Неаполитанская оперная школа

92

Итал. Оперная школа, сложившаяся к нач. 18 в. Первым её крупным представителем был Ф. Провенцале (ум. 1704), главой - композитор А. Скарлатти. Н. О. Ш., возникнув несколько позднее римской и венецианской, подытожила и обобщила достижения итал. Оперы 17 в. В области композиторского творчества и исполнительства. Большое значение для её формирования и развития имели традиции неаполитанской бытовой музыки (мелодически богатой и своеобразной по колориту), а также деятельность четырёх неаполитанских консерваторий, выпустивших многих певцов-виртуозов. В Неаполе сложился и утвердился жанр итал. Оперы-сериа и позднее - жанр оперы-буффа, к-рые получили распространение в других муз. Центрах Италии, а затем в крупнейших странах Европы.

Неаполитанская опера-сериа характеризовалась преобладанием муз. Закономерностей над словесными. В её рамках откристаллизовались типичные формы оперной арии (особенно da capo), итал. Оперной увертюры, типы речитатива - т. Н. Сухого (recitativo secco, под аккомпанемент клавесина) и аккомпанированного (recitativo accompagnato, в сопровождении оркестра), установились традиции использования оркестра в опере. Со временем в Н. О. Ш. Всё большую роль приобретают кантиленное пение (бельканто) и внешне блестящее виртуозное пение, позволяющие певцам демонстрировать свои вок. Возможности (иногда вопреки замыслу композитора). В неаполитанской опере-сериа преобладали античные мифологич. И легендарно-историч. Сюжеты, но наряду с ними встречались комедийные.

Однако в трактовке любых сюжетов неаполитанцы, постепенно отказываясь от передачи историч. Колорита или деталей фабулы, сосредоточили внимание на воплощении человеческих чувств в определённых ситуациях. Возвышенной любви, благородной скорби, воинственного порыва, мучений ревности, идиллич. Созерцательности и т. П. В результате длит. Историч. Отбора характерных интонаций и разл. Приёмов выразительности эти эмоции получали в опере типическое выражение, вне зависимости от конкретного сюжета. Отсюда возникла возможность перестановок арий из одной оперы в другую и такие явления, как пастиччо (т. Е. Сборные спектакли из отрывков разл. Опер). Яркие образцы неаполитанской оперы-сериа создали в 18 в. А. Скарлатти, Л. Винчи, Н. Порпора, Л.

Лео, Н. Йоммелли, Т. Траэтта и др. Значит. Влияние неаполитанской оперы испытал Г. Ф. Гендель, к Н. О. Ш. Примыкал И. А. Хассе. Среди либреттистов выделяются крупные итал. Поэты и драматурги А. Дзено и П. Метастазио. На либр. Метастазио ("Артаксеркс", "Покинутая Дидона" и др.) в 18 в. Писали мн. Неаполитанские композиторы, причём на одно и то же либр. Создавались десятки опер. К 30-м гг. 18 в. Недостатки неаполитанской оперы-сериа были не только замечены современниками, но вызвали сатирич. Памфлеты и пародии. Оперу называли "концертом в костюмах" из-за засилия певцов, особенно певцов-кастратов, блестящих виртуозов, нарушавших, однако, художеств. Правдоподобие изображаемых персонажей. К сер. 18 в. Наиболее вдумчивые композиторы пытались преодолеть создавшуюся традицию и пересмотреть муз.

Концепцию оперы, но до реформы К. В. Глюка (началась в 1762) это положение в целом не было поколеблено. К кон. 18 в. Облик неаполитанской оперы постепенно изменился, т. К. Её представители (Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло и др.), работая также в жанре оперы-буффа, использовали достижения оперы-буффа в жанре оперы-сериа. Опера-буффа сложилась в Неаполе в 30-е гг. 18 в., когда из комич. Интермедий в опере-сериа и из диалектной комедии с музыкой возникли небольшие оперные произв. Шуточного характера с участием персонажей, близких маскам комедии дель арте. Одним из первых представителей нового жанра стал Дж. Перголези, в музыке к-рого проявились яркие буффонные черты ("Служанка-госпожа", 1733). Позднее в творчестве Пиччинни опера-буффа приобрела сентименталистский оттенок.

