Неаполь

147

(Napoli) - один из старейших культурных центров Италии. 1270 тыс. Жит. Большой Н. - св. 2 млн. Жит. (1973). Сохранившиеся памятники изобразит. Иск-ва (мозаика, настенная живопись, изображения на вазах), архитектура, фольклорные и лит. Источники свидетельствуют о существ. Роли в жизни города уже в 4-6 вв. До н. Э. Греч. Культуры, в т. Ч. Музыки, влияние к-рой оставалось преобладающим вплоть до 2-го тыс. Н. Э. Неотъемлемой частью быта Н. Были театр. Представления с масками, мимич. И танц. Сценами. Музыка сопровождала празднества, обряды, процессии. Уже в нач. 6 в. В Н. Имелась Певч. Коллегия (по типу "Схола канторум") - одна из первых такого рода хор. Школ в Европе. В 8-9 вв. Начало распространяться римское литургич. Пение. Оживление муз. Жизни Н. Связано с эпохой раннего Возрождения (кон.

13-14 вв.). Н. Привлёк мн. Композиторов, сочинявших духовную и светскую музыку, среди них - Маркетто Падуанский, Филипп де Витри и др. К 1423 относится первое упоминание о придв. Капелле, возглавлявшейся аббатом Джентиле ди Сан-Анджело да Фазанелла. При дворе в 15 в. Устраивались аллегорич. Игры с пением и музыкой.В сер. 15 в. В Н. Работали видные европ. Музыканты - Ю. И Б. Юлия, А. Де Бонненьоре, Ф. Де ла Руччелла, П. Перното, П. Де Валлсека и др. Высокого уровня достигла придв. Капелла, среди капельмейстеров и органистов к-рой - П. Ориола, М. Надаль, X. Торрес, Перинетто Венецианский, а также Й. Тинкторис, Н. Гаффори, бывшие крупными теоретиками. Музыка и танец стали необходимой частью придв. Празднеств, приёмов, процессий. Продолжал развиваться духовный и аллегорич.

Т-р. В фарсах, судя по сохранившимся сведениям, заметная роль отводилась музыке и пению. Однако в зависимости от вкусов правителей Н. Постоянно чередовались периоды подъёма и упадка муз. Культуры.Н. Явился родиной вилланеллы - жанра бытовой музыки, получившего распространение в 15-16 вв. И ставшего общенациональным. К этому жанру обращались мн. Композиторы, в т. Ч. Дж. Т. Ди Майо, Дж. Д. Да Нола. Позже как авторы вилланелл прославились Л. Дентиче, Дж. Дель Арпа, Б. Сичилиано и др.В нач. 16 в. Н. Испытал влияние испан. Культуры (в 1504-1707 находился под властью Испании). Корол. Капелла постепенно утрачивает своё значение. В сер. 16 в. Вице-королём Педро де Толедо была организована новая капелла (именовалась дворцовой, в отличие от старой), к-рую возглавляли крупные музыканты, гл.

Обр. Испанские, в т. Ч. Д. Ортис, Ф. Де Салинас, Ф. М. Де Лоскос, а также бургундцы Б. Де Руа, Ж. Де Мак. К кон. 16 в. Капелла насчитывала 20 чел., позднее была увеличена до 30 певцов и инструменталистов и 3 органистов. Положение музыкантов и даже руководителей капеллы было бесправным. Их увольнение, а также частая смена руководителей не способствовали росту художеств. Уровня капеллы. Одноврем. Возрастала роль церквей и богатых дворянских домов как очагов муз. Культуры. Выделялась капелла церкви Аннунциата (хор насчитывал св. 100 чел.), к-рой руководили Дж. Д. Да Нола, К. Ламбарди, Ш. Стелла, П. Чероне и др. В 1630 учреждается должность гор. Капельмейстера (первым был Дж. Альфьеро), в обязанности к-рого входила организация муз, части общегор. Празднеств с участием корол.

