Маком

116

1) В узб. И тадж. Музыке определ. Ладовая основа мелодий и песен (родств. Явления - макам, мугам, мукам, рага). Для обозначения каждого М. Использовалось наименование ладка на грифе муз. Инструмента уд, позволяющего извлечь осн. Тон данного М. (отсюда назв. Впоследствии в муз. Практике уд был заменён танбуром). В течение длит. Времени у народов мусульманского Востока существовали системы ладов, количество и последовательность к-рых не были строго установившимися. В 13 в. Сафи-ад-дин писал о системе 12 осн. Ладов (а также их подразделов - 24 шу'ба) и разновидностей - 6 авазов и 24 мураккабат (букв. - составные части, смеси). Система 12 ладов в разл. Нац. Вариантах бытовала в течение неск. Веков. Постепенно у разл. Народов Востока сложились и др.

Ладовые системы. У узбеков и таджиков сформировалась система 6 М., или шашмаком. Вопрос о том, является ли эта система непосредств. Развитием прежней системы 12 ладов, полностью ещё не разрешён. Каждый из узб. И тадж. М. Имеет своё назв. "Бузрук", "Рост", "Наво", "Дугох", "Сегох" и "Ирок". 4 из этих назв. Отвечают назв. Ладов в системе 12 ладов (с изменением обозначения "Бузург" на "Бузрук"), а 2 - их шу'ба, однако звукоряды их иные:(белыми нотами выделены опорные ступени каждого звукоряда).2) В узб. И тадж. Нар.-проф. Классич. Музыке устной традиции большой цикл (сюита) из законченных муз. Произв. Части М. Связаны общностью тонич. Опоры, или звукоряда либо того и другого. В состав каждого М. Входит от 20 до 40 с лишним инстр. И вок. Частей, М.

Исполняются ансамблем инструменталистов, играющих в унисон, солистами и хором, а отдельные их части - уфар, кашкарча и сокинома - в совр. Исполнит. Практике сопровождаются танцами. Осн. Инструментами при исп. М. Были танбур и дойна (бубен). Часто к ним присоединялись гиджак, сато и кобуз. Танбур при исп. Каждого М. Настраивался по-разному. Каждый М. Состоит из инстр. И вок. Разделов. Инстр. Раздел составляют различные по объёму произв. Тас-ниф (сочинение, муз. Тема), тарджиъ (повторение, мелодия из повторяющихся мотивов), гардун (букв. - превратности судьбы. Назв. Усуля, т. Е. Ритмич. Формулы дойры), мухаммас (букв. - упятерённый. Назв. Усуля дойры), сакиль (тяжёлый, выдержанный. Назв. Усуля дойры). Эти обозначения - общие для всех М. К ним добавляется назв.

Того М., в составе к-рого они находятся. В нек-рых М. Имеются дополнит. Части, характерные только для них. Первая инстр. Часть - тасниф - определяет характер всего М., её мелодико-интонац. Материал часто используется и в др. Частях (не только инструментальных, но и вокальных), подвергаясь мелодико-ритмич. Варьированию. Каждая из инстр. Частей состоит из 7-10 эпизодов. При этом для них типично рондообразное строение - чередование изменяющихся и развивающихся мелодич. Построений ("хона") и неизменных ("бозгуй"). Мелодии сопровождаются усулями. Вок. Раздел каждого М. Состоит из неск. Шу'ба (подразделов). В нём выделяются две группы. Первая включает шу'ба сарахбор (араб.-тадж., букв. - уведомление, главное), талкин (араб., букв. - наставление, трактовка.

Назв. Усуля дойры), наср (араб., букв. - помощь, победа) и их ритмич. Варианты - уфары. Вторая - талкина (песня, исполняемая в усуле "талкин"), кашгарча (кашгарский усуль), сокинома (букв. - вакхическая песнь) и их уфары. К этим назв. Присоединяются назв. М., в к-рый они входят. Первая группа составляет единый цикл. Отд. Мелодич. Построения одного шу'ба часто используются в др. Шу'ба в качестве его кульминации. Такие мелодич. Построения получили назв. Намудов (тадж., букв. - вид, явление). В др. Шу'ба они приобретают новые черты в соответствии с особенностями мелодии и усуля дойры.Шашмаком бытовал в двух осн. Вариантах - бухарском и хорезмском. Т.н. Ташкентский вариант представляет разновидность бухарского и др. Он исполнялся на нар. Торжествах, празднествах, свадебных церемониях.

В Узбекистане и Таджикистане имеется ряд ансамблей макомистов, пропагандирующих живые образцы М. С нач. 20-х гг. Осуществляются записи и издания разл. Вариантов шашмакома. Полный цикл был впервые издан в Таджикистане (1950-67), затем в Узбекистане (1960. С 1966 изд. Новый вариант, подготовленный Ю. Раджаби). Осуществлена и запись вок. Разделов шашмакома на магнитную ленту, выпущены и соотв. Грампластинки.Издания. Успенский В. A., Шесть музыкальных поэм, Л., 1924, Шашмаком, т. 1-5, M., 1950-67 (со вступит. Статьей В. М. Беляева), Хоразм макомлари, Таш., 1958. Шашмаком, т. 1-5, Ташкент, 1966-73 (изд. Продолжается).Литература. Rахман Б. Оглы, Девонзод М., Краткая история хорезмской музыки, М., 1925. Pитрат A., История узбекской классической музыки, Самарканд - Таш., 1927 (на узб.

Языке, араб. Шрифт). Джами Абдурахман, Трактат о музыке, пер. С перс., под ред. И с коммент. В. М. Беляева, Таш., 1960. Раджабов И. Р., Макомлар масаласига доир. (К вопросу о макомах), Таш., 1963 (на узб. Языке). Векслеr С. М., Очерк истории узбекской музыкальной культуры, Таш., 1965. Его жe, Макомы, в сб. Очерки истории музыкальной культуры Узбекистана, вып. 1, Таш., 1968, Вызго Т., К вопросу об изучении макомов, в сб. История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972. Матякубов О., Хорезмские макомы, в сб. Проблемы музыкальной науки Узбекистана, Таш., 1973. Pлахов Ю., О двух принципах формообразования в инструментальных частях Шашмакома, в сб. Проблемы музыкальной науки Узбекистана, Таш., 1973, его же, К вопросу о ритмической структуре инструментальных частей Шашмакома, в сб.

Теоретические проблемы народной инструментальной музыки, М.-Л., 1974.И. Р. Раджабов..

Значения в других словарях
Маклякевич Я. А.

(Maklakiewicz) Ян Адам (24 XI 1899, Хойнаты, Мазовия - 8 II 1954, Варшава) - польский композитор. Учился в Варшаве в Высшей муз. Школе им. Ф. Шопена, в 1922-25 - в консерватории у Р. Статковского (композиция), изучал игру на органе. Совершенствовался у П. Дюка в "Эколь нормаль" в Париже (1926-27). Преподавал теорию музыки в консерваториях в Лодзи (1927-30) и в Варшаве (1929-30). В 1932-1939 церк. Органист и хор. Дирижёр, одноврем. Муз. Критик и редактор (в 1934 осн. Журн. "Chуr"). Дирижировал ра..

Макмиллан К.

Мак-Миллан (МасМиллан) Кеннет (р. 11 XII 1929, Данфермлин, Шотландия) - англ. Артист балета и балетмейстер. В 1948 окончил школу т-ра "Сэдлерс-Уэллс", с этого же года в труппе т-ра. Первая значит. Работа - "Концертные танцы" Стравинского (1956). Работал в экспериментальной труппе т-ра "Сэдлерс-Уэллс", в "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле" и Корол. Балете Великобритании (с 1965 постоянный балетмейстер, с 1970 худ. Рук.). Среди пост. - "Агон" (1958), "Поцелуй феи" Стравинского. "Приглашение" Зейбера (оба ..

Максаков М. К.

Максимилиан Карлович (наст. Имя и фам. Макс Шварц) (1869, Буковина - 26 III 1936, Москва) - сов. Певец (драм. Баритон), оперный режиссер и вок. Педагог. По национальности австриец. Мальчиком пел в оперетте, исполнял женские роли. Учился в Петербурге у Е. К. Ряднова. Выступал в Петербурге, Ростове-на-Дону, Тбилиси, Баку, Одессе, Москве (Большой т-р), Казани, Киеве и др. Держал оперные антрепризы, организовывал товарищества и передвижные труппы, в к-рых выступал как певец и режиссёр. М., яркий, те..

Максакова М. П.

Мария Петровна (26 III (8 IV) 1902, Астрахань - 11 VIII 1974, Москва) - сов. Певица (меццо-сопрано). Нар. Арт. СССР (1971). В детстве пела в церк. Хоре, занималась в Астраханском муз. Уч-ще. С 1921 ученица М. К. Максакова. С 1919 солистка оперной труппы в Астрахани. Дебютировала в партии Ольги ("Евгений Онегин"). В 1923-53 солистка Большого т-ра (в 1925-27 - Ленингр. Т-ра оперы и балета).Выдающаяся певица, М. Обладала высоким, гибким меццо-сопрано тёплого, лирич. Тембра, ярким темпераментом. Её ..

Дополнительный поиск Маком Маком

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Маком" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маком, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 5 символа