Любим Торцов
ЛЮБИМ ТОРЦОВ - герой комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. Назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л.Т. Стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу - Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л.Т.Промотавшийся брат богатого купца, Л.Т. Ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л.Т. «созорничал».
Пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город». На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л.Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л.Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле».В поведении Л.Т. Прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л.Т, когда восклицает. «И моя слеза до неба дойдет!» Л.Т. Никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно - к забывшим стыд и совесть.
«Изверг естества»,- говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий.Ключом к образу Л.Т. Является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л.Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л.Т. «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам».Л.Т. Не просто падший человек. Важнейшая черта его личности - сознание своего падения. В образе Л.Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера. Способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла.Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна.
Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л.Т. Явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л.Т. Ощутимо сказалось в творчестве Ф.М.Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л.Н.Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»).Первый исполнитель роли Л.Т.- П.М.Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей - В.В.Самойлов (1854), М.С.Щепкин (1855), П.В.Васильев (1861), А.А.Остужев (1934).Лит.
Чернышевский Н.Г. «Бедность не порок»//А.Н.Островский в русской критике. М., 1948. Григорьев А.А. По поводу спектакля 10 мая (1863) «Бедность не порок» Островского//Григорьев А.А. Театральная критика. Л., 188S. Боцяновский В.Ф. Любим Торцов//Памяти А.Н.Островского. Пг., 1923.Н.А.Шалимова.
Дополнительный поиск Любим Торцов
На нашем сайте Вы найдете значение "Любим Торцов" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Любим Торцов, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 12 символа