения (во всех словах или в большинстве их). К таким яз. С постоянным местом ударения принадлежат напр. Французский (ударение на последнем слоге), чешский (на первом), польский (на предпоследнем), до известной степени и немецкий (ударение на первом слоге коренной или лексической морфемы), а также и английский (с еще большими ограничениями нормы).

Из не-индо-европейских. Финские (в большинстве из них ударение на первом слоге, но в вотском - на последнем. О мордовских фактах речь будет ниже), турецкие (в громадном большинстве их ударение на последнем слоге), монгольские (на первом слоге) и многие кавказские (напр. В чеченском - на первом слоге).Для теории поэтики норма постоянного места ударения в данном яз. Имеет то значение, что благодаря ей в светлом поле фонетического сознания постоянно остается один из концов слова, в частности при постоянном начальном ударении первый слог. Поэтому именно в яз. С начальным ударением и получила сильнейшее распространение аллитерация в качестве канонизованного приема поэтической техники (в финской, германской и монгольской народной поэзии).

В русском яз., с его свободным местом ударения, А., взамен «словоразделительной», получает весьма важную «словоразличительную» функцию. Признак ударения ассоциируется у нас весьма часто как со словоразличениями семасиологического, так и особенно морфологического порядка (ср. РуМЂки - рукиМЂ, ноМЂги - ногиМЂ и т. Д.). Иначе говоря, в русском языке ударение не только семасиологизуется (росаМЂ - раМЂса), но и морфологизуется, играя существенную роль в общей морфологической системе.К яз. С музыкальной (или мелодической) А. Принадлежит ряд языков Восточной и Юго-восточной Азии и Океании. Например тибето-китайские (с музыкальным слогоударением - Musikalischer-Sylbenakzent) и японский и малайские (с музыкальным словоударением - Musikalischer Wortakzent).

В первом из этих случаев, в частности в китайском яз., наблюдается своеобразное сочетание музыкального слогоударения (так наз. «тонов»), исполняющего исключительно семасиологические функции, с привычным для нас силовым словоударением - с исключительно морфологическими функциями (см. Китайский язык ). В японском, и именно в западно-японских и центральных говорах (как наиболее архаичных), наблюдается не уступающее китайским «тонам» богатство мелодических различий. Основная разница лишь в том, что китайский тон осуществляется как таковой, в пределах одного слога, а в японском - субстратом мелодии служит вся совокупность слогов данного слова. В восточных же, как, с другой стороны, и в южных японских говорах, система музыкальной А.

Уже значительно упростилась. Кроме вышеуказанных яз. Область господства музыкальной А. Мы находим в Центральной и Южной Африке. В древности же музыкальная А. Присуща была и индо-европейским яз. - из засвидетельствованных письменностью. Древнеиндийскому (ведаическому) и древнегреческому.В отличие от силовой А., обильно используемой в поэтической технике как материал «фонетического повтора» в тоническом (и тонико-силлабическом и силлабо-тоническом) стихе, музыкальная А. Обычно оказывается чуждой этим функциям (по крайней мере в канонизованных приемах поэтической техники). Вот почему в яз. С музыкальной А. Мы встречаем вместо стиха, основанного на чередовании ударений, - или метрическое стихосложение, как в древнегреческом, древнеиндийском и китайском, или же чисто силлабическое (не силлабо-тоническое), т.

Е. Основанное исключительно на равном числе слогов между цезурами - как в японском. Переход к тоническому стиху наблюдается лишь тогда, когда ударение перестает быть чисто музыкальным, становясь музыкально-силовым (или музыкально-экспираторным), т. Е. По мере перехода в систему силовой А.Единственным примером яз., не пользующегося моментом А. В фонетической характеристике слова, мы можем назвать эрзянский диалект мордовского яз. В виде общей нормы слова здесь произносятся с одинаковой силой во всех слогах (а при логическом или эмфатическом ударении оно может приходиться на разные слоги одного и того же слова). Эрзянское народное стихосложение естественно поэтому носит чисто силлабический характер.Библиография.

Брандт Р., Начертание славянской акцентологии, СПБ., 1880. Поливанов Е., Музыкальное ударение в говоре Токио, Изв. Ак. Н., т. IX, СПБ., 1915, № 15. Его же, Психофонетические наблюдения над японскими диалектами, П., 1917. Его же, Лекции по введению в языкознание для востоковедных вузов, Л., 1928, Hirt H., Indogermanischer Akzent, Strassburg, 1895. Vendryes J., Traité d’accentuation grec., P. 1904.

Значения в других словарях
Акцент ритмический

АКЦЕНТ РИТМИЧЕСКИЙ - в метрике усиление каких-либо слогов, закономерно повторяющееся и образующее ту или иную принципиально сходную ритмическую инерцию, создающую стихотворный ритм (определяющую соизмеримость стиховых отрезков). Так в стихе. «Мой дядя самых честных правил» акцентированы 2, 4, 6 и 8 слоги. Эти акценты, постоянно повторяясь, и определяют ритмичность речи, являются ритмическими. А. Р. Обычно совпадает с грамматическим (разговорной речи), но иногда и отступает от последнего, напр.:..

Акцентная система

АКЦЕНТНАЯ СИСТЕМА - система стихосложения, основанная на том, что в ней регулируется главным образом число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно, напр.:«Дней бык пег,Медленна лет арба;,Наш бог бег,Сердце - наш барабан».см. Дольник, Стих свободный, Стихосложение тоническое. ..

Акций или Актий

АКЦИЙ или АКТИЙ (Actius, 170 - прибл. 84 до христ. Эры) - древнеримский поэт, трагик и отчасти историк литературы. Сюжеты для своих трагедий, от к-рых сохранились многочисленные фрагменты, он брал большей частью из репертуара великих греческих трагиков. ..

Алазан

АЛАЗАН - молодой пролетарский писатель, один из организаторов пролетарского литературного движения советской Армении (секретарь АПП Армении). Перешел на постоянную литературную работу недавно. До этого работал наборщиком в Эривани. Начал свою литературную деятельность как поэт, издав целый ряд поэм и стихотворений, в числе к-рых надо отметить первую книгу стихов «Ашхаданкаин» (Трудовое) и поэму «Вулканопоэзия». В дальнейшем А. Перешел к прозе. Заслуживает внимания его повесть «Дезертир». Отдель..

Дополнительный поиск Акцентуация Акцентуация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Акцентуация" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Акцентуация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 11 символа