И церк. Капелл. Во 2-й пол. 17 в. Большое значение приобретает гор. Капелла, к-рую возглавляли Ф. Коппола, Д. Дж. Чезаре Нетти, Ф. Провенцале, К. Нарезана.На протяжении 16-17 вв. Процветает духовная музыка, многогол. Пение. Мессы, мотеты создают композиторы-неаполитанцы Дж. М. Сабино, Ламбарди, Ф. Эразмо де Бартоло и др.Развитию муз. Культуры и привлечению в Н. Музыкантов способствовало зарождение в 30-х гг. 16 в. И быстрое развитие нотопечатания. В Н. Работали (кон. 16 в.) нотоиздатели Дж. Дж. И Дж. Б. Карлино, К. Витале, Л. Нуччи, О. Бельтрано. В кон. 16 в. Организуется муз. Академия, среди первых деятелей к-рой - музыкант-любитель и меценат С. Принчипе ди Салерно, а позже - отец и сын Ф. И К. Джезуальдо, дом к-рых был одним из муз. Центров Н. (здесь встречались неаполитанские и иностр.

Музыканты, исполнялись и обсуждались новые произв.).В 16 в. Н. Становится одним из европ. Центров муз. Образования. Были открыты 4 консерватории. "Санта-Мария ди Лорето" (1537), "Сант-Онофрио а Капуана" (1576), "Пиета деи Туркини" (1583), "Деи повери ди Джезу Кристо" (1589). Первоначально они создавались как приюты для сирот и беспризорных, где детей обучали ремёслам, а также музыке, в особенности пению. При каждой консерватории была церковь, хор к-рой составляли воспитанники. Они пели также в др. Соборах, а в 17 в. Участвовали и в театр. Постановках, карнавалах, процессиях и мистериях, придв. Церемониях. Основанные на частные средства, консерватории впоследствии поддерживались меценатами, духовенством, а также вице-королём.

На протяжении неск. Десятилетий происходило постепенное совершенствование и централизация системы муз.-образоват. Учреждений. В консерватории, кроме приютских детей, стали приниматься ученики за определённую плату (итальянцы, а также иностранцы). Расширился круг преподаваемых дисциплин. Наряду с пением всё большее внимание уделялось игре на разл. Инструментах, теории и композиции. Среди воспитанников консерваторий - Н. Йоммелли, Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Ф. Дуранте, Г. Греко, Н. Порпора и др. В 1720 при консерватории "Сант-Онофрио а Капуана" открылась певч. Школа, готовившая певцов для церкви и т-ра. В 1743 консерватория "Деи повери ди Джезу Кристо" была превращена в духовную семинарию, а её воспитанники распределены между тремя др.

Консерваториями. В 1797 "Санта-Мария ди Лорето" и "Сант-Онофрио а Капуана" объединились, получив назв. Консерватория "Лорето а Капуана". В 1806 последняя была объединена с "Пиета деи Туркини", образовав Королевский муз. Колледж (вначале находился в здании монастыря "Сан-Себастьяно", затем - "Сан-Пьетро а Майелла"), позже - Корол. Консерватория "Сан-Пьетро а Майелла". В разные годы её возглавляли Т. Траэтта, Паизиелло, Ф. Фенароли, Н. Цингарелли, Г. Доницетти и др. Особая заслуга в усовершенствовании консерватории принадлежит С. Меркаданте (возглавлял в 1840-61), К. Конта, Дж. Мартуччи.Начиная с 16 в. В Н. Бурно развивались разл. Формы муз. Т-ра. Опере предшествовали спектакли (в т. Ч. Комедии дель арте) с муз. Интермедиями, танц. Сценами (ставились при корол.

