Моногатари

68

МОНОГАТАРИ - наименование основного жанра повествовательной прозы, созданного японской аристократической литературой эпохи Хэйан (VII-XII вв.) и вместе с тем одного из наиболее развитых видов японской повествовательной прозы в целом. Возникновение М. Связано с образованием в Японии первого сословия - аристократии, выросшей на базе рабовладельчества на развалинах родового строя и построившей централизованное государство с монархом во главе, фактически управляемое аристократическим родом Фудзивара. Эта аристократия, ориентируясь и опираясь на китайскую политику, была проводником китайского влияния и культуры в Японии, используя для этого новую технику материальной культуры, правовую и государственную идеологию, религию (буддизм).

Она же насадила и китайскую художественную литературу. Под этим влиянием на почве древнего фольклора вырастает первая в Японии художественная литература. Поэзия - танка и проза - М. Истоки М. - в древних новеллах, образцы к-рых - в форме сказки и бытового, большей частью любовного рассказа - встречаются в первых письменных памятниках - историко-мифологических сводах Кодзики и Нихонги (VIII в.) и гл. Обр. В «местных описаниях» - «Фудоки». Первое произведение, получившее наименование М., - «Такэтори-моногатари» (IX в.) - цикл новелл, большею частью буддийского и китайского происхождения, введенных в обрамляющую новеллу на сюжет древней японской легенды о лунной деве, спустившейся на землю, окруженной здесь женихами и, чтобы избавиться от них, дающей им невыполнимые задания, рассказы о мнимом выполнении к-рых даны в виде вставных новелл.

Второе раннее М. - «Исэ-моногатари» (IX в.) - цикл коротеньких новелл, каждая из к-рых дает лирический эпизод в виде рассказанной более или менее подробно ситуации с введением в нее стихотворения как центра. Единство достигается приуроченьем этих эпизодов к одному герою. От этих двух корней развиваются дальнейшие М. От «Такэтори» идет приключенческий роман, питаемый оживленными путешествиями за море (Китай), сначала с некоторыми отголосками первоначальной сказочной фантастики - «Уцубо-моногатари», позднее - уже чисто бытовой роман - «Отикубо-моногатари» (X в.). От «Исэ» идет бытовая новелла, большею частью на любовный сюжет. Сборник таких новелл - «Ямахо-моногатари» (X в.). Постепенно, с достижением аристократией высшей точки своего развития (X-XI вв.), основным материалом романа становится реальная жизнь этой аристократии.

Отсюда - нравоописательный роман, классический образец к-рого знаменитый - «Гэндзи-моногатари» (на рубеже X-XI вв.). В дальнейшем в связи с постепенным упадком хэйанского режима (созревание феодализма) намечается изменение установки романа. В основу повествования кладутся нарочитая запутанность и сложность фабулы. Таковы. «Согоромо-моногатари» (XI в.), «Хамамацу-Тюнагон-моногатари» (XI в.), «Торикаэбая-моногатари» (XI в.). Под конец происходит и изменение материала. Вместо окружающей жизни берется прошлое. Содержанием повествования становится любование эпохой расцвета аристократического режима, гл. Обр. Правления одного из канцлеров Фудзивара - Митинага. Так. Обр. Появляется исторический роман - «Эйга-моногатари» (XII в.), постепенно скатывающийся почти до уровня исторической хроники - «Окагами» (XII в.).

С другой стороны, усиливаются дидактические тенденции, в связи с чем обозначается возврат к сказочному материалу, буддийскому и даосскому, расширяемому поучительными новеллами в конфуцианском духе. Это приводит к распаду большой формы - романа - и к возврату к новелле. Сборник таких рассказов - «Кондзяку-моногатари» (XII в.). Наблюдается и стремление к гротеску, с культивированием опять-таки малой формы. Таков сборник новелл «Цуцуми-тюнагон-моногатари» (XIII в.). С крушением хэйанского режима и переходом к феодализму (конец XII в.) аристократическая литература замыкается в тесном кругу императорского двора, уступая основное место литературе нового сословия - феодальной. Позднейшие М. - не более, чем эпигоны.

Из них наиболее значительно «Кокэ-горомо» (XIII в.). В настоящее время М. Фигурируют на правах «классического литературного наследия».Библиография. Конрад Н. И., Японская литература в образцах и очерках, т. I, Л., 1927.

Значения в других словарях
Монгольский язык

МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫК. - Под термином «М. Яз.» понимают как древний, письменный М. Яз., так и современный живой М. Яз. Точно фиксировать время появления у монголов письменности не представляется возможным. Известно лишь, что система письменности, введенная Чингизханом, о которой мы можем судить по некоторым памятникам, по происхождению своему уйгурская. Старый письменный М. Яз., ныне сильно отличающийся от живого разговорного, повидимому и в XIII в. Отличался от тогдашних наречий и уже тогда предста..

Монкин

МОНКИН Мурат акн (1843-1906) - казакский поэт. Р. В Карабаче, б. Уральской области (Казакстан), в семье середняка-скотовода. Пятнадцати лет М. Начинает выступать на устных состязаниях народных поэтов и выходит победителем над многими своими соперниками. Основные мотивы творчества М. - протест против царской колонизаторской политики, с одной стороны, и резкая критика недостатков казакского быта - с другой. В последний период жизни М. Впадает в пессимизм. Его упадочнические настроения объясняются..

Монодрама

МОНОДРАМА (от греческ. Monos - «один» и drama - «драма») - драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером. Если этот единственный актер играет одну роль, тогда М. Представляет развернутый монолог , обращенный либо непосредственно к зрителю («О вреде табака» - Чехова), либо к присутствующему безмолвному персонажу («Путник» - В. Брюсова), либо к персонажу, находящемуся за сценой (пьески-миниатюры, построенные на разговоре по телефону, и т. П.). Иной вид имеет М., в к-ро..

Монолог

МОНОЛОГ (от греческого monos - единственный, единый и logos - слово) - «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии - речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа М. - так наз. Обращенного М. (Du-monolog), как напр. Речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Го..

Дополнительный поиск Моногатари Моногатари

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Моногатари" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Моногатари, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 10 символа