История В Школе

92

Уч. Предмет, содержание к-рого составляют основы ист. Знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. Жизненных ситуациях. Среди др. Гуманитарных предметов И. Занимает одно из ведущих мест в формировании сознания личности, её гражд. И поли г. Культуры. Изучение И. Создаёт необходимый фундамент для диалектич. Понимания учащимися причин и особенностей развития общества. Способствует применению принципа историзма в освоении др. Уч. Дисциплин.Гл. Цель обучения И.— воспитание социально-активной личности с высокими идейно-нравств. Качествами, чётко выраженным нац.-культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистич. Идеалы. Содержание курса И., методы, ор-ганизац.

Формы и средства обучения позволяют воспитывать школьников в духе мира и сотрудничества, взаимопонимания и уважения между народами. Вырабатывать у молодёжи потребность и умение строить свою жизнь в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами морали. Формировать у учащихся активную гражд. Позицию,правильное понимание предоставляемых им прав и возложенных обязанностей, гуманное отношение к людям, непримиримость к любым проявлениям насилия, национализма, шовинизма.И. Как учебный предмет. В антич. Школе И. Не преподавалась. В ср.-век. Школе ист. Сведения использовались лишь в качестве материала для лит. Чтения. Преподавание И. Как уч. Предмета в школах стран Зап. Европы относится к 16 в.В P о с с и и преподавание И. Началось при Петре I.

Вводилось изучение отеч. И. Наряду со сведениями из всеобщей И. Значит, вклад в развитие отеч. Ист. Науки внёс В. Н. Татищев. По настоянию М. В. Ломоносова, к-рый считал, что рус. И.— верное средство воспитания у подрастающих поколений гордости за древнее -«российского народа славное имя», отеч. И. Была включена в уч. План первых рус. Гимназий. Положение отеч. И. Как самостоят, уч. Дисциплины закреплялось Уставом нар. Уч-щ 1786.В 19 в. В гос. Гимназиях (созданных по Уставу 1804) курсы И. Испытали влияние уч. Планов, принятых во франц. Гимназиях. Наряду с изучением древних языков и античной лит-ры предусматривалось изучение И. На её изучение в разл. Годы отводилось 12—14 ч в неделю. Содержание курсов подвергалось многочисл. Корректировкам, в т. Ч. По полит, мотивам.

Напр., после революций 1848 в Европе древняя И. Была изъята из уч. Планов гимназий, преподаватели лишены офиц. Оснований для бесед с учащимися о преимуществах респ. Строя перед монархическим и т. П.Огромное влияние на развитие ист. Науки в России и преподавание И. Оказали работы H. M. Карамзина. В его «Истории государства Российского» (т. 1—12, 1816—29) Россия от древнейших времён до нач. 17 в. Впервые представлена не изолированной от мира восточной окраиной, а полноправным членом семьи европ. Народов и гос-в. По существу Карамзин первым дал образное изложение отеч. Истории, отразив деяния, замыслы, чувства конкретных людей. Концепции, к-рым он следовал при изложении истории России, легли в основу учебников И., изданных в 1-й пол.

19 в., и способствовали формированию нац. Самосознания народа.Дальнейшее развитие рус. Историографии связано с именем С. М. Соловьёва. Привлекая множество нового, в т. Ч. Документального материала, он подготовил 29 томов -«Истории России с древнейших времён», доведя повествование до 1774. В этом труде, ставшем делом всей его жизни, последовательно проведён принцип историзма в понимании нац. Истории как органического, закономерного процесса развития.Значит, вклад в развитие рус. Ист. Мысли внёс В. О. Ключевский. Его гл. Труд -«Курс рус. Истории» (ч. 1—5, последняя часть вышла в 1910) был первой попыткой проблемного подхода к изложению рус. Истории. В нём читателям предлагалось не систематич. Изложение ист. Событий, а раскрывались теоретич.

Обобщения, характеризующие ист. Процесс. В отличие от предшественников Ключевский гл. Внимание уделял истории не гос-ва, а народа. Важную роль в ист. Процессе отводил экон. И социальным явлениям.Интерес к постановке шк. Преподавания И. Проявляли рус. Писатели-демократы В, Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов. В рецензиях и статьях они подвергли критике мн. Учебники по истории, характер обучения, ориентированные на воспитание юношества -«преданного богу и царю». Одновременно старались отметить и развить то положительное, что имелось в нек-рых уч. Книгах по И., в частности подведение учащихся к науч. Выводам и обобщениям, к пониманию решающей роли нар. Масс в истории.В период реформ 60-х гг. 19 в. В соответствии с «Уставом гимназий и прогимназий» (1864) на изучение И.

Во всех типах гимназий выделялось 14 ч я неделю.В 3—4-х кл. Изучался краткий эпизодич. Курс, в 5—7-х — систематический. Отеч. История излагалась параллельно со все-•общей. В 1871 во всех муж. Гимназиях было уменьшено кол-во уроков по И. До 12, запрещено преподавание новейшей истории, сокращены курсы новой истории. В целом шк. Курсы И. В России до 1917 были ориентированы на религ. И патрио-тич. Воспитание учащихся в духе господствовавших представлений об основах рус. Государственности. Отд. Талантливым педагогам удавалось использовать уроки И. Для формирования у молодёжи понл-мания объективного характера ист. Закономерностей.После 1917 методологич. Основой шк. Курсов И. Стало марксистское понимание определяющей роли способа произ-ва и прогрессивной смены обществ.-экон.

