Монолог

80

МОНОЛОГ (от греческого monos - единственный, единый и logos - слово) - «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии - речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа М. - так наз. Обращенного М. (Du-monolog), как напр. Речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам М. Являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана, а также громадная область Ich-Poesie в ее разнообразных лирических подчеркнуто-индивидуальных, интимно-психологических жанрах.

По существу каждый литературный стиль естественно определяет присущий ему особый характер М. Как в смысле значения его в развитии действия, так и в смысле его качества. Так. Обр. Изучение М. Должно строиться конкретно-исторически, в плане понимания его места и значения во всей целостности данного произведения данного стиля. В самых общих и условных чертах приходится наметить следующие моменты развития монолога.Исходная и первоначальная задача М. - информация публики о тех обстоятельствах действия, к-рые не получают своего сценического изображения, о привходящих моментах, влияющих на развитие сценических событий, и наконец о переживаниях действующих лиц, концентрирующих действие в личном плане. В историческом развитии М.

Последняя функция его получает особо важное значение как носительница диалектических элементов развития действия. Это можно наблюдать уже в драматургии Еврипида, ближайшим образом связанной с диалектикой софистов, позднее - у Кальдерона, использовавшего здесь приемы богословской схоластики и иезуитской софистики.Рационалистическая драматургия классицизма, исходя из учения о liaison des scenes (логической увязке сцен), впервые, пожалуй, разработала на практике и в теории целую систему использования М., подчеркнув его коммуникативно-логические и эмоционально-мобилизующие функции. Буржуазная драма XVIII в. Использовала гл. Обр. Коммуникативные функции М. Он выполнял здесь задачи идеологически организующего элемента драматургии, суммировал философскую или социально-политическую установку произведения и неоднократно выдвигался в качестве самоценного актуального идеологического высказывания (монолог Фигаро о цензуре и т.

Д.), где буржуазная драма XVIII века продолжает традицию раннебуржуазного драматического М., используемого как прямое орудие пропаганды и нападения. Романтический театр XIX века приносит с собой эпоху нового расцвета М. Пропагандистский М. Революционной буржуазии XVIII в. Сменяется здесь М. Эмоциональным, отражающим раздвоенность и рефлективность мелкобуржуазного «романтического» сознания.Натуралистическая драматургия в теории (Золя) и на практике выступает против М. Как условной и психологически неоправданной формы драматургического текста. В эту эпоху монолог живет преимущественно в драматургии «малых» жанров (шкволь, скэтч и т. Д.). Развивавшееся в нач. XX в. Учение о монодраме Евреинова исходило из своего рода драматургического соллипсизма, превращая М.

В некую универсальную форму драматургии и являясь выражением крайнего упадка и предельной индивидуализации буржуазной психики (см. Монодраматические моменты у Л. Пиранделло и Ю. О’Нейля).В советской драматургии до недавнего времени скрещивались разные традиции драматургического использования М. В настоящее время в ряде пьес пролетарской драматургии намечается качественно новое использование М. (преимущественно обращенного) как диалектического момента в разрешении идеологической проблемы пьесы.Библиография. Варнеке Б. В., Техника Островского, II. Монологи, «Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР», т. III, кн. I, Л., 1930. Grimm J., uber den Personenwechsel in der Rede, «Kleine Schriften», 1855, III.

Dusel F., Der dramatische Monolog in der Poetik des 17 und 18 Jhs und in den Dramen Lessings, 1897. Lignis A., Der Monolog bei Kleist, 1902. Kilian E., Der Shakespearische Monolog und seine Spielweise, «Snakespearisches Jahrbuch», 1903, XXXIX. Flatau L., Dahlberg, Der Wert des Monologs im realistisch-naturalistischen Drama der Gegenwart, 1907. Leo F., Der Monolog im Drama, 1908. Franz R., Der Monolog und der Ibsen, 1908. Lott B., Der Monolog im englischen Drama vor Shakespeare, 1909. Keiditch O., Der Monolog bei Kalderon, 1911. Busse A., Der Monolog in Schillers Trauerspielen, 1912. Sprink W., Der Monolog in den Dramen Hebbels, 1914. Bamberg W., Die Verwendung des Monologs in Goethes Dramen, 1914. Grussendorf H., Der Monolog im Drama des Sturms und Drangs, 1914.

Knuppelholz P., Der Monolog in den Dramen des Andreas Gryphius, 1914. Fernan H., Der Monolog bei Hans Sachs, 1923. Schadewaldt W., Monolog und Selbstgesprach, 1926.

Значения в других словарях
Моногатари

МОНОГАТАРИ - наименование основного жанра повествовательной прозы, созданного японской аристократической литературой эпохи Хэйан (VII-XII вв.) и вместе с тем одного из наиболее развитых видов японской повествовательной прозы в целом. Возникновение М. Связано с образованием в Японии первого сословия - аристократии, выросшей на базе рабовладельчества на развалинах родового строя и построившей централизованное государство с монархом во главе, фактически управляемое аристократическим родом Фудзивар..

Монодрама

МОНОДРАМА (от греческ. Monos - «один» и drama - «драма») - драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером. Если этот единственный актер играет одну роль, тогда М. Представляет развернутый монолог , обращенный либо непосредственно к зрителю («О вреде табака» - Чехова), либо к присутствующему безмолвному персонажу («Путник» - В. Брюсова), либо к персонажу, находящемуся за сценой (пьески-миниатюры, построенные на разговоре по телефону, и т. П.). Иной вид имеет М., в к-ро..

Монт, де

МОНТ Поль, де (Pol de Mont, 1857-) - фламандский поэт, пользовавшийся известностью особенно в 80-90-х годах. Учился в Льежском университете, где вместе с А. Роденбахом стал одним из организаторов и вождей мелкобуржуазного националистического движения фламандской студенческой молодежи. Основатель и редактор журнала «Kunst en Leven» (Искусство и жизнь). Выступал как критик и историк литературы.Будучи еще студентом, М. Выпустил ряд сборников стихов. «Waarheid en Leven» (Правда и жизнь, 1877), «Rij..

Монтаж литературный

МОНТАЖ ЛИТЕРАТУРНЫЙ (montage - по-французски «сборка», «подбор») - сборник хрестоматийного типа, тематически объединенный одним стержнем. От других типов сборника М. Л. Отличается своей установкой на показ того лица или события, которое взято тематически стержнем М. Л. Отсюда и использование для обозначения сборников этого типа термина «монтаж», возникшего в кинотехнике и обозначающего соединение - в наиболее эффектной последовательности - отдельных заснятых моментов («кадров»).Монтироваться мо..

Дополнительный поиск Монолог Монолог

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монолог" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монолог, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа