Маком
1) В узб. И тадж. Музыке определ. Ладовая основа мелодий и песен (родств. Явления - макам, мугам, мукам, рага). Для обозначения каждого М. Использовалось наименование ладка на грифе муз. Инструмента уд, позволяющего извлечь осн. Тон данного М. (отсюда назв. Впоследствии в муз. Практике уд был заменён танбуром). В течение длит. Времени у народов мусульманского Востока существовали системы ладов, количество и последовательность к-рых не были строго установившимися. В 13 в. Сафи-ад-дин писал о системе 12 осн. Ладов (а также их подразделов - 24 шу'ба) и разновидностей - 6 авазов и 24 мураккабат (букв. - составные части, смеси). Система 12 ладов в разл. Нац. Вариантах бытовала в течение неск. Веков. Постепенно у разл. Народов Востока сложились и др.
Ладовые системы. У узбеков и таджиков сформировалась система 6 М., или шашмаком. Вопрос о том, является ли эта система непосредств. Развитием прежней системы 12 ладов, полностью ещё не разрешён. Каждый из узб. И тадж. М. Имеет своё назв. "Бузрук", "Рост", "Наво", "Дугох", "Сегох" и "Ирок". 4 из этих назв. Отвечают назв. Ладов в системе 12 ладов (с изменением обозначения "Бузург" на "Бузрук"), а 2 - их шу'ба, однако звукоряды их иные:(белыми нотами выделены опорные ступени каждого звукоряда).2) В узб. И тадж. Нар.-проф. Классич. Музыке устной традиции большой цикл (сюита) из законченных муз. Произв. Части М. Связаны общностью тонич. Опоры, или звукоряда либо того и другого. В состав каждого М. Входит от 20 до 40 с лишним инстр. И вок. Частей, М.
Исполняются ансамблем инструменталистов, играющих в унисон, солистами и хором, а отдельные их части - уфар, кашкарча и сокинома - в совр. Исполнит. Практике сопровождаются танцами. Осн. Инструментами при исп. М. Были танбур и дойна (бубен). Часто к ним присоединялись гиджак, сато и кобуз. Танбур при исп. Каждого М. Настраивался по-разному. Каждый М. Состоит из инстр. И вок. Разделов. Инстр. Раздел составляют различные по объёму произв. Тас-ниф (сочинение, муз. Тема), тарджиъ (повторение, мелодия из повторяющихся мотивов), гардун (букв. - превратности судьбы. Назв. Усуля, т. Е. Ритмич. Формулы дойры), мухаммас (букв. - упятерённый. Назв. Усуля дойры), сакиль (тяжёлый, выдержанный. Назв. Усуля дойры). Эти обозначения - общие для всех М. К ним добавляется назв.
Того М., в составе к-рого они находятся. В нек-рых М. Имеются дополнит. Части, характерные только для них. Первая инстр. Часть - тасниф - определяет характер всего М., её мелодико-интонац. Материал часто используется и в др. Частях (не только инструментальных, но и вокальных), подвергаясь мелодико-ритмич. Варьированию. Каждая из инстр. Частей состоит из 7-10 эпизодов. При этом для них типично рондообразное строение - чередование изменяющихся и развивающихся мелодич. Построений ("хона") и неизменных ("бозгуй"). Мелодии сопровождаются усулями. Вок. Раздел каждого М. Состоит из неск. Шу'ба (подразделов). В нём выделяются две группы. Первая включает шу'ба сарахбор (араб.-тадж., букв. - уведомление, главное), талкин (араб., букв. - наставление, трактовка.
Назв. Усуля дойры), наср (араб., букв. - помощь, победа) и их ритмич. Варианты - уфары. Вторая - талкина (песня, исполняемая в усуле "талкин"), кашгарча (кашгарский усуль), сокинома (букв. - вакхическая песнь) и их уфары. К этим назв. Присоединяются назв. М., в к-рый они входят. Первая группа составляет единый цикл. Отд. Мелодич. Построения одного шу'ба часто используются в др. Шу'ба в качестве его кульминации. Такие мелодич. Построения получили назв. Намудов (тадж., букв. - вид, явление). В др. Шу'ба они приобретают новые черты в соответствии с особенностями мелодии и усуля дойры.Шашмаком бытовал в двух осн. Вариантах - бухарском и хорезмском. Т.н. Ташкентский вариант представляет разновидность бухарского и др. Он исполнялся на нар. Торжествах, празднествах, свадебных церемониях.
В Узбекистане и Таджикистане имеется ряд ансамблей макомистов, пропагандирующих живые образцы М. С нач. 20-х гг. Осуществляются записи и издания разл. Вариантов шашмакома. Полный цикл был впервые издан в Таджикистане (1950-67), затем в Узбекистане (1960. С 1966 изд. Новый вариант, подготовленный Ю. Раджаби). Осуществлена и запись вок. Разделов шашмакома на магнитную ленту, выпущены и соотв. Грампластинки.Издания. Успенский В. A., Шесть музыкальных поэм, Л., 1924, Шашмаком, т. 1-5, M., 1950-67 (со вступит. Статьей В. М. Беляева), Хоразм макомлари, Таш., 1958. Шашмаком, т. 1-5, Ташкент, 1966-73 (изд. Продолжается).Литература. Rахман Б. Оглы, Девонзод М., Краткая история хорезмской музыки, М., 1925. Pитрат A., История узбекской классической музыки, Самарканд - Таш., 1927 (на узб.
Языке, араб. Шрифт). Джами Абдурахман, Трактат о музыке, пер. С перс., под ред. И с коммент. В. М. Беляева, Таш., 1960. Раджабов И. Р., Макомлар масаласига доир. (К вопросу о макомах), Таш., 1963 (на узб. Языке). Векслеr С. М., Очерк истории узбекской музыкальной культуры, Таш., 1965. Его жe, Макомы, в сб. Очерки истории музыкальной культуры Узбекистана, вып. 1, Таш., 1968, Вызго Т., К вопросу об изучении макомов, в сб. История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972. Матякубов О., Хорезмские макомы, в сб. Проблемы музыкальной науки Узбекистана, Таш., 1973. Pлахов Ю., О двух принципах формообразования в инструментальных частях Шашмакома, в сб. Проблемы музыкальной науки Узбекистана, Таш., 1973, его же, К вопросу о ритмической структуре инструментальных частей Шашмакома, в сб.
Теоретические проблемы народной инструментальной музыки, М.-Л., 1974.И. Р. Раджабов..
Дополнительный поиск Маком
На нашем сайте Вы найдете значение "Маком" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маком, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 5 символа