Неаполитанский секстаккорд

421

(англ. The neapolitan sixth, нем. Neapolitanischer Sextakkord, neapolitanische Sexte, чеш. Neapolsky sextakord, frygicky sextakord) - секстаккорд II низкой ступени (или минорная субдоминанта с малой секстой вместо квинты). Термин "Н. С." связывается с характерным употреблением этого аккорда у композиторов неаполитанской оперной школы кон. 17 в. (в частности, у А. Скарлатти, напр. В опере "Розаура"). Однако термин условен, т. К. H. С. Появился задолго до неаполитанской школы (у Я. Обрехта, 2-я пол. 15 в.).Я. Обрехт. Месса "Salva diva parens", Credo, Confiteor, такты 34-36.Он широко распространён у композиторов различных стран и народов (напр., у Л. Бетховена). Автором термина "Н. С", возможно, является Л. Буслер (1868), хотя имеются сведения (X.

Риман) о давнем его применении англ. Теоретиками (в англ. Терминологии есть ещё три "сексты". "итальянская"-аккорд типа as-c-fis, "французская" - as-c-d-fis и "немецкая" - as-c-es-fis). В звуковой системе мажорно-минорной гармонич. Тональности, все ступени к-рой охватываются цепочкой из 11 квинт (от центр. Тонич. Квинты - 5 вниз и 5 вверх), характерный звук Н. С. - II низкая ступень - достигается наибольшим углублением в сторону бемолей (и поэтому зеркально противоположен другому важному недиатонич. Звуку - "лидийской" высокой IV ступени. См. Наклонение.) Отсюда сгущённо-мрачный оттенок, свойственный ладовой (фригийской) окраске Н. С. (ещё более мрачная окраска присуща минорному варианту Н. С, напр. Fes-as-des в C-dur или c-moll).

Функционально Н. С. - "крайняя" субдоминанта, предел движения в этом направлении (что даёт возможность использования Н. С. В качестве критич. Точки гармонич. Развития. См., напр., кульминацию пассакальи c-moll для органа И. С. Баха).И. С. Бах. Пассакалья c-moll для органа.В рамках 7-ступенной диатоники или 10-ступенной мажорно-минорной системы, напр., при тонике С - системы:звук II низкой ступени, оказавшийся за пределами осн. Ступеней, должен был объясняться как альтерация, недиатонический вспомогательный как заимствование из звукоряда др. Тональности (минорной субдоминанты) или из др. Лада (фригийского) при той же тонике (см. Обзор литературы в книге В. О. Беркова). Мн. Исследователи справедливо трактовали Н. С. Как самостоят. Гармонию, а не как хроматически видоизменённый (альтерированный) аккорд (О.

Савар, Р. Луи, Л. Тюиль и др.). По наблюдению В. О. Беркова, в муз. Практике почти нет примеров образования Н. С. Альтерационным путём. Наиболее правильна трактовка Н. С. Как неальтерированной гармонии, принадлежащей двенадцатизвуковой ладовой системе ("хроматической", по Г. Л. Катуару. "двенадцатизвучной диатонической", по А. С. Оголевцу). Помимо Н. С, "неаполитанская" гармония (чеш. Frygicke akord)Л. Бетховен. 3-я симфония, часть I.применяется в виде трезвучия (Л. Бетховен, соната ор. 57, ч. 1, тт. 5-6), квартсекстаккорда (Ф. Лист, 1-й концерт, т. 4), септаккорда (также в обращении) и даже отдельного звука.Л. Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром, часть I.Литература. Римский-Корсаков Н., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, то же, Поли. Собр. Соч., т.

IV, М., 1960. Катуар Г., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924. Оголевец А. С, Введение в современное музыкальное мышление, М. - Л., 1946. Берков В., Гармония и музыкальная форма, М., 1962, под загл. Формообразующие средства гармонии, М., 1971. Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Funktionen der Akkorde, N. Y. - L., 1893 (в рус. Пер. - Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, М., 1896, (1901)). Reger М., Beitrдge zur Modulationslehre, Mьnch., 1903, 1922 (в рус. Пер. - О модуляции, Л., 1926). Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien, Bd 1, B. - Stuttg., 1906, W., 1956. Handke R., Der neapolitanische Sextakkord in Bachscher Auffassung, в сб. Bach-Jahrbuch, Jahrg.

16, Lpz., 1920. Montnacher J., Das Problem des Akkordes der neapolitanischen Sexte..., Lpz., 1934. Piston W., Harmony, N. Y., 1941. Stephani H., Stadien harmonischer Sinnerfьllung, "Musikforschung", 1956, Jahrg. 9, H. 4. Janecek К., Harmonie rozborem, Praha, 1963.Ю. H. Холопов..

Значения в других словарях
Неаккордовые звуки

(нем. Akkordfremde или harmoniefremde Tцne, англ. Nonharmonic tones, франц. Notes йtrangиres, итал. Note accidentali melodiche или note ornamentali) - звуки, не входящие в состав аккорда. Н. З. Обогащают гармонич. Созвучия, внося в них мелодич. Тяготения, варьируя звучание аккордов, образуя дополнительные мелодико-функциональные связи в отношениях с ними. Н. З. Классифицируются прежде всего в зависимости от способа взаимодействия с аккордовыми звуками. Приходятся ли Н. З. На тяжёлую долю такта, ..

Неаполитанская оперная школа

Итал. Оперная школа, сложившаяся к нач. 18 в. Первым её крупным представителем был Ф. Провенцале (ум. 1704), главой - композитор А. Скарлатти. Н. О. Ш., возникнув несколько позднее римской и венецианской, подытожила и обобщила достижения итал. Оперы 17 в. В области композиторского творчества и исполнительства. Большое значение для её формирования и развития имели традиции неаполитанской бытовой музыки (мелодически богатой и своеобразной по колориту), а также деятельность четырёх неаполитанских к..

Неаполь

(Napoli) - один из старейших культурных центров Италии. 1270 тыс. Жит. Большой Н. - св. 2 млн. Жит. (1973). Сохранившиеся памятники изобразит. Иск-ва (мозаика, настенная живопись, изображения на вазах), архитектура, фольклорные и лит. Источники свидетельствуют о существ. Роли в жизни города уже в 4-6 вв. До н. Э. Греч. Культуры, в т. Ч. Музыки, влияние к-рой оставалось преобладающим вплоть до 2-го тыс. Н. Э. Неотъемлемой частью быта Н. Были театр. Представления с масками, мимич. И танц. Сценами...

Небольсин В. В.

Василий Васильевич (30 V (11 VI) 1898, Харьков - 29 X 1958, Москва) - советский дирижёр. Нар. Арт. РСФСР (1955). В 1920 окончил Гос. Ин-т музыкальной драмы в Москве по классам скрипки и композиции. В 1916-17 играл в оркестре С. А. Кусевицкого. С 1920 хормейстер, с 1922 дирижёр Большого т-ра (дебютировал как дирижёр в опере "Фра Дьяволо" Обера). Вёл преим. Рус. Оперный репертуар. Дирижировал операми "Иван Сусанин" "Борис Годунов", "Хованщина", "Пиковая дама", "Садко", "Сказание о невидимом граде ..

Дополнительный поиск Неаполитанский секстаккорд Неаполитанский секстаккорд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неаполитанский секстаккорд" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неаполитанский секстаккорд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 26 символа