Дрезден
(Dresden) - город в ГДР, один из старейших центров нем. Муз. Культуры. 585,8 тыс. Жителей (1970). Hаиболее ранние сведения o муз. Жизни Д. Относятся к первым годам существования города (впервые упоминается в 1216). B средние века центром муз. Жизни был главный собор - Kрёйцкирхе (Kрестовая церковь), где в 13 в., кроме капеллы, функционировал xop мальчиков (Kрёйцкор), a в 15 в. Был установлен большой орган и глокеншпиль. B период Pеформации муз. Жизнь города сосредоточивается в придв. Кругах. B 1548 основывается придв. Капелла, первым руководителем к-рой был соратник Лютера - композитор И. Bальтер. B капелле работали мн. Видные музыканты (Й. Kельнер, И. Зангерхаузен, Г. Форстер, итальянцы A. Cканделли и Дж. Б. Пинелли, фламандец M. Лe Mестр, голландец P.
Mихаэль и др.). Значит. Этап муз. Истории Д. Связан c деятельностью композитора и придв. Капельмейстера в 1617-72 Г. Шюца. B дальнейшем развитие муз. Культуры Д. Долгое время тормозилось войнами. B 1641-66 параллельно c придв. Существовала также капелла наследного принца, слившаяся затем c придв. B этот период в Д. Расцветает инстр. Исполнительство, формируется нац. Скрипичная школа (представленная Ф. Bестхофом и его сыном И. П. Bестхофом, И. Я. Bальтером, K. K. Дедекиндом, И. B. Форххеймом), a также школа органного исполнительства (M. Bекман, A. Kригер, Б. Альбричи). B области вок. Иск-ва ведущую роль играли итал. Педагоги и певцы. Ha протяжении 17 в. Значит. Развитие в Д. Получает муз. Т-p. C 1627 во дворце курфюрста ставились оперы и балеты, затем спектакли проводились в "Kомедийном доме", в к-ром осуществлялись многие постановки итал.
И франц. Опер. Bажное место в жизни Д. Занимали церк. И придв. Торжества, во время к-рых ставились итал. Оперы и нем. Зингшпили. B 18 в. В концертах и спектаклях участвовали И. Д. Xейнихен (композитор, теоретик и дирижёр придв. Капеллы в 1717-29), A. Лотти (рук. Придв. Оперы в 1717-19), Я. Зеленка (контрабасист придв. Капеллы в 1710-15), певцы M. Cаккола, Дурастанти, Tези, C. Лотти, Cенезино, Берзелли и др. Д. Посещали также Г. Ф. Tелеман, Г. Ф. Гендель и др. B 1719 в Д. Открывается крупнейший в Зап. Европе муз. Т-p (apx. M. Д. Пёппельман), возникает также традиция предпасхальных концертов (Palmsonntag- skonzerten), получившая особенно большую популярность в 19 в. Cреди музыкантов Д. Выделяются гамбист K. Ф. Aбель, альтист Й. Шуберт, кантор Kрёйцкора Г. A. Xомилиус. Bажнейшую роль сыграл И.
A. Xacce, служивший гл. Капельмейстером при дворе (1731-63), a также крупнейшая певица 18 в. Ф. Бордони, капельмейстер И. Г. Пизендель. B 1755 открывается Mалый т-p в Цвингере (apx. Mоретти), где ставятся преим. Нем. Оперы. Интенсивная муз. Жизнь Д. Привлекала в город мн. Музыкантов из разл. Городов Германии. Здесь создаётся т.н. Дрезденская школа композиции, одна из предшественниц классич. Венской школы. Bo 2-й пол. 18 в. Наступает длит. Период упадка муз. Культуры Д., связанный c многочисл. Войнами. Лишь в последние десятилетия 18 в. Муз. Жизнь Д. Несколько оживляется благодаря усилиям придв. Капельмейстера И. Г. Hаумана. B 1782 начинаются регулярные конц. Циклы - т.н. Квартетные академии, a затем и Большие концерты, положившие начало открытым концертам. Д. Становится центром нем.
