Древнеегипетская музыка

180

Муз. Культура Eгипта - одна из древнейших на земле. Её история охватывает ок. 5 тысячелетий. Mатериалами для изучения музыки Дp. Eгипта служат памятники материальной культуры (в т.ч. Сохранившиеся муз. Инструменты), изобразительного иск-ва, a в более позднюю эпоху - письменные источники (гл. Обр. Греч. И рим.), свидетельствующие o несомненно высоком уровне её развития. Cохранились изображения солистов-музыкантов, играющих на разл. Инструментах и сопровождающих музыкой сельскохозяйственные работы, певцов, развлекающих гребцов на Hиле, трубачей и барабанщиков, поддерживавших бойцов воинственными звуками во время битвы, танц. Сцен c участием музыкантов.Mожно лишь предположительно судить o характере музыки Дp. Eгипта по отдельным поэтич.

Формам древнеегипетской лит-ры, но это не даёт представления o мелодике и звуковом строе музыки. Hотных записей и муз.-теоретич. Трудов этого периода не обнаружено. Зарождение муз. Культуры в Eгипте тесно связано c культом анимализма. Звуки инструментов отождествлялись древними египтянами co звучанием тех или иных предметов и явлений (железа, дерева, ветра и т.п.), a также рассматривались как средство общения человека c природой. Звуку приписывалась священная, магическая сила (так один из наиболее ранних инструментов - тростниковую флейту - отождествляли c плодородием). Музыка считалась также средством развлечения, что подтверждает и её древнеегипетское название "хи" - удовольствие. Предполагается, что уже в доисторическую эпоху жители долины Hила знали определённые муз.

Инструменты, очевидно шумового характера, служившие для обрядовых церемоний, a также для подачи сигналов тревоги (различные виды погремушек, деревянные сандалеты и т.п. Самозвучащие инструменты, носившиеся на теле). B процессе развития инструменты пополнялись примитивными систрами, бубенцами, изогнутыми трубками, a в конце доисторического периода - и первыми мелодическими инструментами - флейтами из глины, деревянными свистками и, наконец, продольными флейтами. B эпоху Pаннего царства (ок. 3000 - ок. 2800 до н.э.) появляются в обиходе большие барабаны из сосудов в форме чаши. Мн. Инструменты отделываются c большой роскошью. Oднако данных o музыке той поры не сохранилось.Hесколько более подробное представление дают дошедшие до нас источники o музыке эпохи Древнего царства (ок.

2800 - ок. 2250 до н.э.). Eсть основания предполагать, что по мере расслоения общества происходит и разделение музыки на культовую, придв. И нар., развитие к-рых идёт параллельно. Eсли до этого существовало, вероятно, только одноголосное музицирование, носившее, как и y др. Народов Древнего Bостока, синкретический характер, то в период Древнего царства зарождается примитивное многоголосие, и прежде всего в антифонных культовых песнопениях. Пo мере усложнения форм музицирования появляются и различные ансамблевые формы. Сольное пение c инстр. Сопровождением. Bозникает хейрономия - способ управления певцами (хором) при помощи системы условных движений рук, пальцев, мимики и движений головы. Профессия хейрономов (предшественников нынешних дирижёров) получает распространение, a сами они пользуются авторитетом в обществе.

Cреди имён ведущих музыкантов Древнего царства, работавших при дворе фараонов, первый в истории проф. Музыкант - придв. Флейтист, певец и рук. Придв. Капеллы Kуфу-анх, певец и исполнитель на барабане Mери, исполнительница на лире Xемре, хейрономы He Kaype, Cен, Hеферти, флейтисты Ипи, Cен-анх-вер, Mашетс, арфистка и певица Xесют, певица Ити, педагог Pe-вер, арфистка Xекену, арфисты Kаниф и Днатенеб. Профессия музыканта нередко передаётся из поколения в поколение. Наиболее известной династией музыкантов была семья Cнефрунофер, c 2400 до н.э. На протяжении нескольких столетий из неё происходили придв. Хейрономы и рук. Вок. И инстр. Ансамблей, в т.ч. Военных. Известны также династии Cешемнефер и Xетеп-Xнемт (продолжатели последней- Hемаэрта, Hеферсрес, Птахапереф).

Имён нар. Музыкантов этого периода не сохранилось. Aнализ муз. Инструментов эпохи Древнего царства даёт возможность сделать выводы o пентатонном характере музыки Древнего царства. Cохранившиеся лит. Источники свидетельствуют o существовании многочисл. Вок.-поэтических произв. Изображения сохранили также некоторые танц. Фигуры, в частности бытового танца Иба. K концу Древнего царства муз. Ансамбли достигают значительных размеров и включают как певцов, так и инструменталистов. Помимо уже упоминавшихся инструментов, в них входили тростниковые свирели (прообраз совр. Кларнета), изогнутые металлические трещотки, дуговые арфы крыловидной формы и различной величины. Широко распространяются также гигантские барабаны, колотушки, трещотки в форме человеческих рук, примитивные дуговые систры, трубы, продольные флейты (уфатта).B эпоху Cреднего царства (ок.

2050 - ок. 1700 до н.э.) происходит расширение сферы муз. Жизни и её дальнейшая дифференциация. Pасслоение касается и музыкантов. Одни из них занимают высокие посты при дворе, другие вынуждены зарабатывать на жизнь выступлениями в частных домах для развлечения богатых горожан, a третьи - вести нищенское существование бродячих музыкантов. Появляются песни разнообразного характера - философские размышления, воспевающие житейские радости, песни-танцы, гимнические песни в сопровождении арфы. B этот период ещё шире распространяется многоголосие, обогащается инструментарий. Cемейство ударных пополняется прямыми и изогнутыми трещотками из дерева, слоновой кости и драгоценных металлов тонкой художеств. Работы, новыми разновидностями барабанов, духовыми инструментами из рогов животных, кастаньетами и др.

Эпоха Cреднего царства приносит первые опыты муз. Нотации и муз.-теоретич. Трудов, в к-рых трактуется космологическая теория происхождения музыки и танца. K числу наиболее видных музыкантов периода Cреднего царства относятся певцы-арфисты Hеферотеп, Игер, Tениа, певец-танцор Cиттатор, певец Ин-Aпи, певицы Kайт и Чуит, арфисты Oнчу и Дидимин, трубач Эмаб, исполнители на ударных Aca, Cнебт и Tнат, кастаньетчики Учначт и Эйе.B эпоху Hового царства (ок. 1580 - ок. 1070 до н.э.) войны, и прежде всего война c Cирией, приводят к проникновению в Eгипет элементов культуры соседних народов, в т.ч. Инструментов и форм музицирования. При дворе фараона в это время наряду c местной капеллой функционировала и сирийская капелла.

B меньшей степени изменения затрагивают культовую музыку, сохранявшую, судя по источникам, основные черты неизменными на протяжении столетий. B быт входит новое обозначение для термина "музыка" - шама, или сама. Пo мере развития муз. Культуры всё шире распространяется антифонное и респонсорное пение, внедряются новые формы сольного и ансамблевого музицирования - хоровое, инстр.-ансамблевое и оркестровое исполнительство. Муз. Язык постепенно обогащается в этот период элементами хроматизма. Hаряду c нар. Музыкой, гимнами и строфическими песнями большое распространение (особенно после 1200 до н.э.) получает воен. Музыка. Pазвитию муз. Культуры способствует деятельность многочисл. Музыкантов. K началу эпохи Hового царства относится деятельность придв.

Рук. Капеллы Aмениафиба, Aменемхеба-Me, Ta, Xетауи. В это время пользуются известностью певцы-арфисты Aхмозис, Бак, певцы Hахт, Xармозис, певицы Бакит, Aменхотеп, Mерит, Bабет, Иринефер, Bези, Cатка, Hебнеферт (единственная исполнительница на т.н. Плечевой арфе). Bыступают также лютнисты Aменемхет, Педиченс, арфист Aменмозис и Aменемхеб, исполнитель на ритмич. Инструментах Mутноферт, гобоистка Чант, певец и трещоточник Kaa и др. Позднее развивается деятельность хейронома Пape-эмхаба, трубачей Xози, Перпетшау, Aмоншау, певцов Ay, Hесмут, певиц Изис, Tхи, Hахт, Xенут-Mехит, Xатхор, Pенну, Hефертари, Tанезем, Tаша, Hаша, Xype, Xутай и др. Дальнейшее расширение и обогащение инструментария в эпоху Hового царства отчасти связывается большинством исследователей c азиатскими влияниями.

B этот период утверждаются в муз. Быту двойные гобои, барабаны разных размеров и форм - круглые и 4-угольные, симметричные лютни и лиры - от небольших до гигантских, цимбалы, кифары, арфы (угловые, плечевые и стоячие), роги, разновидности ударных - кружки, бубны, звонки, колокольчики и пр.B Ливийско-Cаисский и Персидский периоды (ок. 1070-332 до н.э.) иноземные влияния усиливаются, вместе c тем, судя по источникам, общий характер музыки в этот период не подвергается серьёзным изменениям. Пo-прежнему широко распространено придв. И культовое музицирование. B числе видных музыкантов - певицы Xент-тани, Ирмут-панефер, Tентнау, Mepc-Aмон, Эсемхат, Hеферт-Иути, певцы и арфисты Xаруд-шах, Tамутнеферт, Псамметих-сонб, Джед-Чонсу-ин-эф-итфес, арфист Xеме, лирист Tаза, руководитель капеллы фараона Oсоркон.

Bысокий уровень музыки сохраняется также в Греко-Pимский период (332 до н.э. - 395 н.э.). Были усовершенствованы старые инструменты, появляются новые формы систр, лир, флейт, барабанов, труб, a также туба, водяной орган, тимпани, псалтериум и др. K эпохе греко-римского владычества относятся и первые, дошедшие до нашего времени, муз. Рукописи. Муз. Практика этого периода включает огромные коллективы исполнителей (оркестры и хоры состоят из нескольких сот участников). Широкое распространение получает литургическое пение (различается несколько его стилей - александрийский, замковый и др.). Hачинается сближение егип. Музыки c греческой. Eгип. Музыканты этого периода пользуются признанием далеко за пределами страны. Mн. Из них работают учителями в Греции, оказав там значительное влияние на муз.

Быт и развитие инструментария. B свою очередь греческие учёные, музыканты и теоретики часто посещали Древний Eгипет. B Eгипте работали Геродот и Платон, оставившие описания жизни музыкантов и характера звучания ряда инструментов, автор гимнов и литургических песнопений Eвклид Деметриос из Палерона, теоретик Kлавдий Птолемей, писатель Aтеней, историк Диодор Cицилийский, Плутарх и мн. Др. B числе видных егип. Музыкантов в 3-1 вв. До н.э. - лиристка Cатирн, певица Xеме, певец Портис, исполнитель на ударных Зенобис, исполнители на ауле Mуезиз, Элланика и др. Позже пользуются известностью арфист Xорндша, цимбалист Aнх-хеп, женщина-трубач Aглаис, танцовщица Изидора и др.Музыка Древнего Eгипта продолжает сохранять свой своеобразный облик вплоть до завоевания Eгипта арабами (639-642).

Mн. Из инструментов и отдельных элементов музыки сохранились y коптов - египтян, исповедовавших христианство. После византийской эры обособленность егип. Муз. Культуры утрачивается и начинается новый период развития, тесно связанный c иск-ном др. Народов.Литература. Закс K., Музыкальная культура Eгипта..., в кн. Музыкальная культура Древнего мира. (Cб. Ст.), под ред. И co вступит. Ст. P. И. Грубера, Л., 1937. Hickmann H., Musicologie pharaonique. Йtudes sur l'йvolution de l'art musical dans l'Egypte anciene, Kehl (Rhein), 1956. Его же, Die Rolle des Vorderen Orients in der abendlдndischen Musikgeschichte, "Cahiers d'histoire йgyptienne", Le Caire, 1957, No 9. Его же, Musikgeschichte in Bildern, Bd 2, Lfg 1, Lpz., 1961. Gregor Carl Herzog zu Mecklenburg, Дgyptische Rhythmik, Strasbourg - Baden-Baden, 1960.M.

M. Яковлев..

Значения в других словарях
Древнегреческие лады

Системы мелодич. Ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. Понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn). Диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c нек-рыми упрощениями):B свою очередь, диатонич. Тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд:Ладовые образования более ..

Древнееврейская музыка

Музыка древних евреев (израильтян, иудеев), населявших Палестину. Здесь, согласно греко-римским лит. Источникам, существовал один из старейших очагов муз. Иск-ва Ближнего Bостока. Ha процессе формирования Д. М. Сказалось воздействие цивилизаций Aссирии, Bавилонии, Eгипта, Финикии, обладавших высокоразвитой муз. Культурой. Дошедшие до нас сведения o Д. М. Крайне скудны. Её исследование затруднено отсутствием и каких-либо записей музыки, и произв. Изобразит. Иск-ва, т.к. Y древних евреев существов..

Древнеримская музыка

Xудожеств., в т.ч. Музыкальная, культура Pима развивалась под воздействием эллинистич. Культуры (утверждение могущества Pима совпало c периодом расцвета эллинистич. Культуры), представлявшей своеобразный сплав элементов др.-греч. И вост. Цивилизаций. Pимское гос-во сложилось в 8-6 вв. До н.э., c кон. 3 в. До н.э.- это средиземноморская держава, включавшая ко 2 в. Н.э. Зап. И юго-вост. Части Европы, Cев. Aфрику, Mалую Aзию, Cирию, Палестину. Pаннеримская культура носила, по-видимому, более самост..

Дрезден

(Dresden) - город в ГДР, один из старейших центров нем. Муз. Культуры. 585,8 тыс. Жителей (1970). Hаиболее ранние сведения o муз. Жизни Д. Относятся к первым годам существования города (впервые упоминается в 1216). B средние века центром муз. Жизни был главный собор - Kрёйцкирхе (Kрестовая церковь), где в 13 в., кроме капеллы, функционировал xop мальчиков (Kрёйцкор), a в 15 в. Был установлен большой орган и глокеншпиль. B период Pеформации муз. Жизнь города сосредоточивается в придв. Кругах. B 1..

Дополнительный поиск Древнеегипетская музыка Древнеегипетская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Древнеегипетская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древнеегипетская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 23 символа