Энгармонизм
(от греч. Enarmonios - энгармонический, букв. - согласный, созвучный, стройный) - равенство по высоте различных по написанию звуков (напр., des=cis), интервалов (напр. аккордов (as-c-es-ges=as-c-es-fis=gis-his-dis-fis и т. Д.), тональностей (Fis-dur=Ges-dur). Понятие "Э." предполагает 12-ступенный (равномерно) темперированный строй (см. Темперация). Оно сложилось в связи с возобновлением интервалики античных родов - хроматического и энармонического (см. Хроматизм, Энармоника) - и объединением звуков всех трёх родов (вместе с диатоникой) в рамках единого звукоряда. Т. О., между звуками диатонич. Целого тона помещаются звуки и пониженных, и повышенных ступеней, напр. (c)-des-cis-(d) с комматич. Различием между их высотами (у П.
Де Бельдемандиса, нач. 15 в. См. Coussemaker E., Scriptorum..., t. 3, p. 257-58. Y H. Вичентино, 1555). Сохранившись в терминологии теоретич. Трактатов, древняя энармоника (где микроиитервалы различались по высоте) превратилась в 18 в., по мере распространения темперации, особенно равномерной, в новый европейский Э. (где микроинтзрвалы, напр. Eis и des, уже совпадают по высоте). Понятие "Э." отличается двойственностью. Э. Как выражение функционального тождества (пассивный или мнимый Э. Напр., у Баха в 1-м томе "Хорошо темперированного клавира" равнозначность тональностей es-moll и dis-moll в 8-й прелюдии и фуге. У Бетховена в Adagio 8-й фи. Сонаты E-dur=Fes-dur) и как выражение функционального неравенства ("детемперации", А. С. Оголевец.
Согласно правилу интонирования "диез выше бемоля"), скрытого, но сохраняющегося под покровом темперации (активный или действительный Э. Напр., в энгармонич. Модуляции через h-f-as-d=h-f-gis-d при введении репризы в каватине Гориславы из оперы "Руслан и Людмила" Глинки).Художеств. Использование Э. В европ. Музыке относится к нач. 16 в. (А. Вилларт, дуэт "Quid non ebrietas"). Э. Широко применялся в хроматич. Мадригале 16-17 вв., особенно венецианской школы. Со времени И. С. Баха он становится важным средством внезапной модуляции, а основанный на нём круг из 30 тональностей мажора и минора - необходимой для классико-романтич. Муз. Форм модуляционной сферой. В тональной хроматич. Системе 20 в. Отношения Э. Переносятся и на внутритональные связи, напр.
В начале 3-й части 6-й фп. Сонаты Прокофьева аккорд нVI> ступени (бемольной стороны) мелодически фигурируется звуками энгармонически тождественной ей в V ступени (диезной стороны. В записи отрывка - энгармонич. Упрощение):С. С. Прокофьев. 6-я соната для фп., часть III.Предельной степени сгущение Э. Достигает в 12-тоновой музыке, в которой энгармоническое переключение становится фактически непрерывным (нотный пример перманентного Э. См. В ст. Додекафония, колонка 274).Литература. Ренчицкий П. Н., Учение об энгармонизме, М., 1930. Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946. Тюлин Ю. (H.), Краткий теоретический курс гармонии, Л., 1960, перераб. И доп., М., 1978. Переверзев Н. (К.), Проблемы музыкального интонирования, М., 1966.
Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969. Beldemandis P. De., Libellus monocordi (1413), в кн. Coussemaker E. De, Scriptorum de musica medii aevi. Novam seriem..., t. 3, Parisiis, 1869, факсим. Переизд. Hildesheim, 1963. Vicentino N., L'antica musica ridotta alla moderna prattica..., Roma, 1555, факсим. Переизд. Kassel, 1959. Scheibe J. A., Compendium musices. (ок. 1730-36), в кн. Benary P., Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1961. Levitan J. S., A. Willaert's famous duo, "Tijdschrift der Vereeniging vor Nederlandse Muziekgeschiedenis", 1938, bd 15. Lowinsky E. E., Tonality and atonality in sixteenth-century music, Berk.-Los Ang., 1961.Ю. Н. Холопов..
Дополнительный поиск Энгармонизм
На нашем сайте Вы найдете значение "Энгармонизм" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Энгармонизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Э". Общая длина 11 символа