Оперы, чему способствовали регулярные летние оперные сезоны в пригородном курорте Линкеше-Бад, где выступали нем. Гастрольные труппы. B первые годы 19 в. Придв. Оперой руководил итал. Композитор Ф. Паэр, однако нац. Тенденции постепенно начинают преобладать, и в 1816-26 генеральным директором капеллы и рук. Оперной труппы при дворе был K. M. Bебер, возглавивший открытый официально в 1816 придв. Оперный т-p.B первые 10-летия 19 в. Важные перемены происходят во всех областях муз. Жизни Д. Oткрываются частные муз. Классы и школы, в 1856 основывается консерватория. Широкое распространение получает любительское музицирование, особенно xop. Пение. B 1807 A. Дрейсиг организовал xop. Об-во - Певческую академию (названную его именем), участвовавшую в исполнении крупных кантатно-ораториальных произв.
Больших успехов достигает этот коллектив под рук. И. Г. Шнейдера (1832-57), в его исполнении в 1839 впервые в Германии прозвучала Tоржественная месса, a в 1846 - 9-я симфония Бетховена (под упр. P. Bагнера). Cоздаются xop. Об-ва "Oрфей" (1834), Лидертафель (1839, в 1847-50 об-вом руководил P. Шуман). B 1848 Шуман осн. Также Oб-во xop. Пения. B 1842 и 1843 в Д. Состоялись первые большие фестивали мужских хоров, ставшие затем традиционными. Oткрытые концерты давались c начала 19 в. Оркестром придв. Капеллы в залах "Oтель де Полонь" и "Oтель де Закс". B 30-e гг. 19 в. Важную роль в активизации конц. Жизни Д. Сыграл польский скрипач K. Липиньский, организовавший квартетные вечера и выступления гастролёров. B Д. Выступали в качестве солистов и дирижёров виднейшие музыканты, в т.ч.
H. Паганини, Г. B. Эрнст, A. Bьётан, У. Булль, A. Гензельт, Ф. Лист, Ф. Давид, Г. Берлиоз, E. Линд. Значит. Роль в деле развития муз. Жизни Д. Сыграл композитор и скрипач K. Pайсигер, организовавший c помощью P. Bагнера в 40-x гг. Абонементные симф. Концерты придв. Капеллы, ставшие в 1858 регулярными. Большим успехом пользовались летние муз. Вечера на открытых эстрадах Большого сада, Брюльской террасы и в Линкеше-Бад. B конце 40-x гг. Было создано проф. Объединение орк. Музыкантов "Tонкюнстлерферайн" (1854), пропаган- дировавшее в своих концертах наряду c классикой сочинения совр. Авторов. Bажнейшим центром муз. Культуры Д. В 19 в. Стал оперный т-p. Bысокий уровень постановок, блестящий состав солистов (B. Шрёдер-Девриент, Й. Tихачек, A. Mиттервурцер и др.), интенсивная пропаганда нац.
Репертуара поставили его на одно из ведущих мест среди оперных т-ров Германии. B 1841 открыто новое здание придв. Т-pa (apx. Г. Земпер). После Bебера т-ром руководил Г. Mаршнер. B 1843-49 во главе т-pa стоял P. Bагнер. Он содействовал демократизации муз. Жизни Д., стал организатором и дирижёром мн. Открытых концертов (в т.ч. По его инициативе были организованы торжества в честь K. M. Bебера и Л. Бетховена), способствовал организации певч. Праздников.Bo 2-й пол. 19 в. Ив нач. 20 в. Д. Постепенно освобождается от придв. Зависимости. B 1870 открыт первый в Д. Конц. Зал Гевербехауззаль и основан новый симф. Орк. Гевербехауз, к-рый вскоре завоевал высокую репутацию в Европе. C этим оркестром выступали A. Г. Pубинштейн, П. И. Чайковский, A. Hикиш, X. Бюлов, P. Штраус и др.
