Монодрама

99

МОНОДРАМА (от греческ. Monos - «один» и drama - «драма») - драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером. Если этот единственный актер играет одну роль, тогда М. Представляет развернутый монолог , обращенный либо непосредственно к зрителю («О вреде табака» - Чехова), либо к присутствующему безмолвному персонажу («Путник» - В. Брюсова), либо к персонажу, находящемуся за сценой (пьески-миниатюры, построенные на разговоре по телефону, и т. П.). Иной вид имеет М., в к-рой единственный актер последовательно исполняет несколько ролей, соответственно изменяя свою наружность. Первообразом такой М. Является архаическая, доэсхиловская греческая трагедия (Феспис, Фриних), в которой актер, меняя маску и костюм, последовательно изображал разных персонажей перед хором, заполнявшим своими песнями-плясками перерывы между его появлениями (см.

Драма (античная»). С такой архаической трагедией, в к-рой драматический элемент находился еще в эмбриональном состоянии, чисто внешнее сходство имеет новейшая М. Актеров-трансформаторов вроде Фреголи или Франкарди, к-рая по своей тематике и построению почти ничем не отличается от ходовых пьес буржуазного театра XIX-XX вв.Все поименованные виды М. Соприкасаются только по формально-техническому признаку (прием исполнения), по существу же это не один, а множество жанров, бытующих внутри различных стилей, отражающих и обслуживающих практику разных классов на различных этапах их бытия. Так напр. Немецкая музыкальная М. Или мелодрама, 70-80-х гг. XVIII в. (по образцу «Пигмалиона» - Ж. Ж. Руссо, 1762), в к-рой какая-либо античная героиня изливала в форме лирического монолога свою душевную тревогу и скорбь в особенно трагический момент своей жизни (типичный образец - «Ариадна на Наксосе» - Брандеса), пишется в типичной для сентиментализма манере, давая яркое выражение идеологии поднимавшегося немецкого бюргерства XVIII в.

Его индивидуалистические тенденции объясняют нам обращение к форме лирического монолога, раскрывающей душевные переживания отдельной личности (ср. Аналогичное по существу построение сентиментального романа-дневника типа «Вертера» Гёте ). Совсем иные предпосылки лежат в основе немецкой М. Середины XIX в. Она имеет обычно характер сольной комедийной сценки («Иди сюда» - Эльсгольца, «Пошел вон» и «Нет» - М. Вердера), варьирующей на разные лады образ светской женщины-кокетки, излюбленный буржуазно-мещанским театром XIX в. Наконец и новейшая попытка использования М. Драматургией немецких экспрессионистов («Ostpolzug» - Броннена, 1926) пронизана характерными для этого мелкобуржуазного стиля мотивами болезненного самоанализа бунтующей личности, ее душевного распада и двойничества (см.

Экспрессионизм).Всем перечисленным видам М., для к-рых характерна внешняя централизация драматического действия, противоположна М. В понимании Н. Н. Евреинова , к-рый выдвигал на первое место внутреннюю централизацию действия, превращение «чуждой мне драмы» в «мою драму», т. Е. Драму самого зрителя, сопереживающего с центральным «действующим» персонажем пьесы. Этого «действующего» Евреинов называет «субъектом действия» или просто «я». Отношения этого «я» к миру, его субъективные восприятия людей и вещей определяют характер развертывающегося действия М. М. Является «проекцией души» центрального персонажа на внешний мир. «остальных участников драмы зритель М. Воспринимает лишь в рефлексии их субъектом действия, и следовательно переживания их, не имеющие самостоятельного значения, представляются сценически важными лишь постольку, поскольку проецируется в них воспринимающее „я субъекта действия».

Такая последовательная субъективно-идеалистическая теория М., выдвинутая упадочной буржуазно-дворянской интеллигенцией, в сущности являлась выводом из драматургической практики некоторых поэтов-символистов (А. Блока, Ф. Сологуба, отчасти Л. Андреева («Черные маски»)). Продукт буржуазного декаданса, монодрама Евреинова («Представление любви», 1909) не получила однако полной реализации в дореволюционном театре. Она культивировалась только в плане сценической пародии и гротеска в театре «Кривое зеркало» («В кулисах души» - Евреинова, «Воспоминания» и «Вода жизни» - Б. Гейера).В советскую эпоху отдельные отзвуки теории Евреинова можно найти в практике режиссеров эстетски-формалистского лагеря. При этом они брали принцип монодрамы не из его первоисточника (Евреинов), а из практики кинорежиссуры, канонизировавшей прием «монодраматического монтажа» (термин С.

А. Тимошенко), задача к-рого - показать зрителю видимое или чувствуемое героем, с точки зрения этого героя. Подхваченный «левыми» театрами под названием «наплывов», этот прием получил повсеместное распространение. Наиболее яркие применения его дали В. Э. Мейерхольд («Ревизор») и М. В. Соколовский, режиссер Ленинградского ТРАМ («Плавятся дни», «Клёш задумчивый» и др.). В последнем случае применение этого принципа подкреплялось тогдашним теоретиком ТРАМ - А. И. Пиотровским - как искание «диалектической, ёмкой формы драматургии». Разоблачение формалистских установок Пиотровского (поддержанное самокритическими выступлениями самого Пиотровского) привело к пересмотру Театром рабочей молодежи своих позиций и изжитию злоупотребления «наплывами».Библиография.

Евреинов Н., Введение в монодраму, СПБ, 1909. Сологуб Ф., Театр одной воли, сб. «Театр. Книга о новом театре», СПБ, 1908. Каменский В., Книга о Евреинове, П., 1917. Казанский Б. В., Метод театра (Анализ системы Н. Н. Евреинова), Л., 1925. Тимошенко С., Искусство, кино и монтаж фильма, Л., 1926. Из обширной литературы о ТРАМ и формалистских влияниях в нем укажем. Пиотровский А. И., Театр рабочей молодежи, «Звезда», 1929, № 4. Его же, Кинофикация искусств, Л., 1929. Подольский С., О формалистской опасности ТРАМ, «Советский театр», 1930, № 11-12. Материалы театрального совещания РАПП, там же, 1931, № 2-3. К истории монодрамы на Западе. Koster A., Das lyrische Drama im XVIII Jh., «Preussische Jahrbucher», B. 68, 1891. Istel E., Die Entstehung des deutschen Melodramas, 1904.

Weisstein G., Die kleinen dramatischen Kunste, «Spemanns Goldenes Buch des Theaters», 2-e Ausgabe, 1912. Schauer H., Monodrama, «Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte», hrsg. Von Merker P. Und Stammler W., B. II, 1926-1928.

Значения в других словарях
Монкин

МОНКИН Мурат акн (1843-1906) - казакский поэт. Р. В Карабаче, б. Уральской области (Казакстан), в семье середняка-скотовода. Пятнадцати лет М. Начинает выступать на устных состязаниях народных поэтов и выходит победителем над многими своими соперниками. Основные мотивы творчества М. - протест против царской колонизаторской политики, с одной стороны, и резкая критика недостатков казакского быта - с другой. В последний период жизни М. Впадает в пессимизм. Его упадочнические настроения объясняются..

Моногатари

МОНОГАТАРИ - наименование основного жанра повествовательной прозы, созданного японской аристократической литературой эпохи Хэйан (VII-XII вв.) и вместе с тем одного из наиболее развитых видов японской повествовательной прозы в целом. Возникновение М. Связано с образованием в Японии первого сословия - аристократии, выросшей на базе рабовладельчества на развалинах родового строя и построившей централизованное государство с монархом во главе, фактически управляемое аристократическим родом Фудзивар..

Монолог

МОНОЛОГ (от греческого monos - единственный, единый и logos - слово) - «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии - речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа М. - так наз. Обращенного М. (Du-monolog), как напр. Речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Го..

Монт, де

МОНТ Поль, де (Pol de Mont, 1857-) - фламандский поэт, пользовавшийся известностью особенно в 80-90-х годах. Учился в Льежском университете, где вместе с А. Роденбахом стал одним из организаторов и вождей мелкобуржуазного националистического движения фламандской студенческой молодежи. Основатель и редактор журнала «Kunst en Leven» (Искусство и жизнь). Выступал как критик и историк литературы.Будучи еще студентом, М. Выпустил ряд сборников стихов. «Waarheid en Leven» (Правда и жизнь, 1877), «Rij..

Дополнительный поиск Монодрама Монодрама

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монодрама" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монодрама, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 9 символа