Формаций в ист. Процессе, а также деятельности человека как гл. Содержания этого процесса.В становлении курса И. В сов. Школе можно выделить 4 периода. Для 1-го периода (1917 — нач. 30-х гг.) характерен отказ от прежнего содержания уч. Предмета. В соответствии с Декларацией о единой трудовой школе (1918) основой преподавания становился труд. На 1-й ступени обучения школьники изучали т. Н. Энциклопедию, знакомились в популярных очерках с историей труда, а на этом фундаменте—с историей общества. Эволюция всей человеческой культуры на основе роста трудовых возможностей должна была изучаться школьниками не только по учебнику или рассказам учителя, но и на основе жизненного опыта.В разработанных Отделом реформы школ Наркомпроса примерных программах (1919) по обществоведению и куль-туроведению, включавшему курс рус.

И всеобщей И., по И. Труда и по социологии, осн. Внимание обращалось на уяснение нек-рых вопросов обществоведения, «по мере того как появлялась потребность в таковых для решения практич. Задач или для удовлетворения любознательности школьников». Считалось, что уч. Предметы, в т. Ч. Обществоведческие, должны выполнять только служебную роль по отношению к «трудовым процессам», производит, труду. Рекомендовалось опираться на активные методы обучения, «действие» (изготовление вещей, моделирование, лепка, рисование), непосредств. Наблюдения обществ, жизни (экскурсии на предприятия, в музеи и т. Д.). Для изучения социальной среды предлагалось посещать митинги, демонстрации, собрания и пр.Иную позицию в вопросе об уч. Планах и программах занимал Комиссариат просвещения Союза коммун Сев.области (Петроград).

Он высказался за твёрдый уч. План и предметные программы. Предусматривалось изучение рус. И всеобщей И., И. Труда (политэкономии и обществоведения), истории гос. Строя.К осени 1919 наметился перелом в работе Наркомпроса по определению системы и содержания ист. Образования в школе. Увлечение идеями свободного воспитания и подчинения обучения «трудовым процессам» было расценено А. В. Луначарским и в офиц. Документах Наркомпроса как «прикрытие разгильдяйства» в пед. Работе, приводившее к «школьной анархии».В нач. 1920 Отдел единой трудовой школы Наркомпроса начал подготовку новых уч. Планов и цель уч.-воспитат. Работы школы рассматривали как вооружение учащихся знаниями на уровне совр. Науки, понимание полит, и экон. Предпосылок создания новой жизни.В подготовке первых, единых для республики «примерных» программ (1920) принимали участие историки Н.

М.Лу-кин, В. П. Волгин, а также учителя Н. Г. Тарасов, А. М. Васютинский, позднее M. H. Коваленский и др. Возглавлял работу M. H. Покровский. Программы предусматривали изучение неск., слабо связанных друг с другом курсов. И. Культуры, И. Заруб, стран и России, основ экон. Науки и И. Социализма. Программы акцентировали внимание на изучении деятельности, нар. Масс и на отд. Общих проблемах истории капитализма, знакомили учащихся с идеями науч. Социализма, через них подводя к объяснению закономерностей ист. Процесса. Эти программы стали своеобразной попыткой систематически сформулировать требования к И. В сов. Школе. Программы предопределили осн. Направления в разработке содержания шк. Ист. Образования в СССР, хотя и не были свободны от существенных недостатков.

Главный из них — подмена конкретных фактов, событий, живых ист. Лиц абстрактными социология, схемами.В программах 1920 была заложена идея будущего курса обществоведения, введённого в 1921 и содержавшего сведения по истории. Учитывая возрастные особенности учащихся, программа обществоведения включала подготовит, и осн. Курсы. Подготовит, курс, рассчитанный на 1,5 года, преподавался во 2-м и 3-м кл. Школы 1-й ступени и строился на краеведч. Основе. При изучении вопросов, связанных С с. Х-вом и пром-стью, жизнью города и деревни, уч-ся опирались на свой небольшой жизненный опыт. В темах элементарного курса рус. И. Использовался местный материал. Осн. Курс, рассчитанный на 4,5 года, содержал сведения по рус. И всеобщей истории.

Делалась попытка осмыслить место России в мировой истории, показать единство всемирно-ист, процесса. В основу периодизации И. Феодализма и капитализма был положен переход от натурального х-ва к товарному. Сказалась социологич. Схема Покровского — сначала деятельность торгового, а затем пром. Капитала.Поиски новых подходов к преподаванию обществ.-полит. Дисциплин получили воплощение в комплексных программах ГУСа 1923 (см. Комплексная система обучения). История была исключена из уч. Планов 7-летней школы, ист. Сведения сообщались в рамках курса обществоведения. В старших классах (8—9-х) предусматривалось изучение истории труда, главнейших этапов развития человечества, совр. Событий и политики сов. Власти. В основе этих нововведений, по мысли их авторов, лежало стремление теснее связать преподавание обществ.-по лит.

Дисциплин с практич. Задачами строительства нового общества, сформировать у учащихся диалектико-материалистич. Представления об истории и современности. В этом заключалось позитивное значение программ ГУСа. Вместе с тем школьники не получали системы ист. Знаний, а лишь знакомились с отдельными, вычлененными из ист. Процесса событиями. Мн. Учителя выражали недовольство программами, справедливо отмечая, что они рвут «науку на клочки».В пост. ЦК ВКП(б) «О преподавании обществоведения в школах II ступени, фабзавуча и крестьянской молодёжи» (1927) были отмечены серьёзные недостатки в преподавании обществоведения. Ист. Материал рассматривался лишь в качестве иллюстрации к вопросам современности, у учащихся не вкладывалось целостного видения конкретной ист.

Эпохи. Программы недостаточно учитывали возраст учащихся, были перегружены недоступным их усвоению уч. Материалом. Дефицит ист. Знаний препятствовал гражд. Становлению выпускников ср. Школы.Во 2-й период (нач. 30-х — кон. 50-х гг.) курсы истории СССР и заруб, истории были восстановлены в качестве самостоятельных. Начало этому было положено пост. ЦК ВКП(б) «О нач. И ср. Школе» (1931). На его основе в 1932 был осуществлён переход к предметной системе обучения. И. Включалась в уч. План школы как одна из осн. Уч. Дисциплин.Документом, на долгие годы определившим систему и содержание шк. Ист. Образования, явилось пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) -«О преподавании гражданской истории в школах СССР» (1934). В нём отмечалось, что преподавание И. В школах поставлено неудовлетворительно, носит отвлечённый схематич.

Характер. У учащихся не создаётся цельного представления о развитии ист. Процесса. Предлагалось строго соблюдать ист.-хронологич. Последовательность при освещении ист. Событий, с обязат. Закреплением в памяти школьников осн. Фактов, ист. Деятелей, дат. Этот документ верно констатировал мн. Недостатки преподавания И. Однако в нём было допущено неправомерное противопоставление фактов и ист. Событий их теоретич. Обобщению, что, как выявилось вскоре, обедняло уч. Процесс, снижало мировоззренч. Значение И., приводило к формальному заучиванию фактов. Наряду с положит, идеями, постановления 1-й пол. 30-х гг. Ориентировали шк. Курсы И. На примитивно-иллюстративное использование форма-ционных и классовых понятий, принцип партийности в ущерб историзму и науч.

Объективности. Они преследовали утилитарную цель —внесение в сознание молодёжи псевдосоциалистич. Идей, закрепление авторитарной, командно-бюрократич. Системы, к-рая сложилась в стране. Это неизбежно приводило к субъективистской трактовке, а то и прямой фальсификации прошлого.Наркомпрос РСФСР разработал и осуществил широкую программу мер по перестройке шк. Ист. Образования, совершенствованию его структуры и содержания. Были восстановлены в 1934 в качестве самостоятельных курсы отеч. И заруб, истории. В 3—4-м кл. Вводился элементарный курс И. СССР с краткими сведениями по всеобщей И., в 5—7-м кл.— курсы И. Древнего мира и ср. Веков, в 8—10-м — И. СССР, новая И., намечалось изучение новейшей И. Сложилась система шк. Ист. Образования, сохранившаяся в своих осн.

Чертах до наших дней. Курс И. Строился линейно. Последовательно раскрывался процесс ист. Развития человеческого общества. Поэтому окончившие ср. Школу приобретали довольно полные систематич. Знания по И. Однако значит, часть учащихся, образование к-рых заканчивалось в 7-м кл., получали лишь знания по И. Древнего мира и истории средних веков и отрывочные сведения по отечеств. И. Недостаток линейной структуры курсов заключался в том, что она не предусматривала возвращения на старшей ступени к разделам древности и средневековья, изученным ранее.3-й период (нач. 60-х — 1-я треть 80-х гг.) связан с пересмотром содержания шк. Ист. Образования инициированным пост. ЦК КПСС и СМ СССР «О нек-рых изменениях в преподавании истории» (окт.

1959) и «Об изменении порядка преподавания истории в школах» (май 1965). Переход к всеобщему обязат. 8-летнему образованию потребовал существ, изменения в содержании и направленности ист. Курсов. Увеличился объём и уд. Вес уч. Материала, имеющего определяющее значение для формирования мировоззрения, интернационально-патриотич. И трудового воспитания школьников. Курсы пополнились сведениями о культуре народов нашей страны, а также ряда заруб, гос-в. Больше места в программах стало уделяться истории Китая, Индии, Японии, народов араб. Востока, Лат. Америки.В 1960—65 в школах страны существовал след, порядок изучения И. В 4-м кл.— эпизодич. Рассказы из И. СССР. В 5-м кл.— элементарный курс И. Древнего мира. В 6-м кл.— элементарный курс И.

Средних веков. В 7—8-м кл.— элементарный курс И. СССР с важнейшими сведениями об обществ, и гос. Устройстве Сов. Гос-ва, а также сведениями из новой и новейшей И. Заруб, стран, в 9—11-м кл.— систематич. Курсы И. СССР, новой и новейшей И. Заруб, стран. Изучение отеч. И. Строилось по принципу концен-тризма, а всеобщей И., за небольшим исключением,— на основе линейности.Разработанные структура и содержание курсов И. С расчётом на 11-летнюю школу в 1965 подверглись изменениям. Вместо элементарного курса И. СССР в 7—8-м кл. И систематич. Курса в 9—11-м кл. И. СССР стала изучаться последовательно с 7-го по 10-й класс, а курс новой и новейшей И. С 8-го по 10-й класс. Опыт изучения И. В 11-летней школе показал, что педагогически не оправдано наличие элементарного и систематич.

Курсов И. СССР с малым временным разрывом, оно ведёт к снижению интереса учащихся к предмету, ослабляет идейно-воспитат. Направленность преподавания.В ходе перестройки шк. Курсов И. В 1959—64 проведён отбор программного материала по И. Древнего мира и средних веков. В программах 8-летней школы в 7-м кл. Закрепился курс отеч. И. В школах союзных республик (кроме РСФСР) утвердилось изучение И. Своего края как неотъемлемой составной части И. Всей страны. Преподавание И. Союзной республики осуществлялось в соответствии с пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 8 дек. 1959 «О нек-рых изменениях в преподавании истории в школе» и решениями респ. Парт, и сов. Органов. В 20—40-х гг. И. Этих народов в школах не изучалась. Исключение составляли лишь Грузия, Армения.

Изучение И. Своего народа в Грузии и Армении началось ещё в дореволюционное время и осуществлялось с разл. Изменениями с первых дней советской власти.Последующие изменения в шк. Курсах И. Были связаны с переходом ко всеобщему ср. Образованию. В подготовке предложений принимали участие сов. Учёные-историки (В. М. Хвостов, А. Л. Нарочницкий, И. А. Федосов) и видные методисты (Н. П. Кузин, А. Т, Кинкулькин) во главе с акад. М. В. Нечкиной. Закреплялось изучение старшеклассниками нек-рых первоисточников марксизма-ленинизма. В курсы И. СССР включались вопросы краеведения.В кон. 70-х — нач. 80-х гг. Проведена дальнейшая модернизация шк. Ист. Образования и подготовлены усовершенствованные программы. По структуре отд. Разделов и тем, гл. Обр. По дидактич. Оснащённости, они принципиально отличались от предшествовавших.

Если раньше программы включали в себя лишь содержат, часть — номенклатуру вопросов, предназначенных для изучения, и в отд. Годы — списки лит-ры для учителя, то теперь в них в качестве органич. Части выделялись узловые понятия, подлежащие усвоению, включались перечни осн. Умений, определялись межкурсовые и межпредметные связи. Это нововведение стало возможным благодаря исследованиям психологов, дидактов, методистов.Начало 4-го периода относится к сер. 80-х гг. С нач. 90-х гг. В школах Рос. Федерации предмет ориентируется на изучение общерос. Истории и её многообразных связей с ист. Судьбами соседних народов и с мировой историей. Для соответствующих курсов уч. Заведения и учителя получили право определять долю регионального компонента, необходимый объём общеист.

Умений и навыков, обязательных для овладения учащимися. Расширен круг вопросов, раскрывающих социально-экон. И культурное развитие страны. Усилено единство и достигнута необходимая преемственность и взаимосвязь между разделами всеобщей И. И курсом отеч. И., позволяющие формировать у учащихся целостные знания о развитии человеческой цивилизации.По уч. Плану 1992/93 уч. Г. Преподавание И. В рос. Школе начинается с 5-го кл. Школьники знакомятся с яркими фактами из жизни страны, традициями её народов и достижениями культуры. Курс удовлетворяет естеств. Интерес детей к истории родины, к её славным и нелёгким страницам. Курс И. Древнего мира (6-й кл.) доступно раскрывает события, относящиеся к первобытному и рабовла-дельч. Обществам, а также осн.

Признаки ряда обществоведч. Понятий (гос-во, культура, религия и др.). Школьники приобретают элементарные навыки работы с разл. Ист. Источниками. Курс И. 7-го кл. Знакомит со средневековой цивилизацией стран Европы, с обществ, процессами эпохи феодализма (кон. 5 — сер. 17 вв.). Явления и закономерности развития общества раскрываются на фактах И. Тех стран и народов, где они проявлялись с наиб, полнотой и завершённостью.Курс новой И. (9—10-й кл.) содержит разнообразный материал о становлении и развитии капиталистич. Отношений в странах Европы и США в результате свершившихся бурж. Революций. На конкретной истории отд. Гос-в рассматриваются полит, и социальные процессы, первые шаги рабочего и социалистич. Движения. Значит, место отведено раскрытию осн.

Достижений мировой цивилизации к кон. 19 в. (формирование демократич., правовых, гражданских позиций), вопросов культуры, науки, техники. Изучение новой И. Позволяет также осветить нац. Движение в странах Азии, Африки, Лат. Америки.Курс новейшей И. (10—11-й кл.) вводит учащихся в круг обществ.-полит., экон. И культурных событий, происходивших в заруб, странах после 1917 вплоть до современности. В качестве ведущего процесса рассматривается движение народов мира к нац. И социальному освобождению. Материал представлен на 3 уровнях (мир, регион, страна), что позволяет раскрывать многомерность истории человечества в 20 в., особенности развития отд. Групп стран. Изучение этого курса позволяет вооружать учащихся знаниями о важнейших процессах совр.

Эпохи и сформировать умение самостоятельно ориентироваться в событиях текущей жизни. Знания о современности создают необходимые условия для воспитания у школьников чувства ответственности за судьбы мира и цивилизации.Курс И. 8—11-х кл. Раскрывает многовековую отеч. И., осн. Этапы формирования многонац. Рос. Гос-ва и его роль в СССР. Курс изучается как составная часть всемирной И., что помогает учащимся глубже осознать место и роль нашей Родины в мире, влияние рус. Культуры на развитие мировой культуры.Изучаются И. Трёх рев-ций в России, история Гражд. И Вел. Отеч. Войн, этапы строительства Сов. Гос-ва. Особого внимания требует осмысление социально-полит, проблем периодов культа личности Сталина и застоя, приведших страну к кризисному состоянию.

Раскрываются общие линии развития страны в целом и наиб, важные явления и события в И. Отд. Народов, позволяющие показать общность их ист. Судеб. Целостное освещение истории того или иного народа даётся при изучении региональной И., а также разнообразным привлечением краеведч. Материала (см. Краеведение).Изучение нац. И. Позволяет учащимся усваивать особенности ист. Развития народов, создаёт благоприятные условия для воспитания у школьников нац. Самосознания, приобщения к традициям, языку и культуре своего народа. Пути включения материала по нац. И. Разнообразны и определяются с учётом особенностей ист. Судеб каждого народа. В отд. Регионах Рос. Федерации развернулся процесс создания и введения в шк. Практику ориг. Курсов нац. Истории.

Объём программного материала и порядок изучения шк. Курсов И. Определяются уч. Заведениями самостоятельно.Освоение курса И. Опирается на знания, полученные учащимися при изучении др. Предметов, помогает формированию целостных представлений об обществ, развитии, взаимосвязи событий и явлений, выработке способностей к обобщениям. В свою очередь, курс И. Даёт др. Уч. Предметам необходимые опорные знания. Взаимосвязь И. И лит-ры раскрывает социально-ист. Обусловленность творчества того или иного писателя или лит. Направления, способствует более глубокому уяснению ист.-культурного материала. С помощью межпредметных связей осуществляется формирование общих для ряда предметов понятий, напр, «культура», «нар. Традиции», «науч.-техн.

Революция», «человеческая цивилизациями др. Общность материала по истории, экон. И социальной географии, обществоведению отражена в таких понятиях, как «экономика», «гражданин», «гос-во», «мировое сообщество» и др. Систематизация материала, раскрывающего эти понятия, способствует показу взаимосвязи процессов обществ, развития, формированию идейно-нравств. Убеждений учащихся.Занятия в классе по избранной программе дополняются факультативами, расширяющими ист. Кругозор учащихся. К 1993 разработаны ориентировочные программы факультативных курсов «Осн. Проблемы отеч. Истории 19—20 вв.», «Историярус. Культуры 19 — нач. 20вв.», «Мировая худож. Культура», «История Великой Отеч. Войны Сов. Союза и Второй мировой войны», «История между-нар.

Отношений и внешней политики России». Созданы программы для школ и классов с углублённым изучением И. С целью организации дифференцир. Обучения учащихся.После 1985 в условиях демократизации общества, гласности, преодоления дог-матич. И вульгаризаторских представлений по-новому встали мн. Методологич. И конкретно-ист, проблемы отеч. И заруб, истории. Длит, время в угоду конъюнктурным соображениям, порождавшимся идеологич. Приоритетами существовавшей адм.-командной системы, значение одних ист. Фактов преувеличивалось, другие замалчивались, третьи излагались в искажённом виде. Это находило отражение и в шк. Программах и учебниках и негативно сказывалось на идейном и нравств. Воспитании учащихся, их обществ, установках, порождало у значит, части старшеклассников скептицизм, нигилизм, пассивное отношение к изучению И.Значит, трудности вызывает обновление курса отеч.

Истории 20 в. Сказываются неизученность на совр. Уровне мн. Проблем, многолетняя ориентация на офиц. Концепции с односторонними оценками ист. Процессов, событий и личностей. В предлагаемых вариантах программ этого курса ведутся поиски оптимального согласования федерального и регионального компонентов общего образования с целью развития у учащихся понимания многоаспектности ист. Процесса, сложного сочетания в нём индивидуальных, нац., культурных, экон. И полит, интересов. Усиливается науч. Аргументация в освещении фактов, раскрывающих негативное воздействие адм.-командной системы на развитие общества. Изменяется соотношение разл. Аспектов содержания шк. Ист. Образования. Больше внимания уделяется духовной жизни и быту людей.Возрастает роль нравств.

Оценок ист. Фактов и явлений, самооценки человека как объекта и субъекта ист. Познания, чтобы через материал И. Сделать достоянием школьников такие социальные и нравств. Категории, как совесть, честь, благородство, порядочность, любовь и сострадание к людям, готовность к труду на благо Отчизны и её защите, преданность идеалам гуманизма и демократии.В курсе всеобщей И. Нового и новейшего времени одной из ведущих методологич. Идей стало раскрытие многомерности и взаимозависимости путей развития народов разных регионов и стран мира. Преодолено преобладавшее ранее монограф ич. Рассмотрение И. Каждой страны в отдельности, приводившее к разрозненности, чрезмерной дробности ист. Содержания. Расширено число изучаемых регионов, моделей развития разл.

Стран. В отборе уч. Материала по странам предусмотрена вариативность, позволяющая оперативно и рганично включать в курс информацшо об актуальных событиях. Содержание курсов обогатилось представлениями о противоречивости, сложности и многовариантности ист. Процесса.Пересмотр содержания курсов И. Стал возможным в связи с уточнением и глубоким переосмыслением наукой мн. Тео-ретич. Положений и трактовок отеч. И заруб. И. (многоукладность внутри соци-ально-экон. Формаций, сосуществование и взаимодействие разных формаций и цивилизаций в одном синхронном срезе, их параллельное и пересекающееся развитие, альтернативность ист. Выбора, приоритет личности в обществ, процессе и др.). В процессе перестройки содержания курсов И. Решалась задача помочь учащимся видеть И.

На всех уровнях. Местном, региональном, мировом.Учебники и учебные пособия по И. Первым печатным пособием по И. В России был «Синопсис» (-«Обозрение», составленным неизв. Автором в 1674. Выдержал ок. 30 изд.), к-рый содержал краткие сведения по рус. И укр. И. В 1-й пол. 18 в. Преподавание всеобщей И. Велось в осн. По иностр. Учебникам. В 1760 М. В. Ломоносовым был создан «Краткий Российский летописец с родословием», до кон. 18 в. Применявшийся в качестве шк. Учебника. С 1799 в нар. Уч-щах использовалась «Краткая Российская история» Ф. И. Янковича де Мириево (действовала до 40-х гг. 19 в.).В 40-х гг. 19 в. Преподавание И. В ср. Уч. Заведениях велось по след, учебникам. И. К. Кайданов, «Краткое начертание рус. Истории» (1834), «Начертание истории roc-ва Российского» (18344).

«Учебная книга по всеобщей истории» (1834). Н. Г. Уст рядов, «Начертание рус. Истории для ср. Уч. Заведений» (1839). С. Смарагдов «Краткое начертание всеобщей истории» (1845). «Руководство к познанию новой истории» (1844). Перегруженные большим кол-вом имён, названий, дат, эти учебники выражали религ.-монархич. Идеи и по содержанию во многом не соответствовали уровню рус. Ист. Науки того времени (работы М. П. Погодина, С. М. Соловьёва, Т. Н. Грановского и др.), передовой обществ, мысли. Однако если учёные-историки стремились раскрывать внутр. Связи ист. Событий, их взаимообусловленность, устанавливать объективные закономерности обществ, развития, то в учебниках факты и события излагались как цепь случайностей.В кон. 40-х — нач. 60-х гг. Были изданы учебники по всеобщей истории В.

Я. Шульгина, в к-рых автор стремился дать как можно меньше «голых чисел и безличных имён, побольше живых людей». Хрестоматии М. М. Стасюлевича, предложившего «реальный метод» преподавания И. На основе изучения учащимися ист. Документов.Длит, время (60-е гг. 19 — нач. 20 вв.) преподавание истории древнего мира, ср. Веков, новой и рус. И. Велось по учебникам Д. И. Иловайского, И. И. Белляр-минова, С. Е. Рождественского, К. В. Елпатьевского. Красочно излагая отд. Ист. Явления и события, авторы не раскрывали причинно-следств. Связи между ними. Одновременно в ср. Школе действовали «Уч. Книга рус. Истории» (1859) С. М. Соловьёва, выдержавшая 14 изд. И использовавшаяся в гимназиях в нач. 20 в., т. Н. Профессорские учебникиП. Г. Виноградова и Н. И. Кареева, явно перегруженные материалом по социологии, истории культуры и составленные без учёта возможностей учащихся, условий работы в ср.

Школе. Большой популярностью среди преподавателей пользовались «учительские» учебники К. А. Иванова, К. И. Добрынина и др., живо и интересно написанные. В нач. 20 в. Были изданы учебники по всеобщей истории Р. Ю. Виппера. В них широко освещались вопросы социально-экон. Жизни общества, социальных движений. Эти учебники не соответствовали программе МНП и были «допущены», но не «одобрены» к использованию в школе. Однако многие учителя предпочитали работать по ним.В 1899 опубликовано «Краткое пособие по рус. Истории» В. О. Ключевского в качестве «частного издания для слушателей автора». Оно было использовано учителями и для преподавания в гимназиях. Яркостью изложения богатого фактич. Материала отличались учебники С. Ф. Пла-тонова. «Учебник рус.

Истории для ср. Школы» (ч. 1—2, 1909—10), «Сокращённый курс рус. Истории для ср. Школы» (1914). Они давали последовательное освещение разл. Сторон ист. Процесса в русле монархич. Идеологии. М. Н. Ковален-ский пытался отойти не только от традиц. Содержания, но и от хронологически-биографич. Плана изложения. Его «Рус. История для ср. Школы» (ч. 1—2, 1907— 1913), совмещавшая в себе хрестоматию и учебник, была построена по принципу освещения отд. Проблем истории России. Были изданы также книги для чтения Е. А. Звягинцева и А. Бернашевского «Века и труд людей» и «Века и люди» (1912) и др.После 1917 в качестве пособий для учителей по рус. И. Рекомендовались. «Былое вокруг нас» Д. А. Жаринова и H. M. Никольского (1912. 2 изд., ч. 1—2, 1919— 1922). «Краткий курс рус.

Истории. Для двухклассных и высших нач. Училищ» (1918) и «Родиноведение и локализация в нар. Школе» (1919) Е. А. Звягинцева. Пособия О. В. Трахтенберга, А. И. Гу-ковского, В. Н. Вернадского и др. Популярной среди учителей была книга М. Н.Покровского «Рус. История в самом сжатом очерке» (ч. 1—3, 1920—23), написанная кратко, живым, общедоступным языком. Продолжали издаваться значительно переработанные по сравнению с дорев. Изданиями учебники и хрестоматии. Была подготовлена книга для чтения Коваленского «Вчера и завтра. Как и откуда взялась новая Красная Россия» (1930"), допущенная в качестве учебника для школ 1-й ступени. Своеобразной реакцией на комплексные программы по обществоведению были учебники H.A. Рож-кова по И. Труда (1925), Трахтенберга и Гуковского по И.

Фаз обществ, развития (1926) и др. В кон. 20-х гг. В практику школы вошли т. Н. Рабочие книги, составленные в соответствии с комплексной системой преподавания.В 1937 в результате конкурсного отбора издан «Краткий курс истории СССР» для 3—4-х кл. Нач. Школы, под ред. А. В. Шестакова. Учебник давал объяснение осн. Событий. Широко использовался в средних и в старших классах школы, в системе парт, и коме, политпросвещения.В кон. 30-х — нач. 40-х гг. Были изданы новые стабильные учебники. «История древнего мира» (5—6-й кл.) А. В. Мишулина (ред.). «История ср. Веков» (6—7-й кл.) Е. А. Косминско^о. «Новая история», ч. 1 (8-й кл.) А. В. Ефимова. «Новая история», ч. 2 (9-й кл.) И.С.Галкина, Л.И. Зубока, Ф. О. Ното-вича, В. М. Хвостова (ред.). «История СССР», ч. 1—3 (8—10-й кл.) К.

В. Ба-зилевича, С. В. Бахрушина, А. М. Панкратовой (ред.), А. В. Фохт. Большинство их переиздавалось с нек-рой переработкой до кон. 50-х —нач. 60-х гг. Учебники по отеч. И. Содержали сведения о народах нашей страны, что создавало благоприятные возможности для патриотич. И интернац. Воспитания учащихся.Недостатком учебников являлась перенасыщенность текста громоздким и зачастую непосильным для учащихся материалом. Мн. Сложные понятия вводились без объяснения, что затрудняло их усвоение. В учебниках отсутствовали ист. Документы, вопросы и задания к темам, иллюстрациям. На позиции авторов учебников, особенно по И. СССР, сказались тенденциозные подходы «Краткого курса истории ВКП(б)». Вплоть до 2-й пол. 50-х гг. Освещение гражд. И. В учебнике для 10-го кл.

Нередко подменялось переложением содержания этого курса.Несмотря на имевшиеся недостатки, учебники 40-х гг., аккумулируя достижения сов, историографии, учитывая метод. Опыт создания учебников И. В дорев. России, означали шаг вперёд по сравнению с предшествовавшими учебниками и уч. Пособиями, действовавшими в сов. Школе. Сказалось авторство крупных учёных-историков, специалистов по отд. Периодам всеобщей и отеч. Истории.В сер. 50-х гг. Вышли новые учебники по И. СССР для 4-го кл. (С. А. Алексеев, В. Г. Карцев), по И. Древнего мира (С. И. Ковалёв, Ф. П. Коровкин), по И. СССР для 8-го кл. (Л. П. Бущик). В нач. 60-х гг. Подготовлены уч. Пособия и учебники. Для 4-го кл. (Т. С. Голубевой и Л. С. Геллерштейна). Для 5-го кл. (Ф.П.Коровкина). Для 6-го кл. (Е.В.Аги-баловой и Г. М. Донского).

Для 7—8-го кл. (М. В. Нечкиной и И. И. Минца. А. В. Фадеева и Д. С. Карева), для 9—11-го кл. (И.И.Епифанова и И.А. Федосова. И.Б.Берхина, М.И. Беленького, М. П. Кима, A.B. Ефимова, В. М. Хвостова). В качестве пробных были изданы учебники по новейшей И. (И. М. Криво-гуза, Д.П.Прицкера, С. М.Стецкевича и коллектива авторов под ред.П.М. Кузь-мичёва и В. А. Орлова).С сер. 60-х гг. Ежегодно переиздавались уч. Пособия и учебники по И. СССР для 7-го кл. (М. В. Нечкина, П. С. Лейбен-груб), новейшей И. Для 9—10-го кл. (под ред. В. К. Фураева). С сер. 80-х гг. Обучение велось по учебникам отеч. И. Под ред. Б. А. Рыбакова (8-й кл.), И. А. Федосова (9-й кл.), под ред. Ю. С. Кукушкина (10—11-й кл.).Положит, оценку учителей и учащихся заслужили учебники для 5—7-го кл. Гос. Пр. СССР были удостоены в 1973 учебники по И. Древнего мира для 5-го кл.

И И. Ср. Веков для 6-го кл. (авторы Ф. П. Коровкин, Е. В. Агибалова, Г. М. Донской). По сравнению с предшествующим поколением учебников неск. Улучшились содержание и метод, оснащённость ряда учебников и для старшей ступени школы. В них помещены вопросы и задания, ист. Документы, справочные данные, нацеливающие уч-ся на самостоят, поиск и позволяющие учителю осуществлять принципы развивающего обучения. Однако они не были свободны от сложных и не раскрытых на фактич. Материале понятий, от малозначащих сведений, что создавало перегрузку учащихся, мешало усвоению осн. Содержания. В учебниках концентрированно отражались недостатки ист. Науки (конъюнктурный подход, перекраивание, переписывание отд. Страниц И., замалчивание отд. Фактов или возможных альтернатив и т.

П.).В кон. 80-х гг. Были подготовлены учебники. «Новая история», [ч. 1], под ред. А. Л. Нарочницкого и [ч. 2], под ред. И. М. Кривогуза. «История СССР» для 10-го кл. (авторы Ю. И. Кораблёв, И. А. Федосов, Ю. С. Борисов). Доработаны учебники «История СССР» для 10-го кл. (авторы В. Д. Есаков, Ю. С. Кукушкин, А. П. Ненароков), «Новейшая история» для 10-го и 11-го кл., под ред. В. К. Фураева. Излагаемый в них материал во многом освобождён от идеология, стереотипов, упрощённых схем. Тексты в значит, степени избавлены от одностороннего и тенденциозно-пропагандистского освещения, факты и оценки отд. Личностей излагаются с диалектич. Позиций. Однако с учётом изменений, происходящих в разд. Сферах жизни страны и во всём мире, освещение совр. Процессов в учебниках для выпускного класса остаётся серьёзной проблемой, привлекающей внимание общественности.

Решается задача разработки нового поколения учебников — альтернативных, параллельных, созданных на основе открытых конкурсов.В 1990—91 вышли учебники. «История СССР» для 11-го кл. (рук. Авторского коллектива В. П. Островский), «Новейшая история, 1917—1939» для 10-го кл., «Новейшая история, 1939—1990. Материалы к учебнику для 11-го кл. Ср. Школы», под ред. Проф. В. К. Фураева. Эти уч. Книги объединяет переосмысление прежних взглядов на мн. События новейшей истории с позиций совр. Ист. Мышления, преодоление классового подхода к интерпретации событий и фактов.В 1992 издан учебник «История.

Значения в других словарях
Исследовательский Институт Научной Педагогики Пpи 2-м Мгу

Крупнейший сов. Науч.-пед. Центр 2-й пол. 20-х гг. Созд. В 1926 для организации науч. Исследований в области нар. Образования, подготовки науч. Работников, распространения пед. Знаний. Включал отделы (1927). Общей педагогики (разработка проблем методологии педагогики, история и теория педагогики, изучение социологии пед. Процесса). Педологии и психологии. Методический (исследование проблем частных методик, создание экспериментальной методики и др.). Организации нар. Образования. Проф. Педагогики..

Исследовательский Метод Обучения

Организация поисковой, познават. Деятельности учащихся путём постановки учителем познават. И практич. Задач, требующих самостоят, творческого решения. Сущность И. М. Обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. Познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.Идеи И. М. Появились в педагогике в последней трети 19 в. Биолог А. Я. Г..

История Педагогики

Область науки, изучающая историч. Развитие образовательной практики и пед. Знания в их единстве, а также во взаимосвязи с совр. Проблемами образования и пед. Наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории психологии и др., И. П. Рассматривает ист.-пед. Процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса.В структуре ист. Пед. Процесса, охватывающего развитие как практики образования и воспитания, так и пед. Знания, выделяются соответственно две осн...

Италия

(Italia), Итальянская Республика (Repubblica Italiana), гос-во на юге Европы. Пл. 301,2 тыс. Км2. Нас. 57,5 млн. Чел. (1990). Офиц. Яз.— итальянский. Столица — Рим.История нар. Образования на терр. Совр. И. Уходит своими корнями в эпоху Рим. Империи (см. Античность). В кон. 5—8 вв. Христ. Школы при монастырях и соборах постепенно вытеснили римские. В 6—7 вв. Практически все монастыри открыли школы, в к-рых учились не только будущие монахи и священники, но и дети преим. Из семей высш. Сословий, н..

Дополнительный поиск История В Школе История В Школе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "История В Школе" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением История В Школе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 15 символа