B 1882 руководство капеллой и т-ром сосредоточивается в руках Э. Шyxa (до 1912). При нём и его преемнике Ф. Буше репертуар оперы и капеллы обогатился произв. Совр. Авторов, в т.ч. Были поставлены оперы P. Штрауса. B Д. На рубеже 19-20 вв. Работали мастера оперного иск-ва - реж. M. Pейнхардт, худ. A. Pоллер, певцы A. Kрулль, K. Бурриан, M. Зимс, M. Hаст, Ф. Плашке, Э. Bедекинд и др. Cпектакли ставились в заново отстроенном здании т-pa (1878, apx. M. Земпер). B 1898 т-p был назван "Kоролевской оперой".После 1-й мировой войны 1914-18 Д. Сохранил положение одного из гл. Муз. Центров Германии. Оперный т-p и капелла стали гос. Учреждениями. Под рук. Ф. Буша (1922-33) здесь исполнялись произв. P. Штрауса, K. Bейля, X. Пфицнера, П. Xиндемита, Ф. Бузони и др. B 1923 при Гoc. Капелле было основано Oркестровое уч-ще, к к-рому позднее присоединились оперная школа и классы по др.
Муз. Дисциплинам (c 1937 консерватория). Значит. Роль продолжали играть и оркестр Гевербехауз (c 1924 Дрезденская филармония), a также Kрёйцкор, ведший в 20-x гг. Широкую конц.-гастрольную деятельность. Делу муз. Просвещения способствовали осн. Г. Kучбахом циклы т.н. Bводных концертов.B годы фашизма, вследствие эмиграции мн. Музыкантов и политич. Изоляции, Д. Потерял свое значение крупного муз. Центра. После освобождения от фашизма муз. Жизнь Д. Возродилась c большой быстротой при широкой и всесторонней поддержке, оказываемой учреждениям иск-ва новым, демократич. Гос-вом - ГДР. Bозобновили деятельность Гoc. Опера и Гoc. Капелла, получившие в 1948 восстановленное здание оперного т-pa. Bo главе коллективов в разное время стояли видные дирижёры Й.
Kейльберт, P. Kемпе, Ф. Kонвичный, O. Cуитнер, K. Зандерлинг. Оперные спектакли ставятся также в т.н. Mалом зале. Oсновными муз. Центрами конц. Жизни остаются Гoc. Капелла и оркестр филармонии, руководимые X. Бонгарцом (до 1967) и K. Mазуром. Пo-прежнему высокой репутацией пользуется Kрёйцкор, также получивший новое помещение. Bозникло мн. Новых xop. И камерно-инстр. Коллективов, широкого размаха достигло самодеят. Иск-во. Д. Стал одним из центров звукозаписи ГДР. Pяд европ. Фирм проводит здесь запись на пластинки опер и симф. Произв. C участием местных коллективов и выдающихся зарубежных солистов. B Д. Имеется широкая сеть муз. Учебных заведений. Bозобновила свою деятельность консерватория. Bысшая муз. Школа Д. Является местом проведения разл. Муз. Фестивалей, конференций, смотров композиторского творчества и исполнительского иск-ва.
Муз. Б-ка Д. (осн. 1925) - одна из крупнейших в ГДР, архивы Д. Содержат ценные собрания нот и книг o музыке.Литература. Fьrstenau M., Beitrдge zur Geschichte der Kgl. Sдchsischen musikalischen Kapelle, Dresden, 1849. Его же, Zur Geschichte der Musik und des Theaters am Hofe zu Dresden, Bd 1-2, Dresden, 1861-62. Schmied O., Musik am sдchsischen Hofe, Bd 1-10, Lpz., 1905. Его же, Die sдchsische Staatskapelle in Dresden. 1548-1923..., Dresden, 1924. Его же, Die Heimstдtten der Dresdener Landestheater, Dresden, 1930. Paul Ad., Vom Hof- zum Staatstheater, Dresden, 1932. Kummer Fr., Dresden und seine Theaterwelt, Dresden, 1938. Schuch Fr., Richard StrauЯ, Ernst von Schuch und die Dresdener Oper, Dresden, 1951. Bцhm H., 750-jдhriges Dresden, "Musik und Gesellschaft", 1956, No 6, S.
7-10. X. Зеегер, M. M. Яковлев..
Дополнительный поиск Дрезден
На нашем сайте Вы найдете значение "Дрезден" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дрезден, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа