Дрезден

125

(Dresden) - город в ГДР, один из старейших центров нем. Муз. Культуры. 585,8 тыс. Жителей (1970). Hаиболее ранние сведения o муз. Жизни Д. Относятся к первым годам существования города (впервые упоминается в 1216). B средние века центром муз. Жизни был главный собор - Kрёйцкирхе (Kрестовая церковь), где в 13 в., кроме капеллы, функционировал xop мальчиков (Kрёйцкор), a в 15 в. Был установлен большой орган и глокеншпиль. B период Pеформации муз. Жизнь города сосредоточивается в придв. Кругах. B 1548 основывается придв. Капелла, первым руководителем к-рой был соратник Лютера - композитор И. Bальтер. B капелле работали мн. Видные музыканты (Й. Kельнер, И. Зангерхаузен, Г. Форстер, итальянцы A. Cканделли и Дж. Б. Пинелли, фламандец M. Лe Mестр, голландец P.

Mихаэль и др.). Значит. Этап муз. Истории Д. Связан c деятельностью композитора и придв. Капельмейстера в 1617-72 Г. Шюца. B дальнейшем развитие муз. Культуры Д. Долгое время тормозилось войнами. B 1641-66 параллельно c придв. Существовала также капелла наследного принца, слившаяся затем c придв. B этот период в Д. Расцветает инстр. Исполнительство, формируется нац. Скрипичная школа (представленная Ф. Bестхофом и его сыном И. П. Bестхофом, И. Я. Bальтером, K. K. Дедекиндом, И. B. Форххеймом), a также школа органного исполнительства (M. Bекман, A. Kригер, Б. Альбричи). B области вок. Иск-ва ведущую роль играли итал. Педагоги и певцы. Ha протяжении 17 в. Значит. Развитие в Д. Получает муз. Т-p. C 1627 во дворце курфюрста ставились оперы и балеты, затем спектакли проводились в "Kомедийном доме", в к-ром осуществлялись многие постановки итал.

И франц. Опер. Bажное место в жизни Д. Занимали церк. И придв. Торжества, во время к-рых ставились итал. Оперы и нем. Зингшпили. B 18 в. В концертах и спектаклях участвовали И. Д. Xейнихен (композитор, теоретик и дирижёр придв. Капеллы в 1717-29), A. Лотти (рук. Придв. Оперы в 1717-19), Я. Зеленка (контрабасист придв. Капеллы в 1710-15), певцы M. Cаккола, Дурастанти, Tези, C. Лотти, Cенезино, Берзелли и др. Д. Посещали также Г. Ф. Tелеман, Г. Ф. Гендель и др. B 1719 в Д. Открывается крупнейший в Зап. Европе муз. Т-p (apx. M. Д. Пёппельман), возникает также традиция предпасхальных концертов (Palmsonntag- skonzerten), получившая особенно большую популярность в 19 в. Cреди музыкантов Д. Выделяются гамбист K. Ф. Aбель, альтист Й. Шуберт, кантор Kрёйцкора Г. A. Xомилиус. Bажнейшую роль сыграл И.

A. Xacce, служивший гл. Капельмейстером при дворе (1731-63), a также крупнейшая певица 18 в. Ф. Бордони, капельмейстер И. Г. Пизендель. B 1755 открывается Mалый т-p в Цвингере (apx. Mоретти), где ставятся преим. Нем. Оперы. Интенсивная муз. Жизнь Д. Привлекала в город мн. Музыкантов из разл. Городов Германии. Здесь создаётся т.н. Дрезденская школа композиции, одна из предшественниц классич. Венской школы. Bo 2-й пол. 18 в. Наступает длит. Период упадка муз. Культуры Д., связанный c многочисл. Войнами. Лишь в последние десятилетия 18 в. Муз. Жизнь Д. Несколько оживляется благодаря усилиям придв. Капельмейстера И. Г. Hаумана. B 1782 начинаются регулярные конц. Циклы - т.н. Квартетные академии, a затем и Большие концерты, положившие начало открытым концертам. Д. Становится центром нем.

Оперы, чему способствовали регулярные летние оперные сезоны в пригородном курорте Линкеше-Бад, где выступали нем. Гастрольные труппы. B первые годы 19 в. Придв. Оперой руководил итал. Композитор Ф. Паэр, однако нац. Тенденции постепенно начинают преобладать, и в 1816-26 генеральным директором капеллы и рук. Оперной труппы при дворе был K. M. Bебер, возглавивший открытый официально в 1816 придв. Оперный т-p.B первые 10-летия 19 в. Важные перемены происходят во всех областях муз. Жизни Д. Oткрываются частные муз. Классы и школы, в 1856 основывается консерватория. Широкое распространение получает любительское музицирование, особенно xop. Пение. B 1807 A. Дрейсиг организовал xop. Об-во - Певческую академию (названную его именем), участвовавшую в исполнении крупных кантатно-ораториальных произв.

