История Педагогики

266

Область науки, изучающая историч. Развитие образовательной практики и пед. Знания в их единстве, а также во взаимосвязи с совр. Проблемами образования и пед. Наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории психологии и др., И. П. Рассматривает ист.-пед. Процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса.В структуре ист. Пед. Процесса, охватывающего развитие как практики образования и воспитания, так и пед. Знания, выделяются соответственно две осн. Предметные зоны. Каждая из них как область исследования обладает относи тельной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, ибо педагогика — одна из форм духовно практич. Освоения мира, а пед. Практика (во всех её видах— от образоват политики гос ва до обра-зоват.

Деятельности семьи, школы и др. Учреждений) — исток и сфера материализации пед. Идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон И. П., позволяет воссоздать целостную картину ист. Пед. Процесса и раскрыть закономерности его развития.Состав, содержание и задачи И. П. Видоизменялись и обогащались в ходе ее развития. Эти изменения обусловливались рядом факторов и прежде всего — запросами социально пед. Практики, общим движением науки, внутр. Логикой эволюции самого ист пед. Знания, в т. Ч. В понимании предмета педагогики, что сказывалось и на характере трактовки предмета И. П. В исследоват. Лит-ре представлено неск. Точек зрения на его определение — от узкой, сводящей предмет И. П. К изучению развития практики и теории целенаправленного уч.

Воспитат. Процесса, до предельно широкой, к-рая раздвигает границы И п. До ист. Анализа всех воспитат. Влияний, определяющих процесс социокультурного формирования человека, т. Е. До истории социализации. Существует, кроме того, и иной подход к рассмотрению предмета И. П., исходящий из противопоставления названных предметных зон ист. Пед. Процесса и отсечения одной из них. И. П., в духе концепции К. Стоя, трактуется как «историческая педагогика», т. Е. Только как история пед. Идей, не связанная с историей пед. Деятельности. Отрывая историю знания о социальном объекте от истории самого объекта, такого рода трактовки предмета И. П. По сути ставят историю «пед. Сознания» вне истории «пед. Бытия»Пространственно временное и предметное многообразие пед.

Реальности дает объективные основания для разл. Классификаций ист. Пед. Знания. По широте охвата ист. Пед процесса выделяются всемирная И. П. И И п. Отдельных стран, регионов, по членению этого процесса на ист эпохи' И. П. Первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, по преобладанию в обществе того или иного социально-экон. Уклада. И. П. Первобытно-общинного, ра бовладельч., феод., капиталистич., соци-алистич. Общества. С 70-х гг. 20 в. Активизируется разработка цивилизационного подхода к ист.-пед. Процессу и соотв. Его периодизации. Предметная классификация ист.-пед. Знания может выстраиваться как по отдельным областям науки (общая педагогика, дидактика, школоведение и др.), так и по видам, уровням, отраслям образования (история общего и специального образования, начального, среднего, высшего, профессионально-технического, медицинского, военного образования и т.

Д.). Внутрипредметная классификация позволяет широко представить историю разл. Пед. Проблем, течений, направлений пед. Деятельности, типов образоват. Учреждений. Указанные классификации не альтернативны. Они отражают полиструктурность ист.-пед. Познания и его результата — ист.-пед. Знания.Классификация ист.-пед. Исследований пока ещё недостаточно разработана. Одна из возможных её схем — выделение исследований по характеру решаемых задач {методологические, конкретно-ист., исто-риографич., источниковедческие и т. Д.) и по типу изучаемого объекта (страноведческие, проблемные, персонолог ические и пр.). Очевидно, что исследователь может решать одновременно неск. Задач.Любое ист.-пед. Исследование базируется на тщательном отборе и всестороннем даучении ист.-пед.

Источников, к-рые разделяются на неск. Групп. Письменные, вещественные, фото-кино-фонодокументы и др. Наиб, важную и многочисл. Группу составляют письменные источники. Законодат. И нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная, учебники, уч. Пособия и руководства, программно-ме-тод. Документы, научно-пед. И метод, лит-ра, периодич. Печать, статистич. Материалы, худож. Лит-ра и публицистика, мемуары, дневники, письма и пр. Изучением принципов и методов выявления, отбора, анализа и использования ист.-пед. Источников занимается ист.-пед. Источниковедение — спец. Ист.-пед. Дисциплина, получившая развитие в 70—80-х гг. 20 в. Новой, формирующейся спец. Ист.-пед. Дисциплиной является также пед. Историография, изучающая историю развития ист.-пед.

Знания. Как вспомогат. Дисциплина ист.-пед. Библиография решает задачи выявления, описания, систематизации ист.-пед. Лит-ры и научного осмысления этих процессов.Э. Д. Днепров.Первые работы ист.-пед. Характера появились в кон. 17 в. Во Франции К.Флёри в вводной части трактата «О выборе и методах учебных занятий» (С. Fle-ury, «Traite du choix et de la methode des etudes», 1686) представил критич. Очерк развития воспитания и обучения. В Германии Д.Морхоф издал своего рода ист. Энциклопедию (D. G. Morhof, «Polyhistor», T. 1—2, 1688—92), включавшую сведения по И. П. После Реформации. Первым опытом создания собственно ист.-пед. Труда можно считать кн. К. Э. Ман-гельсдорфа «Опыт изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания»(К.

E. Mangelsdorf, -«Versuch einer Darstellung dessen, was seit Jahrtausenden im Betreff des Erziehungswesens gesagt und getan worden ist», 1779). Автор рассматривал И. П. Не как самоцель, а как средство для правильной оценки шк. Практики и предложений по реорганизации шк. Дела. В кон. 18 в. Вышла кн. Ф. Э. Ру-копфа «История школьного и воспитательного дела в Германии» (F.E. Ruhkopf, «Geschichte des Schul- und Erziehungswesens in Deutschland...», Tl l, 1794), доведённая до сер. 17 в. В 1-й пол. 19 в. Ист.-пед. Материал стал органичной частью мн. Исследований по теории воспитания. Таким был, напр., четырёхтомный труд Ф. Г. X. Шварца (F. H. Ch. Schwarz, «Erziehungslehre»). Среди спец. Исследований по общей И. П. Наиб, содержательны изданные в Германии двухтомник Ф.

Крамера «История воспитания и обучения в древности», т. 1—2 (F. Gramer, «Geschichte der Erziehung und des Unterrichts imAlterthum», 1832— 1838) и труд К. Раумера «История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени» (1843—52. Рус. Пер. 1875—78) и др. В общем числе публикаций преобладали труды по истории отд. Образоват. Систем и нац. Традиций в пед. Теории. Так, во Франции Ж. Г. Компейре издал в 2 тт. «Критическую историю педагогических теорий во Франции, начиная с 16 в.» (J.-G. Com-раугё, «Histoire critique des doctrines de l'education en France depuis le seizieme siecle», 1879). Обстоятельностью и большим кол-вом фактич. Материала отличались «История педагогики...» (т. 1—4, 1860—62. Рус. Пер. 1877—81) К. Шмидта, а также составленная группой авторов под руководством К.

А. Шмида «История воспитания...», т. 1—5 («Geschichte der Erziehung vom Anfang an bis auf unsere Zeit, bearb. In Gemeinschaft mit einer Anzahl von Gelehrten und Schulmanner von Pralat K. A. Schmid», 1884— 1902). А. И. Пискунов, В. M. Кларин,M. В. Кларин.Во 2-й пол. 19 в. Появились ист.-пед. Исследования в США. Первые работы по И. П. (переводы отд. Частей труда Рау-мера и рефераты др. Нем. Работ) были опубликованы в «Американском пед. Журнале» в 1863. Влияние нем. Школы И. П. Было заметно и в вышедшей в Англии кн. Р. Квика (Великобритания) «Реформаторы воспитания» (1868. Рус. Пер. 1892). В кон. 19 в. В США появились труды «Идеал воспитания» Дж. Ф. Ман-ро (J. Ph. Munroe, «The educational ideal. An outline of its growth in modern times», 1895) и «История педагогики» Л. Сили (L.

Seely, «History of education», 1899).Значит, влияние на И. П. В зап.-европ. И др. Странах оказали труды Ф.Диттеса, Т. Циглера и др. Нем. Педагогов. В их работах наряду с обширными фактич. Сведениями из области пед. Теории и практики воспитания в уч. Заведениях разл. Типа содержался анализ пед. Идей в связи с эволюцией философии, этики и др.2-я пол. 19 и нач. 20 вв. Отмечены стремлением авторов найти обобщающий подход к рассмотрению всеобщей И. П., что проявлялось и в интерпретации фактич. Материала. Работы такого рода появились в Германии (К. Шмидт, П. Барт), Франции (Ш. Летурно, Компейре), США (П. Монро), России (М. И. Демков, П. Ф. Каптерев, П. П. Соколов. См. В спец. Разделе). Так, в многотомном труде Шмидта И. П. Излагалась в связи с развитием культуры, Монро выделял филос.-этич.

Аспекты пед. Учений и практики воспитания, Летурно в кн. «Эволюция воспитания у различных человеческих рас» (рус. Пер. 1900) рассматривал ист.-пед. Явления в контексте эволюции человеческого общества, Барт стремился совместить культурно-ист. И социологич. Освещение истории воспитания (Р. Barth, «Die Geschichte der Erziehung in soziologischer und geistesgeschichtlicher Beleuchtung», 1911). Внимание исследователей привлекали и крупные ключевые проблемы, ретроспективное рассмотрение к-рых могло бы дать материал для теоретич. И методол. Обобщений, напр. Р. Рисман, «История трудового обучения в Германии» (R. Rissman, «Geschichte des Arbeitsunterrichtes in Deutschland», 1882). О. Вильман, «Дидактика как теория образования в её отношениях к социологии и истории образования» (1882—89, рус.

Пер. 1904—08).К кон. 19 — нач. 20 вв. В ист.-пед. Трудах обобщающего плана определились неск. Характерных подходов. Филос.-теоретический, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации. Социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и разл. Типов уч.заведений в связи с развитием всей совокупности социальных институтов и гос. Политики в сфере просвещения. Ист.-культурный — анализ пед. Идей и практики воспитания как одной из составных частей общекультурного развития общества.Расширялась база источников ист.-пед. Исследований. Наиб, масштабное издание такого рода было предпринято в Германии, где К. Кербах (К. Kehrbach) начал издавать серию «Педагогические памятники» («Monumenta Germaniae Pae-dagogica», включившую св.

60 тт., 1886— 1938). Появились также серийные издания, адресованные педагогам-практикам, напр. «Die padagogischen Klassiker. Zur Einfuhrung in ihr Leben und die Schriften, hrsg. Von praktischen Schulmannern» (1900—1917, вышло 29 тт.). Серийные издания исследований по И. П. Выходили и под руководством Компейре.В исследованиях 1-й пол. 20 в. Значит, место по-прежнему занимали труды, к-рые освещали филос.-теоретич. Традиции в педагогике, идейные влияния и их воздействие на цели воспитания и образования, пед. Практику. Для таких работ характерно сосредоточение на наследии отд. Мыслителей или на развитии отд. Пед. Идей, напр. Г. Штёккерт в Германии— «Эволюция идей образования от Платона до новейших школьных реформ» (H. Stoeckert, «Der Wandel der Bildungsidee von Plato bis die neuerzeitliche Schulreform», 1928).

В Англии — У. Мак-Каллистер, «Развитие идеи свободы в воспитании» (W. J. Mc Callister, «Growth and freedom in education», 1931) и P. Раек, «История воспитания детей» (R. Rusk, «A history of infant education», 1933). В США — P. Улич, «История педагогической мысли» (R. Ulich, «History of educational thought», 1945) и Л. Коул «История педагогики от Сократа до Мон-тессори» (L. Cole, «A history of education. Socrates to Montessori», 1950). В качестве традиций обычно выделялись греко-римская и христ., либеральная и автократич., радикальная и консервативная, педоцентристская и т. Д. Стала отчётливой тенденция моногра-фич. Изучения истории крупных пед. Проблем. В США— Ч. Беннетт, «История ручного труда и ремесленного обучения» (С. A. Bennett, «A history of manual and industrial education», 1937).

Д. Брубе-кер, «История педагогических проблем» (J. S. Brubacher, «A history of the pro-blems of education», 1947, 19662).Усилилось внимание исследователей к истории нац. Шк. Систем и разл. Типов уч. Заведений, гос. Политики и законодательства в сфере образования. Эти труды базировались на изучении статистич. Материалов, гос. Актов и др. Док-тов. Таковы, напр., исследования Ф. Пауль-сена по истории нем. Ср. Школ и ун-тов. Труды Р. Буна «Образование в Соединенных Штатах. Его история со времен первых поселений» (R. Boone, «Education in the United States. Its history from the earliest settlements», 1887), Э. Каб-берли «Общественное образование в Соединенных Штатах» (E. P. Cubberley, «Public education in the United States», 1919). 4-томное исследование О.

Кад-нера «Развитие и современная система школы» (1929—38). И. Кэндела, США (I. L. Kandel, «History of secondary education. A study in the development of liberal education», 1930). В нек-рых трудах прослеживалось влияние обществ. Движений на развитие образования, напр, работы амер. Историков педагогики А. Доббса -«Образование и общественное движение. 1700—1850» (A. E. Dobbs, «Education and social movements. 1700— 1850», 1919) и М. Кёрти «Социальные идеи американских деятелей образования» (M. Curti, «The social ideas of American educators», 1935) и др. Заметным вкладом в И. П. Стали ист.-пед. Труды Р. Альта.В 60—70-е тт. 20 в. В США, Великобритании, Франции, ФРГ и др. Сформировалось течение, условно называемое «новой историей педагогики». Для работ его представителей характерно особое внимание к связям между культурой, обществ, сознанием, педагогикой и социальной политикой, стремление выявить социокультурную обусловленность воспитания и образования и их обратное влияние на развитие общества.

Для ряда работ характерна расширительная трактовка понятия «воспитание» как всего процесса развития культуры от поколения к поколению. Б. Бейлин, «Образование в формировании американского общества» (В. Bailyn, «Education in the forming of American society. Need sand opportunities for study», 1960). Л. Kpe-мин, «Американское воспитание и образование. Опыт метрополии, 1876—1980» (L. A. Cremin, «American education. The metropolitan experience», 1988). H. Хинер (ФРГ), «История педагогики в 1990-х...» (N. R. Hiner, «History of education for the 1990s...», 1990). Представители «новой истории педагогики» стремятся определить истоки интересов и мотивов деятелей образования, связать их идеи с развитием социальных и образоват. Структур, проследить трансформацию теории в реальной практике.

Они рассматривают развитие образоват. Ин-тов, отд. Типов уч.-воспитат. Учреждений с учётом их взаимодействия с разл. Социальными группами — учителями, родителями, учащимися, администрацией, органами управления и т. Д., напр. М. Кац (США), «Класс, бюрократия и школы» (M. Katz, «Class, bureaucracy and the schools», 1975). «Социальная история содержания образования», под ред. А. Гудсона («Social histories of the secondary school curricu-lum», ed. By I. Goodson, 1984). Б. Эванс и Б. Уэйтс, «Ай-кью и интеллектуальное тестирование. Неестественная наука и её социальная история»(В. Evans, B. Waites, .

Значения в других словарях
Исследовательский Метод Обучения

Организация поисковой, познават. Деятельности учащихся путём постановки учителем познават. И практич. Задач, требующих самостоят, творческого решения. Сущность И. М. Обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. Познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.Идеи И. М. Появились в педагогике в последней трети 19 в. Биолог А. Я. Г..

История В Школе

Уч. Предмет, содержание к-рого составляют основы ист. Знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. Жизненных ситуациях. Среди др. Гуманитарных предметов И. Занимает одно из ведущих мест в формировании сознания личности, её гражд. И поли г. Культуры. Изучение И. Создаёт необходимый фундамент для диалектич. Понимания учащимися причин и особенностей развития общества. Способствует применению принципа историзма в освоении др. Уч. Дисциплин..

Италия

(Italia), Итальянская Республика (Repubblica Italiana), гос-во на юге Европы. Пл. 301,2 тыс. Км2. Нас. 57,5 млн. Чел. (1990). Офиц. Яз.— итальянский. Столица — Рим.История нар. Образования на терр. Совр. И. Уходит своими корнями в эпоху Рим. Империи (см. Античность). В кон. 5—8 вв. Христ. Школы при монастырях и соборах постепенно вытеснили римские. В 6—7 вв. Практически все монастыри открыли школы, в к-рых учились не только будущие монахи и священники, но и дети преим. Из семей высш. Сословий, н..

Итар

(Itard) Жан Мари Гаспар (1775, Орезон, — 5.7.1838, Париж), франц. Врач, чл. Академии медицины (1821). Работая в Парижском уч-ще для глухонемых, положил начало систематич. Исследованиям слуховой функции глухонемых. Сконструировал прибор для измерения остроты слуха — акуметр. В — «Трактате о заболеваниях уха и слуха» («Traite des maladies de l'oreille et de l'audition», v. L—2, 1821) рекомендовал развивать слух плохо слышащих путём экспериментально разработанных им методов тренировки звуками. Подч..

Дополнительный поиск История Педагогики История Педагогики

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "История Педагогики" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением История Педагогики, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 18 символа