Наклонение

110

Качество, обусловливающее противоположную направленность ладов и аккордов (dur и moll). Генетически понятие "Н." пересекается с др.-греч. По происхождению понятием "род" (genos). Последнее служило для различения трёх осн. Типов ладозвукорядных структур (диатонический, хроматический и энармонический роды), а также пропорций и метрич. Стоп, позднее он применялся в лат. Транскрипции. Genus (Боэций I, 21-23). По мере разработки в разл. Странах своей нац. Муз. Терминологии слово genus превратилось в итал. Gиnere (Дж. Царлино), франц. Genre (M. Мерсенн), нем. Geschlecht (род, пол). При этом термин "род" был перенесён на два осн. Лада - с большой, или "твёрдой", терцией (maggiore, dur) и с малой, или "мягкой" (minore, moll). См. Мажор, Минор.Гл.

Понятия, обозначающие два осн. H. - dur и moll, также зародились в Др. Греции. По К. Дальхаузу, термины "dur" и "moll" со времён античности до 17 в. Применялись по отношению к разл. Муз. Противоположностям. К. Птолемей (2 в.) разделял роды тетрахордов на "твёрдые" (syntonon, лат. Durum) и "мягкие" (malakon, лат. Molle) в зависимости от того, как натянуты средние (в тетрахорде) струны - более "остро" или, наоборот, более "слабо". Следуя Птолемею, Боэций (нач. 6 в.) считал диатон родом более твёрдым и естественным (durius et naturalius), a хрому - имеющей более мягкий характер (mollius). От контраста диатоники и хроматики перешли к "твёрдому" целому тону - как бы представителю диатонизма, и к "мягкому" полутону - хроматизма (у ср.-век.

Последователей Боэция). Эстетически целый тон истолковывался как интервал "совершенный", ясный, простой, а полутон - как "несовершенный", усложнённый и неясный (о несовершенстве полутона писал ещё Гвидо д'Ареццо). Тем самым dur и moll связывались с выразительностью и ценностью интервалов. По аналогии с этой парой интервалов было понято и различие между большой и малой терцией (Йоханнес Кохлеус, нач. 16 в. Большая терция - tertia dura, a малая терция - tertia mollis).Проблема "твёрдого" тона и "мягкого" полутона была особенно острой по отношению к ступени В. В одних случаях это было "острое" quadratum или durum, в других -"мягкое" molle. В "Dialogus de musica" (нач. 11 в. ?) оба варианта ступени В появляются как "nоnа prima" - h (h - это знак "квадратного", "твёрдого", В.

) и "nоnа secunda" - b. Различие между durum (или quadratum, carre) и b molle (или b rotundum - "круглое" В), зафиксированное в названиях нотных знаков, сохранилось в терминах "бекар" и "бемоль" (позднее у франц. Муз. Теоретика Мерсенна quarre, b moll. В странах нем. Языка и ныне бемоль называется "das Be". Противопоставление h() и b было распространено и на др. Ступени с соответствующими интервальными соотношениями. В системе гексахордов их названия указывают на наличие в звуковом составе ступеней (hexachordum durum, g-e1) и b (hexachordum molle f-d1), или на отсутствие той и другой (hexachordum naturale, c-a). Звукоряд с durum (=h) получил название cantus duras, H duraliter, a транспонированный звукоряд с b molle (=) - соответственно cantus mollis, H.

Mollariter (ещё у Я. Свелинка, 17 в. H. П. Дилецкий называет музыку без ключевых знаков "дуральной", а с бемолями при ключе - "бемолярной").В 17 в. Термины dur и moll (по К. Дальхаузу) перестали обозначать состав звукоряда (наличие h или b, т. Е. В сущности транспозиционную гамму) и стали характеристикой ладового Н., в зависимости от терции лада (в нач. 17 в. У Й. Кеплера понятия genus durum. G-e-d-e-c-H-G и genus molle. G-es-d-c-B-G. В кон. 17 в. У А. Веркмейстера - обозначения Н. В совр. Смысле. A-moll, e-moll).С кон. 19 в. Закрепляется термин, обозначающий смешанное мажорно-минорное H. (M. Гауптман, X. Риман, Ф. О. Геварт, Г. Шенкер, Г. Л. Катуар, И. В. Способин), см. Мажоро-минор.Научно-теоретич. Объяснение Н. По существу есть обоснование мажора и минора как созвучий и как ладов.

Предпосылкой для этого было признание теорией музыки консонантности терции (13 в. - Йоханнес де Гарландиа Старший, Франко Кёльнский. Затем Ултер Одингтон). Но лишь в 16 в. Глареан закрепил в теории давно уже (по Глареану - 400 лет) существовавшие в европ. Музыке ионийский и эолийский лады (формально совпадающие с мажором и минором) с их плагальными разновидностями. Первая науч. Теория двух Н. Предложена Дж. Царлино (1558), хотя он ещё рассматривал мажорное и минорное трезвучия (называя их "гармониями") как сочетания интервалов. Мажорное Н. Трезвучия он объяснял гармонической пропорцией 15:12:10, а минорное - арифметической 6:5:4. Принцип различия между Н. Он усматривал в двух разл. Положениях терций внутри рамки, образуемой звуками квинты.

Царлино подметил связь между структурой "гармонии" и характером выразительности. "Если большая терция помещается в нижних голосах, гармония делается весёлой (allegra), a если помещается в верхних, то делается печальной (mesta)". Царлино первым указал на мажорность и минорность всех существующих ладов в зависимости от большой или малой терции вверх от финалиса и разделил все лады на две группы - с большой терцией и большой секстой (С, F, G) и с малой терцией и малой секстой (D, Е, А). Н. Дилецкий (1681) признавал музыку "по смыслу трегубой" (троякой, т. Е. Трёхладовой). "весёлой, жалостной и смешанной" (в более ранней редакции своего муз.-теоретич. Труда, относящейся к 1677, - "радостной, печальной и смешанной").

Однако в действительности он исходил из представления только о двух противоположных ладах, считая третий объединением двух первых (начальная часть мелодии - "весёлая", заключительная - "жалостная"). В подтверждение этого он приводил примеры из нар. Музыки. Основания двух ладов Дилецкий получал путём разделения "надвое" осн. Звукоряда ("шести знамений мусикийских"):Ж. Ф. Рамо (1722) стремился обосновать два Н. В музыке акустич. Закономерностями и выводил мажорный аккорд непосредственно из состава муз. Звука, из производимых частями звучащего тела обертонов. "Каждая струна содержит в себе все другие струны, меньшие, чем она сама...". Однако вывести подобным образом трезвучие минорного Н. Не удалось ни Рамо, ни последующим теоретикам.

Это порождает сомнения в правомерности выведения из натурального звукоряда и мажорного аккорда. Одно из принципиальных достижений Рамо - утверждение найденного уже в практике генерал-баса монолитного единства трёх звуков в accord perfait - консонирующем трезвучии. Для обоснования же двух его Н. В конце концов Рамо обратился к различию тех же двух пропорций (20:25:30 и 20:24:30).Новый вклад в учение о Н. Внесла нем. Наука 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. М. Гауптман (1853) при объяснении мажорного аккорда исходил из того, что "имеется три прямо понимаемых интервала. I - октава, II - квинта, III - терция (большая). Они неизменны". С помощью этих интервалов можно получить только два аккорда, составляющие монолитные единства - мажорное и минорное трезвучия.

Объединение интервалов мажора достигается нижним, осн. Тоном (C-G, с-е), а минора - тоном квинты (C-F, c-as). Благодаря этому объединяющий созвучие (Klang) тон мажора имеет свою квинту и терцию, а минора, наоборот, имеется у своих квинты и терции. Различие в Н. Обосновывается, т. О., как логич. Противоположность между состояниями. Действительным (активным) "иметь" (das Haben) и страдательным (пассивным) "быть" (das Sein). Поэтому мажорное трезвучие - стремящаяся вверх сила, а минорное - опускающаяся тяжесть. Г. Гельмгольц, А. Эттинген, X. Риман и З. Карг-Элерт развили теорию дуализма двух Н., согласно к-рой минорное трезвучие трактуется как зеркально-перевёрнутое отражение мажорного. Мажор объясняется обертоновым, а минор - не существующим в природе унтертоновым рядом.

Так, напр., Риман обозначал трезвучие C-dur как с+, a c-moll как , считая звуки вниз от исходного (у Гауптмана ещё нет такой полярности Н.). Карг-Элерт распространил дуализм Н. И на систему тональных функций. По Г. Шенкеру, выделение двух ладов, ионийского и эолийского (будущих мажора и минора), из системы старых церк. Ладов произошло благодаря тому, что в эпоху развития вертикально-аккордовой тенденции только они сохраняли окраску своего Н. На всех трёх осн. Ступенях - IV, I и V. Б. Л. Яворский объяснял два Н. Трезвучий разл. Взаиморасположением одних и тех же двух ладообразующих тритоновых "систем", сцепленных друг с другом тоном совпадения - единичной (разрешающейся в большую терцию:и двойной (соответственно разрешающейся в малую терцию:Мажорный лад образуется совокупностью единичной системы и вышележащей двойной со своими разрешениями в устой, а минорный - двойной системой и вышележащей единичной со своими разрешениями:А.

С. Оголевец усматривал противоположность Н. В противонаправленности напряжений звуков тональной системы. От главного устоя лада - тонической квинты - идущие по квинтам вверх тоны обладают восходящим a-напряжением, а идущие по квинтам вниз - нисходящим Я-напряжением:Мажорность есть преобладание a-напряжений, минорность - b-напряжений. Напр., мажорное трезвучие С = 1b + 4a + 1a, а минорное с = 1a + 4b + 1b. Натуральный мажорный звукоряд простирается в пределах. 2b - 5a, натуральный минорный. 5b - 2a. Более чем минорный фригийский лад (при той же тонике). 6b - 1a. Просветлённый минор - дорийский. 4b - 3а, и т. Д.Литература. Дилецкий Н. П., Мусикийская грамматика, 1681, изд. Под ред. С. Смоленского, СПБ, 1910. Его же, Грамматика музыкална, 1723, факс.

Изд., К., 1970. Римский-Корсаков H. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886 то же, Полн. Собр. Соч., т. IV, М., 1960. Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1876, то же, Полн. Собр. Соч., т. IIIа, М., 1957. Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи. Материалы и заметки, ч. 1-3, М., 1908. Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924. Rыжкин И. Я., Mазель Л. A., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 1-2, М., 1934-39. Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, M.-Л., 1937, M., 1966. Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946. Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972. Воеthius, De institutione arithmetica. De institutione muslca..., Lpz., 1867. Glarean H., Dodekachordon, Basel, 1547 (facs.

Ed., Ann Arbor, 1950). Zarlino G., Le Istitutioni harmoniche, Venetia, 1558 (facs. Ed., N. Y., 1965). Mersenne M., Harmonie universelle, P., 1638 (facs. Йd., P., 1963). Rameau J. Ph., Traitй de l'harmonie reduite а ses principes naturels, P., 1722 (facs. Ed., N. Y., 1965). Hauрtmann M., Die Natur der Harmonik, Lpz., 1853. Oettingen A., Harmoniesystem in dualer Entwickelung, Dorpat-Lpz., 1866. Riemann H., Katechismus der Harmonielehre, Lpz., 1890. Его же, Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen funktionen der akkorde, L.-N. Y., 1893 (рус. Пер. - Упрощённая гармония или учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1901). Его же, Das Problem des harmonischen Dualismus, Lpz., 1905. Karg-Elert S., Polaristische Klang-und Tonalitдtslehre, Lpz., 1932.

Dabihaus C., War Zarlino Dualist?, "Die Musikforschung", 1957, Jahrg. 10, H. 2. Eго же, Die Termini Dur und Moll, "AfMw", 1955, Jahrg. 12, H. 4. Ghevaillier L., Les theories harmoniques, Encyclopйdie de la musique et dictionnaire de conservatoire, pt. 2, (v. 1), P., 1925 (рус. Пер. - История учений о гармонии, М., 1931).Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Найссоо У.

Уно (р. 25 III 1928, Вильянди) - сов. Композитор и педагог. Засл. Деят. Иск-в Эст. ССР (1965). В 1952 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у X. Эллера. С этого же года преподаватель теоретич. Дисциплин в Таллинском муз. Уч-ще. В произв. Н., уделяющего особое внимание джазу, своеобразно сочетаются элементы джазовой и эст. Нар. Музыки. Автор методич. Руководств для дирижёров эстр. Оркестров, в т. Ч. "Джазовая гармония и оркестровка" (1969).Сочинения. Симф. Поэма Дочь Сааремаа (Saa..

Накашидзе М. Н.

Мери Назарьевна (р. 1 (14) IV 1914, Сигнахи, Грузия) - сов. Певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. Арт. Груз. ССР (1955). В 1935 окончила Тбилисскую консерваторию у О. А. Бахуташвили-Шульгиной, с того же года (до 1963) солистка Груз. Т-ра оперы и балета. Среди партий - Марфа ("Царская невеста"), Розина, Виолетта, Джильда, Лакме. Mapo, Латавра ("Даиси", "Латавра" Палиашвили), Кето ("Кето и Котэ" Долидзе), Соловей ("Свадьба соек" Андриашвили, партия написана специально для Н.). Выступает в кон..

Накры

Рус. Ударный муз. Инструмент. Керамич. Литавры типа узб.-тадж. Нагоры, азерб. Гошо-нагоры и груз. Диплипито. Н. Употреблялись на Руси в 16-17 вв., гл. Обр. В придворном музицировании. На рубеже 19-20 вв. В. В. Андреев предпринимал попытки реконструировать Н. И вводить их в оркестр рус. Нар. Инструментов.Н. А. Лисова.. ..

Налбандян И. Р.

Иоаннес Романович (Ованес Аракелович) (15 (27) IX 1871, Симферополь - 23 II 1942, Ташкент) - сов. Скрипач, педагог. Засл. Арт. РСФСР (1926). В 1894 окончил Петерб. Консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра, в 1895 стажировался у Й. Иоахима в Высшей школе музыки (Берлин). С успехом концертировал в России и за границей. Активный пропагандист совр. Рус. И сов. Музыки, первый исполнитель Концерта для скрипки и оркестра С. М. Ляпунова, "Латышской фантазии" Я. Витола (посв. Н.), сонаты для скр. С фп..

Дополнительный поиск Наклонение Наклонение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Наклонение" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Наклонение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 10 символа