Исправительно-трудовая Педагогика

219

Отрасль пед. Науки, изучающая организов. Деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осуждённых к разл. Видам наказания, как связанных, так и не связанных с лишением свободы.И.-т. П. Как относительно самостоят, отрасль науки сформировалась в нач. 60-х гг. 20 в., однако её основы были заложены уже в сер. 19 в. В рамках правовых, пенитенциарных (от лат. Poeniten-tia —раскаяние) и психол. Исследований, посвящённых социальному институту исполнения наказания. В России в первом курсе тюрьмоведения (1871), разработанном проф. Моск. Ун-та И. Я. Фойницким, нашли отражение вопросы обращения сотрудников исправит, учреждений с преступниками, нравств.-религ. Средства и методы воздействия на заключённых. Идеи трудового перевоспитания несовершеннолетних осуждённых, уважения к личности человека, самоуправления, сотрудничества педагогов и воспитанников и др.

Были выдвинуты А. Я. Гердом, создавшим в Петербурге первую в России колонию для несовершеннолетних правонарушителей (1841).В первые годы сов. Власти проф. Моек. Психоневрологич. Ин-та С. В. Познышев в монографии «Основы пенитенциарной науки» (1923) дал определение пенитенциарной педагогики как деятельности по исправлению преступников и раскрыл понятия юрид. И нравств. Исправления, воспитат. Возможности общеобразовательного обучения, культ.-просвет, работы, трудового воспитания заключённых.В 20-е гг. В соответствии с ленинским положением о замене тюрем воспитат. Учреждениями в системе исполнения наказания появились учреждения нового типа. Реформатории для преступников молодого возраста (форма заимствована у США), исправительно-трудовые колонии, испытательные заведения для лиц, по отношению к к-рым имелись основания для послабления режима или досрочного освобождения.

Декретами сов. Власти были законодательно закреплены цель исправит.-трудовых учреждений — исправление осуждённых (1919) и система стимулирования исправления, разрешающая перевод осуждённых из более строгих форм изоляции к менее строгим и последующее досрочное освобождение (1921). Исправит.-трудовой кодекс РСФСР (1924) ввёл дифференцир. Систему мест лишения свободы, позволявшую применять гуманные меры стимулирования исправления осуждённых и определил осн. Средства перевоспитания — режим,труд, проф. И общеобразоват. Обучение, культ.-просвет. Работа. Юристы Б. С. Утев-ский и Е. Г. Ширвиндт в своих трудах разработали тезис об исправимости преступников. В местах лишения свободы создавались уч.-воспитат. Части, пед. Коллегии, кружки по ликвидации неграмотности, школы I и II ступени и др.Одним из основоположников сов.

И.-т. П. Можно считать А. С. Макаренко, в теоретич. И практич. Деятельности воплотившего пед. Идеи исправления правонарушителей. В 30—50-е гг. В связи с отходом от принятого в 20-е гг. Курса исправит.-трудовой политики государства, беззаконием и массовыми репрессиями И.-т. П. Практического развития не имела.Только в нач. 60-х гг. В Высшей школе МВД СССР (осн. В 1929, с 1974 академия) под руководством Утевского был разработан для спец. Уч. Заведений МВД СССР первый курс по И.-т. П., определены её предмет, особенности пед.процесса в исправит.-трудовых учреждениях. И.-т. П. Была включена как самостоят, предмет в уч. Планы. Проводились семинары -и конференции по обобщению опыта воспи-тат. Работы с осуждёнными, эксперименты, среди к-рых особое место заняла вологодская система формирования направленно воспитывающих коллективов осуждённых.

Объектом И.-т. П. Является воспитат. Система органов, исполняющих наказания, предметом — закономерности и особенности исправления и перевоспитания осуждённых в рамках исполнения уголовного наказания как меры гос. Принуждения. Самостоятельная Й.-т. П. Для несовершеннолетних не разрабатывается. Все вопросы жизни и деятельности несовершеннолетних осуждённых рассматриваются в русле общей И.-т. П., а её положения на практике воплощаются в деятельности воспитательно-трудовых колоний.И.-т. П. Как отрасль педагогики использует все её осн. Понятия, а также разрабатывает и специфические, среди к-рых наиб, важные категории — исправление и перевоспитание осуждённых. Исправление — противоречивый процесс ломки сложившихся стереотипов сознания и поведения осуждённых, предполагающий собой целенаправленное, а иногда и жёсткое управление их жизнедеятельностью.

Перевоспитание рассматривается как двусторонний процесс, включающий пед. Работу воспитателей, администрации по организации системы исправит.-трудовых воздействий и деятельность самих осуждённых по усвоению этих воздействий (т. Е. Исправление). Результат такого взаимодействия — диалектич. Единство нравств. Перестройки сознания и поведения личности. Исправление, т.о., выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности. Уровни или степени изменения личности различны, но при этом они вполне сопоставимы с общечеловеческими нравств. Нормами, т. К. Не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. В процессе перевоспитания такие нравств. Нормы, как добросовест- ное отношение к труду, точное исполнение законов и уважение к правилам человеческого общежития, бережное огношение к обществ, и личной собственности, приобретают статус правовых.Специфика процесса перевоспитания осуждённых определяется тем, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания, а его важнейшие элементы (осн.

Средства исправления и перевоспитания, меры наказания и поощрения, взаимоотношения с воспитателями, администрацией, связи с внеш. Миром и др.) регламентируются в значит, степени нормами права. Степень регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юрид. Нормы определяют и права осуждённых. Тем не менее в процессе перевоспитания возникают определённые противоречия между пед. Целесообразностью и жёсткими правовыми предписаниями, т.к. Правовые нормы носят обобщающий характер, а пед. Действия всегда конкретны и персонифицированы. Отрицат. Отношение осуждённых к уголовному наказанию, как правило, переносится на воспитат.

Воздействия, на самих воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление воспитанию, способное перерастать в массовые неповиновения, отказ от работы и др. Экстремистские действия. Разрешение противоречия — в поисках оптимальных пед. Мер и в совершенствовании исправит.-трудового законодательства.К особенностям процесса перевоспитания в местах лишения свободы относится и его продолжительность, определяемая не пед. Задачами, а сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длит. Изоляция человека, особенно несовершеннолетнего, от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, способствует появлению у осуждённых психич. Состояний, препятствующих адекватному восприятию действительности.

К тому же концентрация криминогенной части населения создаёт среду для формирования специфич. Системы межличностных отношений, осн. На традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Всё это предъявляет повышенные требования к проф. И нравств. Уровню воспитателей и их пед. Мастерству. Неэффективность борьбы ИТУ с традициями уголовной среды, её активными лидерами обусловливается непреодолённой к нач. 90-х гг. Пед. И психол. Некомпетентностью большинства сотрудников органов, исполняющих наказания, преобладанием в их деятельности методов запретительно-принудит. Характера. Многолетнее невнимание к пед. Аспектам работы ИТУ имело следствием низкий престиж профессии воспитателя осуждённых.И.-т. П. Рассматривает перевоспитание как подсистему всей системы воспитания, сложившейся в обществе, и как специфич.

Процесс в исправит.-трудовых учреждениях, в к-ром своеобразно преломляются общие закономерности и принципы воспитания. К специфич. Принципам И.-т. П. Относятся. Соблюдение социали-стич. Законности, гуманное и справедливое отношение к осуждённым в сочетании с высоким уровнем требовательности, исправление личности в общественно полезной деятельности, в системе коллективистских отношений. Участие общественности в процессе перевоспитания.И.-т. П. Изучает взаимосвязи элементов системы перевоспитания и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности. Специфику пед. Процесса в разл. Типах мест лишения свободы. Особенности этапов перевоспитания (первоначального, т. Е. Адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего осуждённого к освобождению).

Деятельность неформальных групп и коллективов осуждённых, органов их самоуправления. Методы борьбы с преступными группировками заключённых. Критерии и степени исправления осуждённых. И.-т. П. Прогнозирует развитие пед. Системы в органах, исполняющих наказания.На И.-т.п. Кроме общей педагогики оказывают влияние общая и социальная психология, социология, теория управления в социальных системах. В практич. Работе применяются с учётом особенностей личности осуждённых, их групп и общ-ностей исследовательские методы наук о человеке.Совр. Тенденции развития И.-т. П. Связаны с разработкой системы социально-пед. Воздействий на осуждённых в период отбывания уголовных наказаний, гуманизацией этого процесса с учётом меж-дунар. Актов по правам человека.

Подготовкой компетентных пед. Кадров для исправит.-трудовых учреждений. Широким привлечением обществ, орг-ций, в т. Ч. Благотворительных, религиозных, к процессу перевоспитания осуждённых и др.В Рос. Федерации издаются ведомств, журн. «Воспитание и правопорядок» (с 1960. До 1981—«К новой жизни»), труды Высш. Школы Академии и НИИ МВД.В заруб, странах спец. Отрасли педагогики, аналогичной И.-т. П., нет. Так наз. Криминальная педагогика (Венгрия), педагогика наказания (Германия) далеко выходят за рамки предмета педагогики, включают криминологич., пенологи-ческие (от пенология, лат. Роепа — наказание и греч. Logos — слово, учение — теория наказания), психол. И социально-психол. Вопросы. Проблемы воспитания осуждённых решаются в зависимости от того, какая криминологич.

Теория (среди них традиционно выделяются классическая, позитивистская, социологическая, социальная, радикальная) преобладает в стране. Различны взгляды на место и роль воспитания заключённых в процессе исполнения уголовного' наказания — от полного отрицания возможности перевоспитания до признания тюрьмы воспитательным учреждением. В англ, тюрьмах значит, внимание уделяется повышению образоват. Уровня заключённых, в Канаде, Нидерландах — проблемам социальной адаптации, обучению жизненным навыкам. В США в 60—70-е гг. Получила развитие теория преступности как душевного заболевания, поэтому исправления личности заключённого стремились добиться с помощью терапии (стрессовой, химической, электрошоковой), групповой психотерапии, модификации поведения, психохирургии и др.

Эти методы получили распространение и в др. Странах, в частности в скандинавских. Однако неэффективность «лечения» побудила работников пенитенциарных систем зап. Стран использовать методы индивиду а льно-психол., пед. Воздействия, социального воспитания, а в отношении несовершеннолетних правонарушителей — обратиться к пед. Наследию A.C. Макаренко (это направление получило преим. Развитие в ФРГ). Большое влияние на формирование гуманистич. Подхода в области пенитенциарной политики на междунар. Уровне оказывают Конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (с 1955. Специалисты из Рос. Федерации принимали участие с 1960). Вырабатываются общие подходы в оценках разл. Тюремных систем, определяются задачи тюремного заключения (ресоциализация правонарушителя, защита общества и снижение преступности), изучается пед.

Потенциал труда заключённых, режима, религ, воздействия, обществ, патрониро-вания и др.Лит. Познышев С. В., Основы пенитенциарной науки, М., 1923. У т е в-с к и и Б. С., В борьбе с дет. Преступностью. Очерки жизни и быта Моск. Трудового дома для несовершеннолетних правонарушителей, М., 1927. Его же, Новая отрасль пед. Знаний, СП, 1964, № 2. О творческом применении пед. Наследия А. С. Макаренко в работе с заключенными, М., 1960. К люки н В. Ф., Формирование направленно воспитывающего коллектива заключенных, М., 1970. Исправит.-трудовая педагогика. Учебник, под ред. И. Т. Богатырева, М., 1978. Организация исправления и перевоспитания осужденных. Учебник, под ред. А. И. Зуб-кова, М. П. Стуровой, М., 1985. Пед. Наследие А. С. Макаренко и проблемы исправления и перевоспитания осужденных, Рязань, 1988.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, в сб. Междунар. Соглашения и рекомендации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и борьбы с преступностью, М., 1989. Glaser D., The effectiveness of a prison and parole System, Indianapolis (N. Y.), E1969]. Wicks R. J., Cooper H. A., International corrections, Lexington, 1979. Wolfgang M. E., Prisons. Present and possible, [USA], 1981. Finckenauer J. O., Juvenile delinquency and corrections. The gap between theory and practice, prlan-do — [a. O.], 1984. Federal Bureau of Prisons, 1989 State of tue Bureau, U. S. Departement of justicl, Wash., 1990.M. П. Cmypoea..

Значения в других словарях
Исократ

(Isokrates) (436—338 до н. Э., Афины), др.-греч. Оратор, педагог, моралист и полит, мыслитель. Вероятно, ученик софистов Горгия и Продика. Был слушателем Сократа. Ок. 390 открыл в Афинах школу красноречия, к-рая быстро приобрела популярность по всей Греции.Курс обучения длился 3—4 года и стоил достаточно дорого — до 1000 драхм. До нас дошли 21 речь и 9 писем И. (подлинность ряда писем сомнительна). Для понимания пед. Воззрений И. Наиб, важны речи XIII («Против софистов», 390) и XV («Об обмене им..

Испания

(Espana), гос-во на Ю.-З. Европы, на Пиренейском п-ове, включает Канарские и Балеарские о-ва. Пл. Ок. 504,8 тыс. Км2. Нас. 39,1 млн. Чел. (1989). Офиц. Яз.— испанский. Столица — Мадрид.На терр. И. До 6 в. Действовали школы рим. Образца (см. Античность), вытесненные после распространения христиан-Исократ, ства сетью монастырских и епископских школ. В период араб, владычества (с 8 в.) И. Испытывала влияние мусульм. Культуры. Создавались б-ки, высш. Уч. Заведения. Школа в Вике (Каталония) уже в 11 ..

Исследование В Педагогике

Процесс и результат науч. Деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации уч.-воспитат. Работы, её содержании, принципах, методах и организац. Формах. Пед. И. Основывается на фактах, допускающих их эмпирич. Проверку, характеризуется целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на разработанную теорию, строи..

Исследовательский Институт Научной Педагогики Пpи 2-м Мгу

Крупнейший сов. Науч.-пед. Центр 2-й пол. 20-х гг. Созд. В 1926 для организации науч. Исследований в области нар. Образования, подготовки науч. Работников, распространения пед. Знаний. Включал отделы (1927). Общей педагогики (разработка проблем методологии педагогики, история и теория педагогики, изучение социологии пед. Процесса). Педологии и психологии. Методический (исследование проблем частных методик, создание экспериментальной методики и др.). Организации нар. Образования. Проф. Педагогики..

Дополнительный поиск Исправительно-трудовая Педагогика Исправительно-трудовая Педагогика

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Исправительно-трудовая Педагогика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исправительно-трудовая Педагогика, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 33 символа