Композиторы следующего поколения - Паизиелло, Д. Чимароза - расширили круг образов оперы-буффа как комич. Жанра с элементами лирич. Драмы, сказки, фарса, экзотики и т. П. В их творчестве по существу трудно уловить сугубо неаполитанские черты, оно носило скорее общеитал. Характер. Это относится в известной степени ко всей Н. О. Ш. Кон. 18 в. Приобретая общеевроп. Распространение и влияя на композиторов др. Стран, она представляет итал. Оперу вообще.Литература. Ливанова Т.Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М. - Л., 1940, с. 238-47. Florimo P., La scuola musicale di Napoli e i suoi conservatorii..., v. 1-4, Napoli, 1880-82. Rolland R., L'Opйra au XVII siиcle en Italie, в кн. Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du Conservatoire.

Fondateur A. Lavignac, v. 1, P., 1913 (рус. Пер.- в кн. Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии М., 1931, с. 72-86). Scherillo M., L'Opйra buffa napoli tana durante il Settecento, Roma, 1918. Kreizschmar H. Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. Пер. - История оперы, Л., 1925, с. 206-38). Borren Ch. Van der, A. Scarlatti et l'esthйtique de l'opйra napolitain, P.-Brux., 1921. Della Corte A., L'opйra comica italiana nel Settecento, v. 1-2, Bari, 1923. Tintori G., L'Opйra napoletana, Mil., 1958. Hucke H., Die neapolitanische Tradition in der Oper des 18. Jahrhunderts, KongreЯbericht International Gesellschaft fьr Musikwissenschaft, N. Y., 1961.T. H. Ливанова..

Значения в других словарях
Не Эр

(15 II 1912, уезд Юйтань, пров. Юньнань - 17 VII 1935, близ Кугенума, Япония) - кит. Композитор. Чл. Коммунистич. Партии Китая с 1931. Автор популярных песен, посв. Кит. Революции. В юности самостоятельно овладел иск-вом игры на кит. Нац. Инструментах - ди (флейта), эрху и саньсяне (струнные), позднее научился играть на скрипке. В 1927 вступил в Нац.-революц. Армию. С 1929 изучал европ. Теорию музыки. С 1931 жил в Шанхае, принимал активное участие в революц. Движении. Был чл. Союза кит. Молодёжи..

Неаккордовые звуки

(нем. Akkordfremde или harmoniefremde Tцne, англ. Nonharmonic tones, франц. Notes йtrangиres, итал. Note accidentali melodiche или note ornamentali) - звуки, не входящие в состав аккорда. Н. З. Обогащают гармонич. Созвучия, внося в них мелодич. Тяготения, варьируя звучание аккордов, образуя дополнительные мелодико-функциональные связи в отношениях с ними. Н. З. Классифицируются прежде всего в зависимости от способа взаимодействия с аккордовыми звуками. Приходятся ли Н. З. На тяжёлую долю такта, ..

Неаполитанский секстаккорд

(англ. The neapolitan sixth, нем. Neapolitanischer Sextakkord, neapolitanische Sexte, чеш. Neapolsky sextakord, frygicky sextakord) - секстаккорд II низкой ступени (или минорная субдоминанта с малой секстой вместо квинты). Термин "Н. С." связывается с характерным употреблением этого аккорда у композиторов неаполитанской оперной школы кон. 17 в. (в частности, у А. Скарлатти, напр. В опере "Розаура"). Однако термин условен, т. К. H. С. Появился задолго до неаполитанской школы (у Я. Обрехта, 2-я по..

Неаполь

(Napoli) - один из старейших культурных центров Италии. 1270 тыс. Жит. Большой Н. - св. 2 млн. Жит. (1973). Сохранившиеся памятники изобразит. Иск-ва (мозаика, настенная живопись, изображения на вазах), архитектура, фольклорные и лит. Источники свидетельствуют о существ. Роли в жизни города уже в 4-6 вв. До н. Э. Греч. Культуры, в т. Ч. Музыки, влияние к-рой оставалось преобладающим вплоть до 2-го тыс. Н. Э. Неотъемлемой частью быта Н. Были театр. Представления с масками, мимич. И танц. Сценами...

Дополнительный поиск Неаполитанская оперная школа Неаполитанская оперная школа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неаполитанская оперная школа" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неаполитанская оперная школа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 28 символа