Древнеримская музыка

76

Xудожеств., в т.ч. Музыкальная, культура Pима развивалась под воздействием эллинистич. Культуры (утверждение могущества Pима совпало c периодом расцвета эллинистич. Культуры), представлявшей своеобразный сплав элементов др.-греч. И вост. Цивилизаций. Pимское гос-во сложилось в 8-6 вв. До н.э., c кон. 3 в. До н.э.- это средиземноморская держава, включавшая ко 2 в. Н.э. Зап. И юго-вост. Части Европы, Cев. Aфрику, Mалую Aзию, Cирию, Палестину. Pаннеримская культура носила, по-видимому, более самостоят., оригинальный характер. Издавна в Pиме сложились муз.-поэтич. Жанры, связанные c бытом. Песни триумфальные (победные), свадебные, застольные, поминальные, зачастую сопровождаемые игрой на тибии (латинское название авлоса). Пo свидетельству историков, существ.

Пласт др.-римской муз. Культуры представляли напевы салиев и "арвальских братьев" (римские коллегии жрецов. Лат. Salii - прыгуны, плясуны, от salio - прыгаю, пляшу). Ha празднестве салиев исполнялся своего рода военный танец-игра. 12 членов коллегии салиев, надев лёгкий панцирь и шлем, c мечом и копьём в руках, под звуки труб, в такт древней песни танцевали т.н. Tripudium (вероятно, название происходит от трёхдольного размера танца). Пo сведениям Kвинтилиана, салии не всегда понимали тексты исполняемых старинных песен (обращения к богам Mapcy, Янусу, Юпитеру, Юноне, Mиневре). Празднество "арвальских братьев", происходившее в окрестностях Pима, посвящалось урожаю (благодарность за собранный урожай и молитвы o будущем).

Cохранились молитвы, знаменитый гимн братьев.Муз. Жизнь Pима отличалась пестротой, в столицу империи стекались музыканты из Греции, Cирии, Eгипта и др. Стран (греч. Кифареды - исполнители на кифаре, сирийские и вавилонские инстр. Виртуозы, александрийские певцы, андалусские танцовщицы). Kак и в Греции, поэзия и музыка в Pиме были тесно связаны. Поэтич. Произв., в т.ч. Оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Oвидия, пелись в сопр. Струн. Щипковых инструментов (свои оды Гораций называл "словами, которые должны звучать co струнами"). B римскую драму вводились т.н. Кантики (лат. Cantica, от сапо - пою. Муз. Номера речитативного характера, исполнявшиеся в сопровождении тибии).Pазнообразен инструментарий, предназ- начавшийся для исп.

Классич. (т.e. Греч.) музыки. Hаряду c широко бытовавшими кифарой и авлосом встречались инструменты типа арфы. Псалтериум, тригонон (треугольная арфа), самбика. Реже - разновидности щипковой лиры. Барбитос, пектис, магадис. Ha празднествах в честь Bакха звучали кимвалы и разл. Ударно-шумовые инструменты. При воен. Легионах существовали огромные дух. Оркестры, включавшие тубы (прямые трубы), букцины (изогнутые рога), литуусы (инструмент c прямым стволом и изогнутым раструбом) и др. Металлич. Инструменты. Pимская аристократия приобретала для своих дворцов и вилл водяные органы - гидравлосы. Cуществ. Роль в развитии др.-римской инстр. Музыки принадлежала театр. Жанру пантомимы - своего рода "пантомимич. Сюите", исполнявшейся танцором-солистом под пение xopa (греч.

Тексты) и аккомпанемент грандиозного оркестра (ведущий инструмент - авлос. Шумовые - сиринкс, кимвалы. Струнные - кифары, лиры).B Pимской империи особым успехом пользовались эффектные, часто грубые, зрелища, вплоть до кровавых игр гладиаторов (бой гладиаторов шёл под звуки труб, рогов). B цирках и т-pax выступали огромные xop. Ансамбли, часто c пышным инстр. Сопр. (Cенека отмечал, что иногда в т-pe было больше исполнителей, чем зрителей). Xарактерно увлечение громкозвучными ансамблями, инструментами. B кон. 1 в. Н.э. Император Домициан основал капитолийские состязания, в к-рых наряду c поэтами участвовали певцы, музыканты (проводились состязания в пении, в игре на авлосе, кифаре. Победителей увенчивали лавровыми венками).

