Любим Торцов

381

ЛЮБИМ ТОРЦОВ - герой комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. Назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л.Т. Стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу - Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л.Т.Промотавшийся брат богатого купца, Л.Т. Ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л.Т. «созорничал».

Пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город». На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л.Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л.Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле».В поведении Л.Т. Прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л.Т, когда восклицает. «И моя слеза до неба дойдет!» Л.Т. Никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно - к забывшим стыд и совесть.

«Изверг естества»,- говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий.Ключом к образу Л.Т. Является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л.Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л.Т. «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам».Л.Т. Не просто падший человек. Важнейшая черта его личности - сознание своего падения. В образе Л.Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера. Способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла.Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна.

Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л.Т. Явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л.Т. Ощутимо сказалось в творчестве Ф.М.Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л.Н.Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»).Первый исполнитель роли Л.Т.- П.М.Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей - В.В.Самойлов (1854), М.С.Щепкин (1855), П.В.Васильев (1861), А.А.Остужев (1934).Лит.

Чернышевский Н.Г. «Бедность не порок»//А.Н.Островский в русской критике. М., 1948. Григорьев А.А. По поводу спектакля 10 мая (1863) «Бедность не порок» Островского//Григорьев А.А. Театральная критика. Л., 188S. Боцяновский В.Ф. Любим Торцов//Памяти А.Н.Островского. Пг., 1923.Н.А.Шалимова.

Значения в других словарях
Лулу

ЛУЛУ (нем. Lulu) - героиня трагедии-дилогии Ф. Ведекинда «Дух земли» (1895) и «Ящик Пандоры» (1902). Образ Л. Характерен для творчества Ведекинда, персонажи которого живут, руководствуясь чувством протеста против всего, что их окружает, прислушиваясь прежде всего к зову биологических инстинктов. Подобный женский образ пришел в литературу рубежа веков из средневековых моралите, где женщина, как правило, была связана с нечистой силой. Л. Тоже новая ведьма, которая обольщает и губит мужчин в соврем..

Луций

ЛУЦИЙ (лат. Lucius) - герой романа Л. Апулея «Метаморфозы» (II в. Н.э.). Поначалу роман имел только это название, но в V в. Аврелий Августин назвал его «Осел» («Asinus»). Позднее за романом закрепилось название «Золотой осел» («Asinus aureus»), где эпитет «золотой» означал высшую степень похвалы со стороны многочисленных читателей (по аналогии с «золотыми словами»).Литературным прототипом Л. Стал герой греческой повести «Метаморфозы», написанной Лукием из Патр, затем переработанной Лукианом в ег..

Любовь Яровая

ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ - героиня пьесы К.А.Тренева «Любовь Яровая» (1926). Молодая учительница, поверившая в дело революции, трагически переживающая предательство ставшего белогвардейцем мужа и порвавшая со своей любовью, с прошлым ради будущего. В советском театроведении подробно проанализирован путь Л.Я. - от «сочувствия революции» до понимания своего места в ней, от «темной, трусливой мещанки» до вдохновительницы масс на беспощадную борьбу с контрреволюцией. Традиционный «семейный конфликт» в пьесе из..

Людмила

ЛЮДМИЛА - героиня поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (1817-1820, пролог, 1824-1825, ред. «Людмила и Руслан»). Имя Л. А.С.Пушкин заимствовал из поэмы В.А.Жуковского «Людмила». Л.- идеальная женщина сказки, невеста героя, Руслана, ради которой преодолеваются все преграды. В прологе Л. Предстает преданной невестой, которая тужит, ожидая своего освободителя - жениха. Контрастно оттеняя в мужчине силу, а в женщине - слабость, автор не скупится на изображение «красоты ее нежной». «стройный стан», «д..

Дополнительный поиск Любим Торцов Любим Торцов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Любим Торцов" в словаре Литературные герои, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Любим Торцов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 12 символа