Дворе, а также в домах богатых дворян). Тогда же на площадях и рынках странствующими труппами из Сев. Италии и Испании давались представления, доступные широкому кругу горожан. В 1651 в Н. Была приглашена из Рима оперная труппа А. Дженероли, показавшая "Коронация Поппеи" Монтеверди (для её гастролей в парке королевского дворца был сооружён спец. Павильон). На рубеже 16-17 вв. Построено первое в Н. Постоянное театр. Здание - "Сан-Бартоломео", где во время карнавалов давались представления, муз. Комедии. В 50-х гг. 17 в. В этом т-ре (сюда в 1654 перешла труппа Дженероли), а также в дворцовом парковом павильоне и Большом зале корол. Дворца проходили регулярные оперные спектакли. Репертуар составляли оперы Ф. Кавалли, М. А. Чести, неаполитанских авторов - Альфь-еро, Провенцале, Ф.

Коппола и др.Во 2-й пол. 17 в. Значит. Распространение получают духовные драмы (Drama sacra). Духовные оперы-оратории регулярно ставились в летние месяцы во дворе замка "Сан-Анджело миньоре", в иезуитских конгрегациях, а также в уч. Заведениях и изредка в Большом зале корол. Дворца (в нач. 18 в. Они уступили место операм-сериа и ораториям).В кон. 17 в. К Н. Перешла ведущая роль в развитии итал. Оперы. Первым крупным представителем неаполитанской оперной школы был Провенцале, но подлинным главой - А. Скарлатти, создатель многих опер-сериа. В 1683 он со своей труппой обосновался в Н. (спектакли ставились в т-ре "Сан-Бартоломео"). Скарлатти, занимавший на протяжении неск. Десятилетий ведущее положение в Н. (руководил корол. Капеллой, с перерывами, до конца жизни), оказал значит.

Влияние на все области муз. Жизни и творчества. Широкой известностью пользовались в Н. Певицы Ч. Дж. Де Каро (прозвище - Джулла), А. Фолиа, певцы Дж. Ф. Гросси, М. Сассано (прозвище - Маттеуччо), а также исполнительница вилланелл Дж. Санчиа. На неаполитанской сцене господствовала опера-сериа. Однако именно здесь в творчестве старших мастеров неаполитанской оперной школы (Л. Винчи, Л. Лео и др.) начала формироваться как самостоят. Жанр опера-буффа. Первый классич. Её образец - "Служанка-госпожа" Перголези (первоначально исп. Как интермедия между актами его же оперы-сериа "Гордый пленник", 1733). Ярчайшие соч. В этом жанре в дальнейшем создают Пиччинни, Паизиелло, Д. Чимароза. В 18 в. В Н. Выступали крупнейшие певцы, в т.ч.М. Бульгарелли, Ф. Бордоньи, В.

Тези, К. Броски (Фаринелли), Н. Гримальди (Николино), Дж. Конти (Гацциелло), Г. Майорани и др. Происходят перемены в организац. Структуре и характере муз. Жизни. В 1737 был закрыт т-р "Сан-Бартоломео", центром оперного иск-ва становится т-р "Сан-Карло" (построен по проекту арх. Дж. А. Медрано, открыт в 1737 оперой "Ахилл в Скиросе" Сарро). Т-р имел большой по тем временам оркестр (в год открытия 45, позже до 55 музыкантов), хор (в основном из воспитанников консерваторий). Параллельно с "Сан-Карло" действовали также т-ры "Делла Паче" (1724-49), "Нуово" (1724-1935), "Фьорентини" (1709-1820), "Дель Фондо" (с 1779, позже назв. Т-р "Меркаданте"), "Сан-Фердинандо" (открыт в 1790).Наряду с оперой растущей популярностью пользовались более демократич.

Формы муз. Т-ра, гл. Обр. Муз. Комедии на неаполитанском диалекте. Музыку к ним писали А. Орефиче, М. Фаджоли, Н. Логрошино, Дж. Де Майо и даже Перголези. Распространение получают также разнообразные танц. Празднества (специфич. Форма муз. Жизни Н.), в к-рых участвует корол. Капелла (после Скарлатти ею руководили Лео, Винчи, Дуранте и др.). Большой вклад в муз. Жизнь города внесли комп. Пиччинни, Йоммелли, А. Саккини, Траэтта, П. А. Гульельми и др. В 18 в. Неаполитанская оперная школа оказала воздействие на творчество мн. Европ. Композиторов. Соч. Её представителей стали звучать во всех европ. Странах. В 1-й пол. 19 в., ознаменованной наполеоновскими войнами и последующим периодом борьбы за независимость, Н. В значит. Степени утратил своё ведущее положение как в области композиторского творчества, так и муз.