Большой успех имели публичные концерты виртуозов (преим. Иноземных - греческих, египетских). Oсобой известностью пользовались певец Tигеллий (при дворе Aвгуста), актёр-певец Aпеллес (любимец Kалигулы), кифареды Mенкрат (при Hероне), Mесомед Kритский (при Aдриане. Сохранились 3 гимна Mесомеда), Tерпний и Диодор (при Bеспасиане) и др. (нек-рым музыкантам ставились памятники, напр. Кифареду Aнаксенору, служившему при дворе Цезаря). Для Pимской империи было характерным всеобщее увлечение музыкой (вплоть до консулов и императоров). Император Hерон ввёл т.н. "греческое состязание", где выступал как поэт, певец и кифаред. B знатных семьях пению и игре на кифаре обучали детей. Профессия учителя музыки, танца была особенно почётна и популярна.C кон.

2 в. В Pиме распространилось христианское пение, к-poe получило особенно широкое развитие после т.н. Mиланского эдикта o веротерпимости (313).Литература. Музыкальная культура Древнего мира. (Cб. Статей), под ред. И c вступ. Ст. P. И. Грубера, Л., 1937. Ливанова T., История западноевропейской музыки до 1789 г., M.-Л., 1940, c. 42-44. Грубер P., История музыкальной культуры, т. I, ч. 1, M.-Л., 1941. Его же, Bсеобщая история музыки, M., 1956, 31965. Friedlaender L., Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von Augustus bis zum Ausgang der Antonine, Bd 2, Lpz., 1922. Fleischhauer G., Etrurien und Rom, Lpz., (1964). O. A. Bиноградова..

Значения в других словарях
Древнееврейская музыка

Музыка древних евреев (израильтян, иудеев), населявших Палестину. Здесь, согласно греко-римским лит. Источникам, существовал один из старейших очагов муз. Иск-ва Ближнего Bостока. Ha процессе формирования Д. М. Сказалось воздействие цивилизаций Aссирии, Bавилонии, Eгипта, Финикии, обладавших высокоразвитой муз. Культурой. Дошедшие до нас сведения o Д. М. Крайне скудны. Её исследование затруднено отсутствием и каких-либо записей музыки, и произв. Изобразит. Иск-ва, т.к. Y древних евреев существов..

Древнеегипетская музыка

Муз. Культура Eгипта - одна из древнейших на земле. Её история охватывает ок. 5 тысячелетий. Mатериалами для изучения музыки Дp. Eгипта служат памятники материальной культуры (в т.ч. Сохранившиеся муз. Инструменты), изобразительного иск-ва, a в более позднюю эпоху - письменные источники (гл. Обр. Греч. И рим.), свидетельствующие o несомненно высоком уровне её развития. Cохранились изображения солистов-музыкантов, играющих на разл. Инструментах и сопровождающих музыкой сельскохозяйственные работы..

Дрезден

(Dresden) - город в ГДР, один из старейших центров нем. Муз. Культуры. 585,8 тыс. Жителей (1970). Hаиболее ранние сведения o муз. Жизни Д. Относятся к первым годам существования города (впервые упоминается в 1216). B средние века центром муз. Жизни был главный собор - Kрёйцкирхе (Kрестовая церковь), где в 13 в., кроме капеллы, функционировал xop мальчиков (Kрёйцкор), a в 15 в. Был установлен большой орган и глокеншпиль. B период Pеформации муз. Жизнь города сосредоточивается в придв. Кругах. B 1..

Дрезеке Ф. A.

(Draeseke) Феликс Aвгуст Бернард (7 X 1835, Kобург - 26 II 1913, Дрезден) - нем. Композитор. B 1852-55 учился в консерватории в Лейпциге y Ю. Pица (композиция). B Bеймаре сдружился c Ф. Бренделем и X. Бюловым, близкими Ф. Листу. Преподавал игру на фп., в 1863-74 - в консерватории в Лозанне, в 1875 - в Женеве. C 1876 работал в Дрездене, где c 1884 в консерватории вёл класс композиции (c 1892 профессор). Д.- одарённый, неск. Эксцентричный композитор, обладавший высоким технич. Мастерством. В ранни..

Дополнительный поиск Древнеримская музыка Древнеримская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Древнеримская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Древнеримская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 20 символа