Монолог
МОНОЛОГ (от греческого monos - единственный, единый и logos - слово) - «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии - речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа М. - так наз. Обращенного М. (Du-monolog), как напр. Речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам М. Являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана, а также громадная область Ich-Poesie в ее разнообразных лирических подчеркнуто-индивидуальных, интимно-психологических жанрах.
По существу каждый литературный стиль естественно определяет присущий ему особый характер М. Как в смысле значения его в развитии действия, так и в смысле его качества. Так. Обр. Изучение М. Должно строиться конкретно-исторически, в плане понимания его места и значения во всей целостности данного произведения данного стиля. В самых общих и условных чертах приходится наметить следующие моменты развития монолога.Исходная и первоначальная задача М. - информация публики о тех обстоятельствах действия, к-рые не получают своего сценического изображения, о привходящих моментах, влияющих на развитие сценических событий, и наконец о переживаниях действующих лиц, концентрирующих действие в личном плане. В историческом развитии М.
Последняя функция его получает особо важное значение как носительница диалектических элементов развития действия. Это можно наблюдать уже в драматургии Еврипида, ближайшим образом связанной с диалектикой софистов, позднее - у Кальдерона, использовавшего здесь приемы богословской схоластики и иезуитской софистики.Рационалистическая драматургия классицизма, исходя из учения о liaison des scenes (логической увязке сцен), впервые, пожалуй, разработала на практике и в теории целую систему использования М., подчеркнув его коммуникативно-логические и эмоционально-мобилизующие функции. Буржуазная драма XVIII в. Использовала гл. Обр. Коммуникативные функции М. Он выполнял здесь задачи идеологически организующего элемента драматургии, суммировал философскую или социально-политическую установку произведения и неоднократно выдвигался в качестве самоценного актуального идеологического высказывания (монолог Фигаро о цензуре и т.
Д.), где буржуазная драма XVIII века продолжает традицию раннебуржуазного драматического М., используемого как прямое орудие пропаганды и нападения. Романтический театр XIX века приносит с собой эпоху нового расцвета М. Пропагандистский М. Революционной буржуазии XVIII в. Сменяется здесь М. Эмоциональным, отражающим раздвоенность и рефлективность мелкобуржуазного «романтического» сознания.Натуралистическая драматургия в теории (Золя) и на практике выступает против М. Как условной и психологически неоправданной формы драматургического текста. В эту эпоху монолог живет преимущественно в драматургии «малых» жанров (шкволь, скэтч и т. Д.). Развивавшееся в нач. XX в. Учение о монодраме Евреинова исходило из своего рода драматургического соллипсизма, превращая М.
В некую универсальную форму драматургии и являясь выражением крайнего упадка и предельной индивидуализации буржуазной психики (см. Монодраматические моменты у Л. Пиранделло и Ю. О’Нейля).В советской драматургии до недавнего времени скрещивались разные традиции драматургического использования М. В настоящее время в ряде пьес пролетарской драматургии намечается качественно новое использование М. (преимущественно обращенного) как диалектического момента в разрешении идеологической проблемы пьесы.Библиография. Варнеке Б. В., Техника Островского, II. Монологи, «Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР», т. III, кн. I, Л., 1930. Grimm J., uber den Personenwechsel in der Rede, «Kleine Schriften», 1855, III.
Dusel F., Der dramatische Monolog in der Poetik des 17 und 18 Jhs und in den Dramen Lessings, 1897. Lignis A., Der Monolog bei Kleist, 1902. Kilian E., Der Shakespearische Monolog und seine Spielweise, «Snakespearisches Jahrbuch», 1903, XXXIX. Flatau L., Dahlberg, Der Wert des Monologs im realistisch-naturalistischen Drama der Gegenwart, 1907. Leo F., Der Monolog im Drama, 1908. Franz R., Der Monolog und der Ibsen, 1908. Lott B., Der Monolog im englischen Drama vor Shakespeare, 1909. Keiditch O., Der Monolog bei Kalderon, 1911. Busse A., Der Monolog in Schillers Trauerspielen, 1912. Sprink W., Der Monolog in den Dramen Hebbels, 1914. Bamberg W., Die Verwendung des Monologs in Goethes Dramen, 1914. Grussendorf H., Der Monolog im Drama des Sturms und Drangs, 1914.
Knuppelholz P., Der Monolog in den Dramen des Andreas Gryphius, 1914. Fernan H., Der Monolog bei Hans Sachs, 1923. Schadewaldt W., Monolog und Selbstgesprach, 1926.
Дополнительный поиск Монолог
На нашем сайте Вы найдете значение "Монолог" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монолог, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа