Альтерация

139

(от позднелат. Alteratio - изменение) 1) Повышение или понижение ступени осн. Звукоряда без изменения её назв. Знаки А. (диез, повышение на полутон), (бемоль, понижение на полутон), (дубль-диез, повышение на тон), (дубль-бемоль, понижение на тон). Знаки тройного повышения и понижения не применяются (исключение - в "Сказании о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова, цифра 220). Знаки А., стоящие в начале нотной строки при ключе (ключевые), действуют во всех октавах до тех пор, пока они не меняются. Знаки А. Перед нотой (случайные) действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта. Отказ от А. Обозначается знаком (бекар). Знаки , и устарели, и в случаях, когда за звуком, повышенным на тон, следует тот же звук, повышенный на полтона, или за звуком, пониженным на тон, - тот же звук, пониженный на полтона, после пишут не , a , и соответственно после не , a .Первоначально понятие А.

Возникло в связи с двояким начертанием звука В, встречавшимся уже в 10 в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или "мягкая", франц. -mol, отсюда термин бемоль). Прямоугольным - более высокая ("квадратная", франц. саrre, отсюда бекар). Знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара. На рубеже 17-18 вв. Случайные и стали действовать до конца такта (прежде они сохраняли силу лишь при повторении той же ноты), были введены двойные знаки А. В совр. Музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков А. Часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять). В додекафонной музыке знаки А. Обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой (за исключением повторяющихся в пределах такта).

Двойные знаки не применяются.2) В учении о гармонии А. Обычно понимается как хроматич. Видоизменение осн. Неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым (к звукам тонич. Трезвучия). Напр., в C-dur:Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, к-рая располагается полутоном выше одного из звуков тонич. Трезвучия. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину):В др. Трактовке под А. Понимается вообще всякое хроматич. Видоизменение диатонич. Аккорда независимо от того, направлен ли хроматич. Ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Напр., в C-dur, c-e-ges - альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e - трезвучия VI ступени.3) В мензуральной нотации А.

- удвоение второй из двух равных нотных длительностей (напр., второй из двух семибревис) при превращении двухдольного метра в трёхдольный. || в двухдольном метре (в совр. Ритмич. Записи) превращаются в || в трёхдольном.Литература. Тюлин Ю., Учение о гармонии, ч. I, Л., 1937, М., 1966. Аэрова Ф., Ладова альтерация, К., 1962. Берков В., Гармония, ч. 2, М., 1964, (все 3 чч. В одном томе) М., 1970. Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1968. Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien..., Bd 1, В.-Stuttg., 1906. Schцnberg A., Harmonlelehre, Lpz.-W., 1911, W., 1949. Riemann H., Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre, Lpz., 1913. Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern, 1920.

Erpf H., Studien zur Harmonie- und Klangtechnik der neueren Musik, Lpz., 1927.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Альтани И. К.

Ипполит Карлович (15 (27) V 1846, юг Украины -17 II 1919, Москва) - рус. Дирижёр и хормейстер. Род. В семье воен. Капельмейстера. В 1866 окончил Петерб. Консерваторию по классам Г. Венявского (скрипка), Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна (композиция). В 1867-82 дирижёр и хормейстер частной рус. Оперы в Киеве (Ф. Бергера, с 1872 - И. Я. Сетова), а также преподаватель Муз. Уч-ща Киев, отделения РМО (класс гармонии). Впервые на провинц. Сцене пост. Оперу "Опричник" Чайковского (1874, Киев. Композито..

Альтгорн

См. Бюгельгорны.. ..

Альтман В.

(Altmann) Вильгельм (4 IV 1862, Адельнау, ныне Одолянув, Польша - 25 III 1951, Хильдесхейм) - нем. Музыковед и скрипач. Игре на скрипке учился у О. Люстнера в Бреславле. В 1900-15 сотрудник Королев. Б-ки в Берлине, в 1915-27 зав. Её муз. Отделом. Известен гл. Обр. Как издатель муз.-историч. Документов и нотографич. Справочников. Опубликовал письма и статьи И. Брамса, О. Николаи, К. М. Вебера, Р. Вагнера. Составил нотографич. Указатели по камерной муз. Лит-ре, в т.ч. Указатель муз. Лит-ры для аль..

Альтман Е. А.

Евгений Александрович (р. 19 V 1932, Москва) - сов. Виолончелист. В 1955 окончил Моск. Консерваторию у С. Н. Кнушевицкого, в 1958 - аспирантуру у него же. С 1959 солист Москонцерта. С 1965 участник струн. Трио (с И. Д. Ойстрахом и Н. Н. Зерцаловой), с 1974 - квартета им. Л. Бетховена. Выступал в концертах с сов. И заруб. Дирижёрами. 1-й исполнитель ряда виолончельных пьес Н. П. Ракова, З. А. Левиной, Н. В. Макаровой и др. 1-я пр. На конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1955, Варша..

Дополнительный поиск Альтерация Альтерация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Альтерация" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Альтерация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 10 символа