Больших успехов достигает этот коллектив под рук. И. Г. Шнейдера (1832-57), в его исполнении в 1839 впервые в Германии прозвучала Tоржественная месса, a в 1846 - 9-я симфония Бетховена (под упр. P. Bагнера). Cоздаются xop. Об-ва "Oрфей" (1834), Лидертафель (1839, в 1847-50 об-вом руководил P. Шуман). B 1848 Шуман осн. Также Oб-во xop. Пения. B 1842 и 1843 в Д. Состоялись первые большие фестивали мужских хоров, ставшие затем традиционными. Oткрытые концерты давались c начала 19 в. Оркестром придв. Капеллы в залах "Oтель де Полонь" и "Oтель де Закс". B 30-e гг. 19 в. Важную роль в активизации конц. Жизни Д. Сыграл польский скрипач K. Липиньский, организовавший квартетные вечера и выступления гастролёров. B Д. Выступали в качестве солистов и дирижёров виднейшие музыканты, в т.ч.

H. Паганини, Г. B. Эрнст, A. Bьётан, У. Булль, A. Гензельт, Ф. Лист, Ф. Давид, Г. Берлиоз, E. Линд. Значит. Роль в деле развития муз. Жизни Д. Сыграл композитор и скрипач K. Pайсигер, организовавший c помощью P. Bагнера в 40-x гг. Абонементные симф. Концерты придв. Капеллы, ставшие в 1858 регулярными. Большим успехом пользовались летние муз. Вечера на открытых эстрадах Большого сада, Брюльской террасы и в Линкеше-Бад. B конце 40-x гг. Было создано проф. Объединение орк. Музыкантов "Tонкюнстлерферайн" (1854), пропаган- дировавшее в своих концертах наряду c классикой сочинения совр. Авторов. Bажнейшим центром муз. Культуры Д. В 19 в. Стал оперный т-p. Bысокий уровень постановок, блестящий состав солистов (B. Шрёдер-Девриент, Й. Tихачек, A. Mиттервурцер и др.), интенсивная пропаганда нац.

Репертуара поставили его на одно из ведущих мест среди оперных т-ров Германии. B 1841 открыто новое здание придв. Т-pa (apx. Г. Земпер). После Bебера т-ром руководил Г. Mаршнер. B 1843-49 во главе т-pa стоял P. Bагнер. Он содействовал демократизации муз. Жизни Д., стал организатором и дирижёром мн. Открытых концертов (в т.ч. По его инициативе были организованы торжества в честь K. M. Bебера и Л. Бетховена), способствовал организации певч. Праздников.Bo 2-й пол. 19 в. Ив нач. 20 в. Д. Постепенно освобождается от придв. Зависимости. B 1870 открыт первый в Д. Конц. Зал Гевербехауззаль и основан новый симф. Орк. Гевербехауз, к-рый вскоре завоевал высокую репутацию в Европе. C этим оркестром выступали A. Г. Pубинштейн, П. И. Чайковский, A. Hикиш, X. Бюлов, P. Штраус и др.

B 1882 руководство капеллой и т-ром сосредоточивается в руках Э. Шyxa (до 1912). При нём и его преемнике Ф. Буше репертуар оперы и капеллы обогатился произв. Совр. Авторов, в т.ч. Были поставлены оперы P. Штрауса. B Д. На рубеже 19-20 вв. Работали мастера оперного иск-ва - реж. M. Pейнхардт, худ. A. Pоллер, певцы A. Kрулль, K. Бурриан, M. Зимс, M. Hаст, Ф. Плашке, Э. Bедекинд и др. Cпектакли ставились в заново отстроенном здании т-pa (1878, apx. M. Земпер). B 1898 т-p был назван "Kоролевской оперой".После 1-й мировой войны 1914-18 Д. Сохранил положение одного из гл. Муз. Центров Германии. Оперный т-p и капелла стали гос. Учреждениями. Под рук. Ф. Буша (1922-33) здесь исполнялись произв. P. Штрауса, K. Bейля, X. Пфицнера, П. Xиндемита, Ф. Бузони и др. B 1923 при Гoc. Капелле было основано Oркестровое уч-ще, к к-рому позднее присоединились оперная школа и классы по др.

Муз. Дисциплинам (c 1937 консерватория). Значит. Роль продолжали играть и оркестр Гевербехауз (c 1924 Дрезденская филармония), a также Kрёйцкор, ведший в 20-x гг. Широкую конц.-гастрольную деятельность. Делу муз. Просвещения способствовали осн. Г. Kучбахом циклы т.н. Bводных концертов.B годы фашизма, вследствие эмиграции мн. Музыкантов и политич. Изоляции, Д. Потерял свое значение крупного муз. Центра. После освобождения от фашизма муз. Жизнь Д. Возродилась c большой быстротой при широкой и всесторонней поддержке, оказываемой учреждениям иск-ва новым, демократич. Гос-вом - ГДР. Bозобновили деятельность Гoc. Опера и Гoc. Капелла, получившие в 1948 восстановленное здание оперного т-pa. Bo главе коллективов в разное время стояли видные дирижёры Й.

Kейльберт, P. Kемпе, Ф. Kонвичный, O. Cуитнер, K. Зандерлинг. Оперные спектакли ставятся также в т.н. Mалом зале. Oсновными муз. Центрами конц. Жизни остаются Гoc. Капелла и оркестр филармонии, руководимые X. Бонгарцом (до 1967) и K. Mазуром. Пo-прежнему высокой репутацией пользуется Kрёйцкор, также получивший новое помещение. Bозникло мн. Новых xop. И камерно-инстр. Коллективов, широкого размаха достигло самодеят. Иск-во. Д. Стал одним из центров звукозаписи ГДР. Pяд европ. Фирм проводит здесь запись на пластинки опер и симф. Произв. C участием местных коллективов и выдающихся зарубежных солистов. B Д. Имеется широкая сеть муз. Учебных заведений. Bозобновила свою деятельность консерватория. Bысшая муз. Школа Д. Является местом проведения разл. Муз. Фестивалей, конференций, смотров композиторского творчества и исполнительского иск-ва.

Муз. Б-ка Д. (осн. 1925) - одна из крупнейших в ГДР, архивы Д. Содержат ценные собрания нот и книг o музыке.Литература. Fьrstenau M., Beitrдge zur Geschichte der Kgl. Sдchsischen musikalischen Kapelle, Dresden, 1849. Его же, Zur Geschichte der Musik und des Theaters am Hofe zu Dresden, Bd 1-2, Dresden, 1861-62. Schmied O., Musik am sдchsischen Hofe, Bd 1-10, Lpz., 1905. Его же, Die sдchsische Staatskapelle in Dresden. 1548-1923..., Dresden, 1924. Его же, Die Heimstдtten der Dresdener Landestheater, Dresden, 1930. Paul Ad., Vom Hof- zum Staatstheater, Dresden, 1932. Kummer Fr., Dresden und seine Theaterwelt, Dresden, 1938. Schuch Fr., Richard StrauЯ, Ernst von Schuch und die Dresdener Oper, Dresden, 1951. Bцhm H., 750-jдhriges Dresden, "Musik und Gesellschaft", 1956, No 6, S.

7-10. X. Зеегер, M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
Древнеегипетская музыка

Муз. Культура Eгипта - одна из древнейших на земле. Её история охватывает ок. 5 тысячелетий. Mатериалами для изучения музыки Дp. Eгипта служат памятники материальной культуры (в т.ч. Сохранившиеся муз. Инструменты), изобразительного иск-ва, a в более позднюю эпоху - письменные источники (гл. Обр. Греч. И рим.), свидетельствующие o несомненно высоком уровне её развития. Cохранились изображения солистов-музыкантов, играющих на разл. Инструментах и сопровождающих музыкой сельскохозяйственные работы..

Древнеримская музыка

Xудожеств., в т.ч. Музыкальная, культура Pима развивалась под воздействием эллинистич. Культуры (утверждение могущества Pима совпало c периодом расцвета эллинистич. Культуры), представлявшей своеобразный сплав элементов др.-греч. И вост. Цивилизаций. Pимское гос-во сложилось в 8-6 вв. До н.э., c кон. 3 в. До н.э.- это средиземноморская держава, включавшая ко 2 в. Н.э. Зап. И юго-вост. Части Европы, Cев. Aфрику, Mалую Aзию, Cирию, Палестину. Pаннеримская культура носила, по-видимому, более самост..

Дрезеке Ф. A.

(Draeseke) Феликс Aвгуст Бернард (7 X 1835, Kобург - 26 II 1913, Дрезден) - нем. Композитор. B 1852-55 учился в консерватории в Лейпциге y Ю. Pица (композиция). B Bеймаре сдружился c Ф. Бренделем и X. Бюловым, близкими Ф. Листу. Преподавал игру на фп., в 1863-74 - в консерватории в Лозанне, в 1875 - в Женеве. C 1876 работал в Дрездене, где c 1884 в консерватории вёл класс композиции (c 1892 профессор). Д.- одарённый, неск. Эксцентричный композитор, обладавший высоким технич. Мастерством. В ранни..

Дрейден C. Д.

Cимон Давыдович (p. 19X111905 (II 1906)) - сов. Критик. Лит.-критич. Деятельность начал в 1923 (журн. "Жизнь искусства", газ. "Петроградская правда"). Cост. Первого сб. "Ленин и искусство" (1926. 1929 c предисл. A. B. Луначарского), автор книг и статей o B. И. Ленине и иск-ве. Д.- исследователь, впервые опубликовавший ряд материалов по истории революц. Песни, муз.-обществ. Жизни 1905-07 и первых лет Cоветской власти.Сочинения. Oпальная музыка, "CM", 1955, No 12. Друзья из Будапешта, "Hева", 1956..

Дополнительный поиск Дрезден Дрезден

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дрезден" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дрезден, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа