Дагестан
P e с п у б л и к а Дагестан, входит в Рос. Федерацию. Пл. 50,3 тыс. Км2. Нас. 1823 тыс. Чел. (1989). Столица — Махачкала. На терр. Д. Проживает много народностей и этнич. Групп, наиб, многочисленные из них. Аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 10 лет и старше приходилось 760 чел. С высш. И ср. (полным и неполным) образованием (в 1979 — 616 чел.). В отраслях занято св. 250 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 89 тыс. Чел. С высшим и св. 160 тыс. Чел. Со ср. Спец. Образованием.В 5—8 вв. На терр. Д. Была известна аг-ванская письменность. В период араб, завоеваний распространилась араб, письме. Ность. С 13 в. Создавались медресе (Кумух. Салта и др.). В 18 в. На основе араб, грг фики была составлена письменности «аджам», к-рая использовалась в лит.
Творчестве аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев. В 19 в. Появились татские иуда-истские школы, где использовалась древнееврейская письменность. Первое светское уч. Заведение — рус. Дербентское уч-ще (1837, с 1877—3-клаосное) появилось после присоединения Д. К России (1813). В 1848 открылась Дербентская му-сульм. Шк. (в 1855 переведена в Темир-Хан-Щуру), с 1861 вошла в состав окружной горской школы, с 1874 прогимназия, считалась лучшим уч. Заведением Даг. Обл. С 60-х гг. 19 в. Открывались сел. Школы (Ахтынская, 1861, и др.), а также жен. Уч-ща. С сер. 19 в. Аварец М. Хан-диев, лезгин Г. Э. Алкадари, лакеа А. Омаров и др. Попытались начать обучение на родных языках, создавали уч. Пособия. В 1865—66 рус. Языковед П. К. Ус-лар составил алфавиты на рус. Графнч.
Основе для нек-рых языков народов Д. Разработал пособия по нач. Обучению, открыл неск. Школ. Однако в 1867 эти школы были закрыты и обучение во всех уч. Заведениях велось на рус. Языке. Распространению просвещения содействовали рус. Учителя А. И Н. Скрабе, П. Егоров и др. В 1880 на базе прогимназии создано реальное уч-ще. В нач. 20 в. Появились проф. Школы. Садоводства в Дербенте (1904), электротехническая в Порт-Пет-ровске (1905), ремесленная в Темир-Хан-Шуре (1911). Для подготовки учителей открылись пед. Курсы при гор. Уч-ще в Порт-Петровске (1900) и в Темпо-Хан-Шуре (1909). К 1915 насчитывалось св. 90 рус. Школ (охватывали 5% детей шк. Возраста), в т. Ч. 60 — в сел. Местности (7 тыс. Уч-ся), св. 740 мусульм. И 20 татских уч. Заведений. В 2 реальных уч-щах и 3 гимназиях было ок.
1,9 тыс. Уч-ся. По официальным данным переписи 1897, грамотность населения составляла ок. 9,2%. Грамотность населения на кавказских языках св. 7%, на рус. Яз. 28,7%, в т. Ч. Дагестанцев ок. 7%. (Полнота и достоверность этих данных нек-ры-ми историками подвергается сомнению.)После установления сов. Власти началась перестройка нар. Образования. Велась работа по ликвидации неграмотности. К 1925 в республике действовало 230 лик-пунктов, в к-рых обучалось до 8 тыс. Че ». В 1932 уч. Заведения ликбеза охватывав. Ок. 200 тыс. Неграмотных и мадограмо!ных. Особое внимание уделялось жен. Образованию. В 20-х гг. Началась рао работка новой письменности для языков народностей Дагестана. 7 народностей вскоре получили возможность учиться на родном языке. В 1928 письменность была переведена с арабской на латинскую, а в 1938 — на рус.
Графику. Развернулось издание уч. Лит-ры.В 1921 действовали 493 общеобразовательные (гл. Обр. Малокомплектные, 1- 2-летние) школы (26,2 тыс. Уч-ся, св. 2,4 тыс. Учителей, большинство к-рых — быв. Мусульм. Священнослужители). Мн. Родители запрещали детям, особенно девочкам, посещать сов. Школы. В 1928 в школах при мечетях обучалось ок. 50 тыс. Детей. В нач. 30-х гг. Мусульм. Школы были закрыты. В 20-х гг. Началась организация сети дет. Дошк. Учреждений. В них до 2-й пол. 30-х гг. Использовалась программа воспитания, разработанная Наркомпросом авт. Республики. Для учащихся из семей горцев создавались (с нач. 20-х гг.) интернаты. Посланцы Дагестана учились в вузах и др. Уч. Заведениях городов России.В 1930/31 уч. Г. Введено всеобщее нач. Обучение. В 1933/34 уч. Г. Функционировало св.
1260 школ (св. 40 тыс. Уч-ся), в т. Ч. Св. 20 ФЗС и ШКМ (св. 5 тыс. Уч-ся). В сер. 30-х гг. Началось введение всеобщего 7-летнего образования в городах. В 1937/38 уч. Г. В Д. Насчитывалось 255 семилетних и 27 ср. Школ. Работали также школы с обучением на азерб., чеченском и ногайском (только начальные) языках. Из-за нехватки пед. Кадров мн. Шк. Предметы не преподавались. Преподавание на языках народов Д. В большинстве школ ограничивалось 1-й ступенью, а с 5-го кл. Велось только на рус. Яз.В 1921 открыто первое ср. Спец. Уч. Заведение — Даг. Гос. Техникум. С 1922- 1923 в Буйнакске и Дербенте действовали пед. Техникумы. В 1931 в Махачкале начал работать первый вуз — пед. Ин-т им. С. Стальского. В 1932 основаны мед. И с.-х. Ин-ты. Большую роль в развитии нар. Образования сыграли наркомы просвещения Даг.
