Двойной контрапункт

152

Наиболее распространённая разновидность вертикально-подвижного контрапункта. Охватывает противоположные перестановки голосов, в результате к-рых верхний голос становится нижним, а нижний - верхним. Д. К. Требует соблюдения в первоначальном соединении двух мелодий ряда ограничений, определяющихся суммарной величиной перемещения мелодий, т. Е. Его т. Н. Интервальным показателем. Наиболее часто применяется Д. К. Октавы, децимы и дуодецимы. Ограничения свободы контрапунктирования в этих случаях минимальны. Если в практике вок. Полифонии (т. Н. Строгого письма) известное предпочтение отдаётся Д. К. Дуодецимы, то в контрапунктич. Технике свободного письма, относящегося ко времени, когда тональная система достигла зрелости, заметно преобладание Д.

К. Октавы, к-рый сохраняет в производномА. П. Бородин. Квартет No 1, часть II.соединении тональное единство обеих мелодий. Во 2-й пол. 19 в. Вместе с усилением интереса к колориту чаще используется Д. К. Децимы и дуодецимы, позволяющий осуществлять разного рода дублировки. Применение разл. Интервальных показателей Д. К. Обусловлено и менявшимся в ходе развития муз. Иск-ва отношением к проблеме консонанса и диссонанса.Литература. Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма (1909), М., 1959. Скребков С., Учебник полифонии, ч. 1-2, М., 1965. Григорьев С. И Мюллер Т., Учебник полифонии, М., 1969. Bellermann J. G. H., Der Kontrapunkt, В., 1887. Marx J., Bayer F., Kontrapunktlehre (Regelbuch), W. - Lpz., 1944. Jeppesen K., Kontrapunkt, Nachdruck, Lpz., 1956.Т.

Ф. Мюллер..

Значения в других словарях
Двоезнаменник

Двознаменник, двузнаменник, - особый вид древнерусских муз. Рукописей с параллельным изложением мелодии в двух нотных системах - знаменной и пятилинейной. Существовали Д. Двух родов. Уч. Пособия типа "Азбук" (см. Азбука музыкальная) и певческие сборники, содержавшие традиционные циклы культовых песнопений (Ирмологии, Октоихи, Праздники и т.д.). Д. Появились в последней четв. 17 в., когда осуществлялся переход от знаменного письма к пятилинейной нотации, и служили гл. Обр. Для того, чтобы облегчи..

Двойной канон

Полифонич. Соединение двух канонов на разные темы. Нередко применяется в репризах или кульминациях двойных фуг и др. Полифонич. Форм, венчая линию интенсивного развития. Д. К. Может быть конечным (завершающимся каденцией) и бесконечным (возвращающимся к началу).Двойной шестиголосный канон I разряда. Н. Я. Мясковский. 8-я симфония, часть I.Как первые, так и вторые Д. К. Делятся на разряды. В канонах I разряда расстояния между вступлениями голосов равны, в канонах II разряда - различны. Разновидно..

Двойной хор

(нем. Doppelchor) - хор, разделённый на 2 относительно самостоят. Части, а также муз. Произведения, написанные для такого хора. Каждая часть Д. Х. Представляет собой полный смешанный хор (такого состава требует, напр., хоровод "Просо" из оперы "Майская ночь" Римского-Корсакова) или состоит из однородных голосов - одна часть из женских, другая - из мужских (подобный состав предусмотрен, напр., в Д. Х. No 2 из кантаты "По прочтении псалма" Танеева). Реже встречаются Д. Х. Только из однородных голо..

Дворжак А.

(Dvorak) Антонин (8 IX 1841, Нелагозевес, на Влтаве - 1 V 1904, Прага) - чеш. Композитор и дирижёр. Сын мясника, владельца постоялого двора, к-рый был большим любителем музыки. Начал заниматься музыкой самостоятельно, затем играл на скрипке в местном сельском оркестре под рук. Кантора Й. Шпица. С детства любил нар. Песни и танцы, имевшие громадное значение для формирования его творч. Облика. После окончания общеобразоват. Школы в Нелагозевесе (1853) знакомится с ремеслом мясника под рук.отца. С ..

Дополнительный поиск Двойной контрапункт Двойной контрапункт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Двойной контрапункт" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Двойной контрапункт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 19 символа