Неаккордовые звуки

154

(нем. Akkordfremde или harmoniefremde Tцne, англ. Nonharmonic tones, франц. Notes йtrangиres, итал. Note accidentali melodiche или note ornamentali) - звуки, не входящие в состав аккорда. Н. З. Обогащают гармонич. Созвучия, внося в них мелодич. Тяготения, варьируя звучание аккордов, образуя дополнительные мелодико-функциональные связи в отношениях с ними. Н. З. Классифицируются прежде всего в зависимости от способа взаимодействия с аккордовыми звуками. Приходятся ли Н. З. На тяжёлую долю такта, а аккордовые - на лёгкую или наоборот, возвращается ли Н. З. К исходному аккордовому или переходит в др. Аккордовый, появляется ли Н. З. В поступенном движении или берётся скачком, разрешается ли Н. З. Секундовым движением или оказывается брошенным и т.

Д. Различают следующие осн. Виды Н. З. 1) задержание (сокращённое обозначение. З). 2) апподжиатура (ап). 3) проходящий звук (п). 4) вспомогательный звук (в). 5) cambiata (к), или брошенный скачком вспомогательный. 6) скачковый тон (ск) - задержание либо вспомогательный, взятый без приготовления и покинутый. Без разрешения. 7) предъём (пм) (примеры 1-7). Нек-рые виды Н. З. Сходны друг с другом и образуют более крупные классы. I - задержание (собственно задержание и апподжиатура, а также скачковый на тяжёлой доле), II - проходящий, III - вспомогательный (собственно вспомогательный, камбиата, скачковый на лёгкой доле), IV- предъём. Роль Н. З. Могут выполнять выдержанные тоны в верхнем и среднем голосах (пример 8). К Н. З. Иногда возникают вторичные Н.

З. Или Н. З. Второго порядка (пример 9). Сочетание Н. З. С аккордовыми иногда звучит как правильный аккорд (его называют мнимым аккордом, см. В примере 10 длительное задержание к мажорному трезвучию, звучащее как минорный нонаккорд. Es=dis). Все Н. З. Оказываются в конечном счёте (иногда сложным путём) прилегающими к аккордовым, от к-рых они функционально зависят. Существенный функциональный признак Н. З.- реализуемая необходимость их разрешения (см. Примеры 1-5, 9-10), чем они отличаются от прибавленных (по Рамо, "ajoutйe") звуков или побочных тонов. Скачковые тоны как бы разрешаются звуками аккорда в др. Голосах. Выдержанные звуки подчиняются закономерностям органного пункта. Разрешение Н. З. Может быть и чрезвычайно сложным (А. Н. Скрябин, 4-я соната, часть 1, т.

2). Н. З. Возможны одно-врем. В неск. Голосах, вплоть до превращения в особого рода аккорды линеарной функции - аккорды-задержания (Л. Бетховен, Adagio 9-й симфонии, тт. 11, 18), проходящие (И. С. Бах, 3-й Бранденбургский концерт, ч. 1, т. 2 от конца), вспомогательные (С. С. Прокофьев, "Ромео и Джульетта", No 25, танец с мандолинами), предъёмы (П. И. Чайковский, соната для фп., тт. 1-4). Распространение закономерностей Н. З. (особенно проходящих) на гармонич. Последования, пролонгация структурно-опорных гармоний способны украшать и вместе с тем вуалировать фундаментальные гармонич. Соединения (напр., ход V-IV в тт. 1-2 прелюдии Скрябина D-dur op. 11). Таблица H. З.:Литература. Римский-Корсаков Н. A., Практический учебник гармонии, вып. 1-2, СПБ, 1884-85, то же, Полн.

Собр. Соч., т. IV, М., 1960. Танеев С., Подвижной контрапункт строгого письма, Лейпциг, 1909, то же, М., 1959. Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 2, М., 1925. Тюлин Ю. Н., Практическое пособие по введению в гармонический анализ на основе хоралов Баха, Л., 1927 (на обл. Загл. Введение...). Способин И., Дубовский И., Евсеев С., Практический курс гармонии, ч. 2, М., 1935. Riemann H., Katechismus der Harmonielehre, Lpz., 1890. Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1, B. - Stuttg., 1906, Bd 3, W., 1935, 1956. Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, Tl 1, Mainz, 1937, neue Ausg., 1940. Piston W., Harmony, N. Y., 1941. Карастоянов A., Полифонична хармония, София, 1959 (в рус. Пер. - Полифоническая гармония, М., 1964).Ю.

Н. Холопов..

Значения в других словарях
Нгуен Суан Хоат

(р. 11 II 1910, Ханой) - вьетнам. Композитор и обществ. Деятель. Окончил Ханойский вост. Муз. Ин-т по классам скрипки у Р. Жирона и контрабаса у А. Турмье (1930). В 1960-62 учился у сов. Композитора И. М. Белорусца в Ханое. Руководитель Гос. Ансамбля песни и пляски, директор Ин-та музыкознания. С 1963 пред. Союза композиторов Вьетнама. Автор драмы-балета "Богатырь села Фу-Донга" (Ханой, 1970), сюиты для ансамбля нар. Инструментов, соч. Для фп., многих песен (в т.ч. "Звуки церковных колоколов", 1..

Не Эр

(15 II 1912, уезд Юйтань, пров. Юньнань - 17 VII 1935, близ Кугенума, Япония) - кит. Композитор. Чл. Коммунистич. Партии Китая с 1931. Автор популярных песен, посв. Кит. Революции. В юности самостоятельно овладел иск-вом игры на кит. Нац. Инструментах - ди (флейта), эрху и саньсяне (струнные), позднее научился играть на скрипке. В 1927 вступил в Нац.-революц. Армию. С 1929 изучал европ. Теорию музыки. С 1931 жил в Шанхае, принимал активное участие в революц. Движении. Был чл. Союза кит. Молодёжи..

Неаполитанская оперная школа

Итал. Оперная школа, сложившаяся к нач. 18 в. Первым её крупным представителем был Ф. Провенцале (ум. 1704), главой - композитор А. Скарлатти. Н. О. Ш., возникнув несколько позднее римской и венецианской, подытожила и обобщила достижения итал. Оперы 17 в. В области композиторского творчества и исполнительства. Большое значение для её формирования и развития имели традиции неаполитанской бытовой музыки (мелодически богатой и своеобразной по колориту), а также деятельность четырёх неаполитанских к..

Неаполитанский секстаккорд

(англ. The neapolitan sixth, нем. Neapolitanischer Sextakkord, neapolitanische Sexte, чеш. Neapolsky sextakord, frygicky sextakord) - секстаккорд II низкой ступени (или минорная субдоминанта с малой секстой вместо квинты). Термин "Н. С." связывается с характерным употреблением этого аккорда у композиторов неаполитанской оперной школы кон. 17 в. (в частности, у А. Скарлатти, напр. В опере "Розаура"). Однако термин условен, т. К. H. С. Появился задолго до неаполитанской школы (у Я. Обрехта, 2-я по..

Дополнительный поиск Неаккордовые звуки Неаккордовые звуки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неаккордовые звуки" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неаккордовые звуки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 18 символа