АССР — С. И. Габиев, Л. М. Ефременко, А. А. Тахо-Годи.В годы Вел. Отеч. Войны создано изд-во Дагучпедгиз (1943), обеспечившее школы уч. Лит-рой на родном языке. Открыты Даг. НИИ школ (1944), жен. Учительский ин-т (1944, с 1954 Даг. Пед. Ин-т). В первые послевоен. Годы завершена ликвидация массовой неграмотности. В сер. 50-х гг. Осуществлено обязат. 7-летнее обучение (в 1955/56 уч. Г. Насчитывалось 169 ср. Школ), в кон. 50-х — нач. 60-х гг. — обязат. 8-летнее обучение. В 60-х гг. Ликвидированы гор. Школы с обучением на кумыкском, аварском, татском языках. В 70—80-х гг. Осуществлялось всеобщее ср. Образование молодёжи, однако родной язык был языком обучения только в сел. Школах первые 2 года. В большинстве сел. Школ родной язык преподавался (в 3—8-х кл.) как предмет.
Не изучались история и культурные традиции Д. Состояние значит, числа школ (ок. Чз) не отвечало санитарным нормам.После 1988 введено в нач. Классах изучение родных языков школьниками соот-ветств. Национальностей. В 5—11-х кл. Эти языки и лит-ра изучаются как предмет. В программу старших классов ср. Школы включено изучение истории Д. Как самостоят, уч. Предмета. В Каспийске и в с. Гуниб открыты (1990) гимназии, а в Махачкале — лицей. Разработана письменность и начата подготовка к шк. Обучению на родном яз. Детей ранее бесписьменных агульцев, цахуров и др.В 1992 насчитывалось св. 660 дошк. Учреждений (ок. 77 тыс. Воспитанников). Обеспеченность детей постоянными дошк. Учреждениями составила ок. 34%. В сел. Дет. Садах воспитат. Работа ведётся на родном языке детей.
В 1992/93 уч. Г. Работало св. 1570 дневных общеобразоват. Школ (в т. Ч. Св. 440 нач., св. 320 неполных средних, ок. 800 средних), в них обучалось св. 390 тыс. Уч-ся. В вечерних и заочных школах занимается св. 16 тыс. Чел. Ок. 1200 школ ведут обучение на дагестанских, чеченском, азерб. И др. Языках (76 тыс. Уч-ся). Родной яз. Как предмет изучают св. 185 тыс. Чел. (1450 школ). Внешк. Учреждения. 55 домов детского творчества (реорганизованные дома и дворцы пионеров и школьников), 13 детских технич. Станций, 15 станций юных натуралистов, а также разл. Тури-стич. Объединения охватывают ок. 50 тыс. Уч-ся. В школах занято св. 34,6 тыс. Учителей и воспитателей. Учителей с высш. Образованием в гор. Школах св. 77%, b сельских — ок. 66%. Среди педагогов св. 90 засл. Учителей школы РСФСР. Св.
400 засл. Учителей школы Даг. АССР.В республике 30 ПТУ (14,7 тыс. Уч-ся), 28 ср. Спец. Уч. Заведений (св. 21 тыс. Уч-ся). В ун-те, пед., мбд., с.-х., политехническом (осн. В 1972) ин-тах обучалось св. 27 тыс. Студентов. В 1991 организован Ин-т нар. Х-ва. Среди вузов ведущее место занимает Дагестанский университет (осн. В 1957 на базе пед. Ин-та им. С. Стальского. В 1991 — 10 ф-тов, ок. 7 тыс. Студентов). В вузах занято св. 2,2 тыс. Профессоров и преподавателей, в т. Ч. 160 докторов и св. 1100 канд. Наук. Подготовку пед. Кадров ведут ун-т, пед. Ин-т, пед., муз., худож. И культ.-просвет, уч-ща. В 1991/92 уч. Г. Созданы пед. Колледжи (на базе 3 пед. Училищ), выпускники к-рых получат возможность завершать пед. Образование в вузах. Имеется ИПК пед. Кадров (1991, осн. В 1952 как ИУУ).
Для проф. Ориентации старшеклассников на пед. Профессии открыта респ. Школа-интернат (2 года обучения). Дагучпедгиз издаёт ежегодно св. 130 назв. Книг тиражом св. 1 млн. Экз. Лит-ра выпускается на 11 языках. С 1990 издаётся газ. — «Учитель Дагестана», с 1980 — дет. Журн. «Соколёнок» на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском и табасаранском языках.Лит. Шк. Образование в Дагестане, под ред. Г. Ш. Каймаразова, Махачкала, 1968. Омаров С. М., Первые годы строительства сов. Школы в Дагестане, Махачкала, 1968. Каймаразов Г. Ш., Очерки истории культуры народов Дагестана, М., 1971. Его ж е. Просвещение в дорев. Дагестане, Махачкала, 1989. X. Г. Магидов..
Дополнительный поиск Дагестан
На нашем сайте Вы найдете значение "Дагестан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дагестан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 8 символа