Образования, однако по-прежнему оставался важным очагом оперного и вок. Иск-ва. Большое значение имела деятельность руководителя т-ра "Сан-Карло" импрессарио Дж. Варойя, по инициативе к-рого для т-ра писали В. Беллини, Дж. Россини. С т-ром были связаны комп. Цингарелли, Меркаданте, Л. И Ф. Риччи, Э. Петрелла. Ряд опер написал для него Дж. Верди ("Альзира", "Луиза Миллер"). После объединения страны "Сан-Карло" был изъят из ведения гор. Властей и на нек-рое время почти прекратил свою деятельность (давались единичные спектакли). В этот период ведущую роль играл т-р "Нуово", где состоялось много премьер опер Верди. В этом т-ре дебютировал Э. Карузо. К кон. 19 в. И в первые десятилетия 20 в. "Сан-Карло" постепенно возвращает своё ведущее положение благодаря пост.

Ряда веристских опер и привлечению молодых талантливых певцов.В сер. 19 - нач. 20 вв. Возрастает интенсивность конц. Жизни, возникают первые конц. Организации - Филармонич. Академия, Квартетное об-во (осн. А. Лон-го), симф. Оркестр (рук. Дж. Мартуччи). Среди ведущих музыкантов - Дж. Наполи, Мартуччи, Лонго, М. Персико, Р. Пароди, Г. Паннаин.В годы фашистской диктатуры Н. Во многом утерял значение муз. Центра. В 1943 был закрыт т-р "Сан-Карло" (вскоре частично разрушен бомбой). Однако после освобождения Н., ещё до восстановления здания (1946), давались спектакли и концерты. После 2-й мировой войны т-р стал основой возрождения муз. Жизни города. Здесь создана одна из лучших в Италии оперных трупп, на его сцене выступают прославленные певцы - Б.

Джильи, Т. Скипа, М. Канилья и др. Муз. Спектакли ставятся также в старинном здании т-ра "Корте" (гл. Обр. Камерные оперы). Одним из организаторов муз. Жизни Н. Является Неаполитанская муз. Академия, устраивающая ежегодно циклы концертов, конкурсы, проводящая летние курсы усовершенствования исполнителей. Среди др. Муз. Организаций - Гор. Отделение Итал. Радио и телевидения, Ассоциация молодых музыкантов (основана после войны, ведёт значит. Муз.-просвет. Деятельность), об-во "Артистическое движение Неаполя". В Н. Работают оркестры Неаполитанской муз. Академии, Об-ва Алессандро Скарлатти, камерный оркестр педагогов и студентов консерватории. В Н. С 1952 проходит Междунар. Конкурс им. А. Казеллы (каждые 2 года, до 1960 участвовали пианисты, с 1962 - также композиторы).

Центр. Событиями сезонов становятся также фестиваль "Неаполитанская муз. Осень" (в программе симф. Концерты и оперные спектакли), традиционный "Июльский фестиваль" (рассчитан гл. Обр. На туристов. Смешанные программы).В Н. Находятся библиотеки и музеи, хранящие ценные материалы, связанные с муз. Историей Италии (б-ка консерватории, архивы монастырей, ряд частных собраний). Своеобразной и существ. Чертой муз. Быта Н. Остаётся широко распространённый традиц. Фольклор - знаменитые канцоны, танц. Празднества, выступления нар. Оркестров. Ежегодно проходят большие фестивали неаполитанской песни, с факельными шествиями и танцами, привлекающие тысячи туристов.Литература. Florimo F., Cenno storico sulla scuola musicale di Napoli, v. 1-2, Napoli, 1869-71, La scuola musicale di Napoli e i suoi conservatorii, v.

