Державин Николай Севастьянович

120

[3(15). 12.1877, с. Преслав, ныне Запорожской обл., — 26.2.1953, Ленинград], филолог, историк, методист, акад. АН СССР (1931), д. Ч. АПН РСФСР (1944), проф. (1917). Окончил ист.-филол. Ин-т в Нежине (1900). Преподавал рус. Яз. И лит-ру в гимназиях Батуми (1900—04) и Тбилиси (1904—07). Одновременно руководил Об-вом нар. Ун-тов Тбилиси, где по инициативе Д. Было открыто 12 школ грамотности для местного населения. С 1912 вёл науч.-пед. Работу в высш. Школе и науч. Учреждениях Ленинграда и Москвы. Ленингр. Ун-те (ректор в 1922—25), МГУ (1941—49), Ин-те славяноведения АН СССР и др. Труды по вопросам слав, истории и филологии и по общему языкознанию. Гос. Пр. СССР (1948).Обобщением собств. Опыта стала работа Д. «К вопросу о преподавании рус. Яз. И лит-ры в ср.

Школе» (1911), где обосновывалось место лит. Образования в ср. Школе как фундамента всей последующей интеллектуальной и культурной жизни человека. Словесность, по мысли Д., развивая живое, образное мышление ребёнка, формируя его творческую активность и самодеятельность, определяет нравств. Рост личности. Раскрытие вос-питат. Возможностей гуманитарных дисциплин связывалось им с освобождением шк. Практики от формализма и логич. Схематизма. Целью обновлённого курса лит-ры становилось развитие образного мышления учащихся, формирование творч. Активности и самодеятельности через создание у воспитанников навыков науч. Понимания и толкования явлений худож. Творчества. Анализ целостного произв. Включал 3 последоват. Этапа. Самостоят, чтение учеников, повторное совместное с учителем чтение, сопровождавшееся комментарием и стилистич.

Разбором, а также рассмотрение формально-содержат. Своеобразия памятника в ходе классной беседы. В старших классах преимуществ, внимание уделялось самостоят, работе с текстом, письменным творческим сочинениям. Только на данной ступени предполагалось введение обзорного курса истории рус. Лит-ры 19 в. Параллельно намечался концентрич. Путь обучения грамматике рус. Яз., отд. Разделы к-рой преподавались в тесной связи с анализируемым лит. Материалом.В пособии «Основы методики преподавания рус. Яз. И лит-ры в трудовой школе» (1917), опираясь на традиции Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина и др., Д. Расширил используемые приёмы интерпретации текста и как внутренне закономерные структуры психол., эсте-тич. И нравств. Аспектов содержания, и как ист.

Явления (знакомство с биографией писателя, ист.-лит. Ситуацией и 1. П.). Соответственно изменялся ист. Курс лит-ры, включавший теперь изучение смены направлений в лит. Процессе, их идейно-худож. Различия. Уровень шк. Преподавания рус. Яз., по убеждению Д., должен соответствовать совр. Науч. Представлениям о языке. Обучение необходимо сосредоточить на осознанном наблюдении, анализе языковых фактов (индуктивный метод), многообразия разговорной речи. Уроки рус. Яз. Должны раскрыть «широкую картину жизни слова», помочь детям овладеть словом «как органом мысли». Выработанный науч. Подход к обучению родному языку отразился в созданных Д. Учебниках. «Маленькая грамматика для нач. И приготовит, классов» (1918, 19245), «Учебник рус. Грамматики» (1918, 19246).

Дальнейшая науч.-метод, деятельность Д. Концентрировалась вокруг проблем строительства высш. Школы и реформы университетского образования.Соч. Элементарный курс рус. Грамматики для самообразования, СПБ, 1914. К вопросу об университетской реформе, «Науч. Работник», 1925, кн. 1. Борьба за высш. Школу, «Последние новости», 1923, № 2.ЛитБ e p к о в П. Н., Акад. Н. С. Державин, ВЛУ. 1947, № 12. Краткие сообщения Ин-та славяноведения, в. 11, Ми953 (библ.). Б у л а х о в М. Г., Восточнослав. Языковеды. Биобиблиографии, словарь, т. 2, Минск, 1977. Д. А. Ермаков..

Значения в других словарях
Державин Николай Севастьянович

Державин Николай Севастьянович [3(15).12.1877, с. Преслав, ныне Запорожской области, ‒ 26.2.1953, Ленинград], советский филолог, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Ректор Ленинградского университета (1922‒25). Заведующий кафедрой славянской филологии Ленинградского университета (1925‒53). В 1931‒34 директор Института славяноведения АН СССР (Ленинград), в 1947‒53 руководил ленинградским отделением Института славяноведения. Автор работ по этиологии славян, истории русской литературы, школы..

Державин Николай Севастьянович

ДЕРЖАВИН Николай Севастьянович (1877-1953) - российский историк, филолог, академик АН СССР (1931). Работы по этногенезу славян, истории русской литературы, болгарской культуре и др. Государственная премия СССР (1948).. ..

Державин Николай Севастьянович

(1877—1953), филолог, славяновед, академик АН СССР (1931). Член КПСС с 1945. Окончил Нежинский историко-филологический институт (1900). Научная и педагогическая деятельность Д. Проходила в ЛГУ. Ректор (1922—25), заведующий кафедрой славянской филологии (с 1925). В 1931—34 директор Института славяноведения АН СССР, с 1947 руководил Ленинградским отделением этого института. Опубликовал свыше 500 работ по истории и культуре болгар и др. Славянских народов. Государственная премия СССР (1948). Похо..

Демор (Demoor) Жан

(25.4.1867, Эттер-бек, — 1941, Брюссель), белы, врач и педагог, организатор первых вспомогат. Школ в Бельгии (1897). В 1899—1937 проф. Физиологии Брюссельского ун-та, где в 1919 им основан Пед. Ин-т. Пропагандировал необходимость обществ, заботы об аномальных детях, открытия спец. Учреждений для них. Разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, учителя к-рых работали в тесном контакте с врачами, а также с родителями учащихся в целях оздоровления семейных условий жизни ребён..

Депривация

(от ср.-век. Лат. Depri-vatio — лишение), психич. Состояние человека, возникающее в результате длит. Ограничения его возможностей в удовлетворении осн. Психич. Потребностей. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребёнка необходимы. 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. Д.), их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) Д. 2) удовлетворит, условия для учения ..

Деркачев Илья Петрович

[20.7(1.8). 1834, Усть-Азовское (Каменское) Днепропетровского у., — 8(21).11.1916, Москва], укр. И рус. Педагог, методист, дет. Писатель. Учился в Харьковском (1855) и Моск. (1856—59) ун-тах. До 1863 жил в Москве, давал частные уроки и преподавал в воскресных школах, сотрудничал в «Моск. Ведомостях» и «Рус. Речи». В 60—70-х гг. Преподавал в гимназиях и уч-щах Севастополя, Херсона, Одессы и др. В системе нач. Обучения особую роль отводил наглядности. В 1862 организовал эксперим. Подготовит, класс..

Дескулизация

(от англ, deschooling, букв. — «обесшколивание»), концепция упразднения школы как социального института и замены её нетрадиц. Формами социализации молодёжи. Выдвинута в 60—70-х гг. 20 в. Леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике — И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Рай-мером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). Сторонники Д. Считают, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и социальную иерархию посредством «штамповки умов» в духе идеологии конформизма. Представит..

Дополнительный поиск Державин Николай Севастьянович Державин Николай Севастьянович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Державин Николай Севастьянович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Державин Николай Севастьянович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 30 символа