Энгармонизм

105

(от греч. Enarmonios - энгармонический, букв. - согласный, созвучный, стройный) - равенство по высоте различных по написанию звуков (напр., des=cis), интервалов (напр. аккордов (as-c-es-ges=as-c-es-fis=gis-his-dis-fis и т. Д.), тональностей (Fis-dur=Ges-dur). Понятие "Э." предполагает 12-ступенный (равномерно) темперированный строй (см. Темперация). Оно сложилось в связи с возобновлением интервалики античных родов - хроматического и энармонического (см. Хроматизм, Энармоника) - и объединением звуков всех трёх родов (вместе с диатоникой) в рамках единого звукоряда. Т. О., между звуками диатонич. Целого тона помещаются звуки и пониженных, и повышенных ступеней, напр. (c)-des-cis-(d) с комматич. Различием между их высотами (у П.

Де Бельдемандиса, нач. 15 в. См. Coussemaker E., Scriptorum..., t. 3, p. 257-58. Y H. Вичентино, 1555). Сохранившись в терминологии теоретич. Трактатов, древняя энармоника (где микроиитервалы различались по высоте) превратилась в 18 в., по мере распространения темперации, особенно равномерной, в новый европейский Э. (где микроинтзрвалы, напр. Eis и des, уже совпадают по высоте). Понятие "Э." отличается двойственностью. Э. Как выражение функционального тождества (пассивный или мнимый Э. Напр., у Баха в 1-м томе "Хорошо темперированного клавира" равнозначность тональностей es-moll и dis-moll в 8-й прелюдии и фуге. У Бетховена в Adagio 8-й фи. Сонаты E-dur=Fes-dur) и как выражение функционального неравенства ("детемперации", А. С. Оголевец.

Согласно правилу интонирования "диез выше бемоля"), скрытого, но сохраняющегося под покровом темперации (активный или действительный Э. Напр., в энгармонич. Модуляции через h-f-as-d=h-f-gis-d при введении репризы в каватине Гориславы из оперы "Руслан и Людмила" Глинки).Художеств. Использование Э. В европ. Музыке относится к нач. 16 в. (А. Вилларт, дуэт "Quid non ebrietas"). Э. Широко применялся в хроматич. Мадригале 16-17 вв., особенно венецианской школы. Со времени И. С. Баха он становится важным средством внезапной модуляции, а основанный на нём круг из 30 тональностей мажора и минора - необходимой для классико-романтич. Муз. Форм модуляционной сферой. В тональной хроматич. Системе 20 в. Отношения Э. Переносятся и на внутритональные связи, напр.

В начале 3-й части 6-й фп. Сонаты Прокофьева аккорд нVI> ступени (бемольной стороны) мелодически фигурируется звуками энгармонически тождественной ей в V ступени (диезной стороны. В записи отрывка - энгармонич. Упрощение):С. С. Прокофьев. 6-я соната для фп., часть III.Предельной степени сгущение Э. Достигает в 12-тоновой музыке, в которой энгармоническое переключение становится фактически непрерывным (нотный пример перманентного Э. См. В ст. Додекафония, колонка 274).Литература. Ренчицкий П. Н., Учение об энгармонизме, М., 1930. Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, М.-Л., 1946. Тюлин Ю. (H.), Краткий теоретический курс гармонии, Л., 1960, перераб. И доп., М., 1978. Переверзев Н. (К.), Проблемы музыкального интонирования, М., 1966.

Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969. Beldemandis P. De., Libellus monocordi (1413), в кн. Coussemaker E. De, Scriptorum de musica medii aevi. Novam seriem..., t. 3, Parisiis, 1869, факсим. Переизд. Hildesheim, 1963. Vicentino N., L'antica musica ridotta alla moderna prattica..., Roma, 1555, факсим. Переизд. Kassel, 1959. Scheibe J. A., Compendium musices. (ок. 1730-36), в кн. Benary P., Die deutsche Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts, Lpz., 1961. Levitan J. S., A. Willaert's famous duo, "Tijdschrift der Vereeniging vor Nederlandse Muziekgeschiedenis", 1938, bd 15. Lowinsky E. E., Tonality and atonality in sixteenth-century music, Berk.-Los Ang., 1961.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Эмсхаймер Э.

(Emsheimer) Эрнст (р. 15 I 1904, Франкфурт-на-Майне) - швед. Инструментовед, этнограф и фольклорист. По национальности немец. Изучал муз.-теоретич. Предметы у Г. Адлера и В. Фишера в ун-те в Вене (1924-27), затем у В. Гурлитта и Г. Бесселера в ун-те в Фрейбурге. В 1932-36 работал в Ленинграде, был сотрудником отдела антропологии и этнографии АН СССР. Занимался изучением и обработкой записей осет. И груз. Нар. Музыки, в 1936 руководил фольклорной экспедицией на Сев. Кавказ. С 1937 живёт в Швеции,..

Энармоника

Энармонический род, энармон, энгармоника, энгармонический род (греч. Enarmonion (genos), enarmonion, от enarmonios - эн(г)армонический, букв. - согласный, созвучный, стройный) - наименование одного из родов (типов интервальных структур) др.-греч. Музыки, характеризующегося применением пары мельчайших интервалов, в сумме равных полутону. Осн. (аристоксеновский) вид Э.:(У Архита, Эратосфена, Дидима, Птолемея указаны др. Величины.)Для мелодии энармонич. Рода характерно мелизматич. Опевание опорного..

Энгель Ю. Д.

Юлий Дмитриевич (16 (28) IV 1868, Бердянск - 11 II 1927, Тель-Авив) - рус. Муз. Критик и композитор. В 1890 окончил юридич. Ф-т Харьковского ун-та, в 1897 - Моск. Консерваторию по классу композиции у M. M. Ипполитова-Иванова (занимался также у С. И. Танеева). В 1893 впервые выступил в печати (газ. "Новости дня"). В 1897-1918 был постоянным сотрудником, с 1898 зав. Муз. Отделом газ. "Русские ведомости". Печатался также в журн. "Русская музыкальная газета", "Музыкальный современник" и др., выступа..

Энгельбрехт Д. Э.

(Inghelbrecht) Дезире Эмиль (17 IX 1880, Париж - 14 II 1965, там же) - франц. Композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории. Как дирижёр дебютировал в "Т-ре искусств" (1908). Прославился как один из лучших интерпретаторов совр. Музыки и особенно соч. К. Дебюсси (был его близким другом. Участвовал в качестве хормейстера в первой пост. Мистерии Дебюсси "Мученичество св. Себастьяна", 1911). С сезона 1912/13 муз. Руководитель "Театра Елисейских полей", где дирижировал оперой "Борис Годунов"..

Дополнительный поиск Энгармонизм Энгармонизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Энгармонизм" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Энгармонизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 11 символа