1-4, Napoli, 1880-82. Alberti A., Quarant'anni d'istoria del Theatro dei Fiorentini in Napoli, v. 1-2, Napoli, 1878. Croce В., I teatri di Napoli, Napoli, 1891, Bari, 1966. Giacomo S. Di, Cronaca del Teatro San Carlino, Napoli, 1891, Trani, 1895. Его же, I quattro antichi conservatorii musicali di Napoli, v. 1-2, (Palermo), 1924. Pannain G., Musica e musicisti in Napoli nei secoll XIX e XX, Roma, 1923. Prota-Giurleo U., La prima calcografia musicale a Napoli, Napoli, 1923. Его ж e, I teatri di Napoli nel '600, Napoli, (1962). Santagata E., Il Museo storico musicale di "S. Pietro a Majella", Napoli, 1930. Caravaglios C., Voci e gridi di venditori in Napoli, Catania, 1931. Ceci G., Maestri organari a Napoli, dal XV al XVIII secolo, Napoli, 1931.

Di Massa S., Storia delia canzone napoletana dal 1400 al 1900, Napoli, 1961.M. M. Яковлев..

Значения в других словарях
Неаполитанская оперная школа

Итал. Оперная школа, сложившаяся к нач. 18 в. Первым её крупным представителем был Ф. Провенцале (ум. 1704), главой - композитор А. Скарлатти. Н. О. Ш., возникнув несколько позднее римской и венецианской, подытожила и обобщила достижения итал. Оперы 17 в. В области композиторского творчества и исполнительства. Большое значение для её формирования и развития имели традиции неаполитанской бытовой музыки (мелодически богатой и своеобразной по колориту), а также деятельность четырёх неаполитанских к..

Неаполитанский секстаккорд

(англ. The neapolitan sixth, нем. Neapolitanischer Sextakkord, neapolitanische Sexte, чеш. Neapolsky sextakord, frygicky sextakord) - секстаккорд II низкой ступени (или минорная субдоминанта с малой секстой вместо квинты). Термин "Н. С." связывается с характерным употреблением этого аккорда у композиторов неаполитанской оперной школы кон. 17 в. (в частности, у А. Скарлатти, напр. В опере "Розаура"). Однако термин условен, т. К. H. С. Появился задолго до неаполитанской школы (у Я. Обрехта, 2-я по..

Небольсин В. В.

Василий Васильевич (30 V (11 VI) 1898, Харьков - 29 X 1958, Москва) - советский дирижёр. Нар. Арт. РСФСР (1955). В 1920 окончил Гос. Ин-т музыкальной драмы в Москве по классам скрипки и композиции. В 1916-17 играл в оркестре С. А. Кусевицкого. С 1920 хормейстер, с 1922 дирижёр Большого т-ра (дебютировал как дирижёр в опере "Фра Дьяволо" Обера). Вёл преим. Рус. Оперный репертуар. Дирижировал операми "Иван Сусанин" "Борис Годунов", "Хованщина", "Пиковая дама", "Садко", "Сказание о невидимом граде ..

Невё Ж.

(Neveu) Жинетт (11 VIII 1919, Париж - 28 X 1949, Азорские о-ва. Погибла при авиационной катастрофе) - франц. Скрипачка. Род. В семье музыкантов. Игре на скрипке училась под руководством матери, позднее занималась у К. Флеша. Впервые выступила в 7-летнем возрасте в Париже в концертах Колонна. В 1935 получила 1-ю пр. На Междунар. Конкурсе скрипачей им. Г. Венявского в Варшаве. Гастролировала во мн. Странах мира (в СССР - в 1935). Была выдающейся скрипачкой. Особую известность получила как интерпре..

Дополнительный поиск Неаполь Неаполь

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Неаполь" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Неаполь, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 7 символа