Речитатив
(итал. Recitativo, от recitare - декламировать. Франц. Recitatif, нем. Rezitativ, англ. Recitative) - род вок. Музыки, осн. На стремлении приблизиться к естеств. Речи. Однако это неизбежно носит условный характер, т. К. Свободное интонирование речи не может быть точно воспроизведено в системе фиксированного муз. Строя и регулярного ритма (см. Интонация). Основные интонации речитатива являются муз. Аналогией наиболее характерных и устойчивых речевых интонаций (напр., вопроса, восклицания, обращения и пр.). Подобно своим речевым прообразам, они сочетают в себе черты типовые и индивидуальные, отражая не только общий характер речевого высказывания, но часто и очень тонкие эмоц. Оттенки. Фразировка и ритмика Р. Определяются синтаксич. Структурой текста и распределением речевых акцентов.
Тематич. Повторность, симметрия не характерны для Р.Истоки Р. Уходят в глубь времён. В муз.-речевые жанры нар. Искусства (напр., эпич. Песни разл. Народов) и в древнейшие жанры проф. Иск-ва (напр., литургич. Псалмодия).Р. В собств. Смысле слова возник в связи с рождением оперы и близких к ней монодич. Жанров. Новый род вок. Музыки мыслился его создателями - деятелями Флорентийской камераты - как возрождение напевной декламации антич. Трагедии. В ранних операх Р., чередуясь с более напевными хоровыми или сольными эпизодами, занимал осн. Место, иногда достигая большой драматич. Выразительности (К. Монтеверди). Декламационность в Р. Не противопоставлялась напевности, что отражено в термине recitare cantando (напевно декламировать), применённом Марко да Гальяно в предисловии к опере "Дафна".
Сопровождение Р. Записывалось в виде basso continuo (см. 1-й пример на колонке 606).Мелодич. И декламационное начала, объединённые в ранних образцах Р., с течением времени обособились. Каждое стало выполнять в опере свои функции. Осн. Муз. Содержание сосредоточилось в ариях, выражающих чувства героя, но статичных в драматич. Отношении. Развитие действия в диалоге или повествование о к.-л. Событиях стало функцией Р.Дж. Пери. "Эвридика", пролог.В конце 17 в. В творчестве композиторов неаполитанской оперной школы сформировались два типа Р. Первый, исполнявшийся "говорком", в свободном ритме, поддержанный протянутыми аккордами чембало, получил название secco ("сухой"). Такой Р., схематически записывавшийся равными длительностями и в тесном диапазоне, в сценич.
Исполнении мог обретать выразительность живой речи (о чём свидетельствует итал. Исполнит. Традиция). Это особенно ярко проявилось в опере буффа, где тип P. Secco сохранился до 19 в. Др. Тип Р., с точно фиксированной ритмикой, более выразительный интонационно и исполнявшийся с орк. Сопровождением, назывался accompagnato (аккомпанированным). Он часто предварял арию, выполняя вместе с ней ту же функцию, что и монолог в драме. Более свободная по сравнению с арией форма позволяла передать в Р. Сложные психологические состояния, борьбу чувств.Тесная связь Р. С конкретными особенностями языка и интонациями речи обусловила значит. Отличия его в отдельных нац. Школах. Р. Ранних франц. Опер (Ж. Б. Люлли) формировался под влиянием структуры франц.
Силлабич. Стиха и речевой манеры франц. Классицистской трагедии. Р. В кантатно-ораториальных соч. И. С. Баха (особенно в "Страстях по Иоанну") намного опережает оперу своего времени интонац. Разнообразием, драматизмом, реалистичностью. Большое внимание Р. Уделяли два великих оперных реформатора 18 в. К. В. Глюк и В. А. Моцарт, особенно первый. В его зрелых операх сглаживаются различия между двумя традиц. Типами Р. И даже в Р. Типа secco сопровождение поручается оркестру. Особо важное место Глюк отводит P. Accompagnato, к-рый иногда превращается в ариозо или свободно построенную монологич. Сцену с детально разработанной орк. Партией, раскрывающей эмоциональный подтекст.В. А. Моцарт. "Свадьба Фигаро", действие 2-е, No 14 (recitativo secco).В 19 в.
В связи с постепенным перерастанием оперы в муз. Драму, а "номерной" композиции - в композицию "сквозного развития" Р. Становится существенным муз.-драматургич. Элементом. Речитативный принцип проникает в арии и даже в ансамбли. Вок. Партии в муз. Драмах Р. Вагнера представляют собой мелодизированный Р., свободно переходящий в ариозные эпизоды. Осн. Муз. Содержание сосредоточено в них в симфонизированной орк. Партии. Яркие образцы драматич. Р.-ариозо нередки у Дж. Верди, особенно в поздних операх ("Отелло"). У него же находим и блестящие примеры Р.-"говорка" в лучших традициях оперы буффа ("Фальстаф").К. В. Глюк. "Армида", действие 5-е, сцена 4-я (recitativo accompagnato).В зап.-европ. Опере кон. 19-20 вв. Развиваются гл. Обр. Вагнеровские принципы муз.
Декламации. При этом речитативные интонации зачастую гиперболизируются, обретая повышенную экспрессивность (Р. Штраус). С др. Стороны, чисто речитативная опора К. Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда" написана в изысканном камерном стиле. В сценич. Произв. Композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг) наряду с Р. Или вытесняя его применяется речевая декламация с уточнённой звуковысотностью и ритмом (Sprechstimme, Sprechgesang). Для записи такого способа интонирования применяется особый род нотации. Крестики со штилями (крестик ставится вместо нотной головки и указывает высоту звука, штиль - его длительность).В рус. Музыке особое внимание Р. Уделял А. С. Даргомыжский, стремившийся к единству музыки и слова. Его опера "Каменный гость", написанная целиком в речитативном стиле, отличается тонкой индивидуализацией каждой партии и разнообразием декламационных приёмов.
От "говорка" до широкого распевания выразит. Речевых интонаций. Эту традицию продолжил М. П. Мусоргский, создавший речитативную оперу на прозаич. Текст ("Женитьба"). От фиксации отдельных речевых интонаций Мусоргский в дальнейшем переходит к их муз. Обобщению, расширяя возможности Р. Путём использования элементов нар. Муз. Речевых жанров (прибаутки, причеты, эпич. Сказы) и стремясь к "мелодии, творимой говором человеческим". Элементы нар.-эпич., былинного Р. Развивал и Н. А. Римский-Корсаков ("Садко", "Сказание о граде Китеже и деве Февронии"). В операх П. И. Чайковского особенно широко и разнообразно применяется Р.-ариозо, к-рому композитор придавал форму то интимного "речитатива-беседы" (Б. В. Асафьев), то ярко драматического монолога.В сов.
Опере особое мастерство в сфере Р. Проявлял С. С. Прокофьев, создавая меткие и яркие "интонационные портреты". Не менее характеристичны Р. В операх Д. Д. Шостаковича, к-рому не чужд и метод сатирич. Гиперболизации речевых интонаций. В совр. Сов. Опере наряду с Р. Применяются и др., близкие к нему муз.-реч. Типы интонирования. Sprechgesang, мело- и ритмодекламация.П. И. Чайковский. "Мазепа", действие 1-е. No 5.Р. Используется и в камерной вок. Музыке, чаще всего в жанре баллады (Ф. Шуберт) или драматизированной песни-сценки (Даргомыжский, Мусоргский). Отдельные элементы речитативной декламации можно встретить в самых певучих, мелодичных произв. Подражание "говорящим" интонациям и свободному ритму Р. Используется и в инстр. Музыке (фантазия из цикла "Хроматическая фантазия и фуга" Баха, финал 9-й симфонии Бетховена, "Речитатив и романс" во 2-м квартете Шостаковича).Литература.
Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952. Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952. Реформатский A., Речь и музыка в пении, в сб. Вопросы культуры речи, вып. 1, М., 1955. Оголевец A., Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960. Его же, Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966. Доливо A., Речитативы в вокальном искусстве, в сб. Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 3, М., 1962. Васина-Гроссман В., Музыка и поэтическое слово, ч. 1, Ритмика, гл. 2, М., 1972. Rоusseau J.-J., Rйcitatif, в его кн. Dictionnaire de musique, P., 1768 (рус. Пер. В кн. Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934, с. 79-81. Rolland R., L'opйra au XVII siиcle en Italie - Les origines de l'opera allemand - L'opera anglais au XVIIe siиcle, в кн.
Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du Conservatoire..., v. 2-3, P., 1913 (рус. Пер. - Rоллaн P., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, М., 1931). Spitz Сh., Die Entwicklung des "Stile Recitativo", "AfMw", 1921, Jahrg. 3. Borrel E., L'interprйtation de l'ancien rйcitatif franзais, "RM", 1931, v. 12, p. 13-21. Wilsons., The recitatives of the St. Mathew Passion, "ML", 1934, v. 16, No 3. Westruр J. A., The nature of recitative, "Proceedings of British Academy", 1956, p. 27-43. Melсhert H., Das Rezitativ der Kirchenkantaten J. S. Bachs, Fr./M., 1958 (Diss.). Dоwnes E. O. D., Secco recitative in early classical opera seria (1720-80), "JAMS", 1961, v. 14, No 1. Neumann Fr. H., Die Дsthetik des Rezitativs, StraЯburg-Baden-Baden, 1962 (лит.).
Wоlf H. Ghr., Die Sprachmelodie in alten Opernrezitativ, "Hдndel-Jahrbuch", Bd 20, Lpz., 1963.В. А. Васина-Гроссман..
Дополнительный поиск Речитатив
На нашем сайте Вы найдете значение "Речитатив" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Речитатив, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Р". Общая длина 9 символа