Исследовательский Метод Обучения

189

Организация поисковой, познават. Деятельности учащихся путём постановки учителем познават. И практич. Задач, требующих самостоят, творческого решения. Сущность И. М. Обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами науч. Познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.Идеи И. М. Появились в педагогике в последней трети 19 в. Биолог А. Я. Герд, историк M. M. Стасюлевич в России, химик Р. Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественно-научным, иссле-доват.

Принципом, подходом и т. Д. Проникая в практику обучения, И. М. Способствовал ликвидации системы заучивания уч. Материала, формированию готовности к самостоят, умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлечённости учением, доставлял учащимся радость самостоят, поиска и открытия. Большую роль в пропаганде и внедрении И.м. В отеч. Пед. Практике сыграли Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, К. П.Ягодовский, филологи Н. Кульман, И. И. Срезневский и др. Однако отсутствие достаточной теоретич. Базы привело к одностороннему развитию И. М., признанию его подчас единственным универсальным методом обучения в 20-х гг. Мн. Ошибки проистекали от некритич. Применения метода проектов, комплексной системы обучения и др. Увлекаясь внеш. Активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялось внимания усвоению теории, формированию системы обобщённых понятий.

Крайние увлечения И. М. Были устранены в 1931—32,но, вопреки науч. Рекомендациям о целесообразности сохранения И. М., привели к замене его в практике школы методами информац. Изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся.В кон. 50-х гг. Усилилось внимание исследователей к активизации познават. Деятельности учащихся (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, M. H. Скаткин), в нач. 60-х гг. В условиях НТР и обществ, потребности в интеллектуальном потенциале идея И.м. Была восстановлена и получила дальнейшее развитие. При реализации И. М. У учащихся формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение задачи в знакомой ситуации, выявление новой функции и структуры объекта, самостоят, комбинирование из известных способов деятельности нового, альтернативный подход к поиску решения проблемы.

Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Это могут быть краткие текстовые задачи, вопросы, предполагающие наличие у учеников нек-рого исходного фонда знаний и умений. Исследование более или менее длит, характера в лаборатории, на шк. Гео- и биоплощадках, агроучастке и т. Д. Постановка задачи для ее решения на основе изложения учителя, текста учебника, доп. Лит-ры и т. Д. Важное значение И. М. Имеет в трудовом обучении. Большинство исследоват. Заданий в школе — небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех (или большинства) этапов исследования. Наблюдения и изучения фактов и явлений. Постановки задачи (выявления непонятных явлений, подлежащих исследованию).

Выдвижения гипотез. Построения и осуществления плана. Выявления связей изучаемого явления с другими. Решения, его объяснения и проверки. Выводов о возможном и необходимом применении полученных знаний. И. М. Способствует достижению оптимальных результатов обучения при построении в рамках уч. Предмета системы задач, при пропедевтич. Подготовке к их решению, обеспечении психол. Климата, благоприятствующего творчеству. Однако И. М. Не охватывает весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объём знаний только путём личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т. Д., поскольку самостоят, исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя. Для практич. Реализации И. М. В обучении необходимо разработать систему задач, к-рая должна включать осн.

Типы проблем, напр, по экон. Географии задачи определения взаимосвязей между элементами геогр. Среды и отраслями х-ва, влияния технико-экон. Особенностей произ-ва на принципы его размещения и др. Система задач должна включать важные и доступные для общего образования методы науки и рационализаторской деятельности. С точки зрения методики уч. Предмета система задач должна быть построена с учётом таких признаков, как содержание, способы решения, повторяемость типов, их сочетаний и связь с предметным содержанием, доступность для данного возраста. Формы заданий при И. М. Обучения различны. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определённый срок.

При затруднениях в выполнении исследоват. Заданий учащимся оказывается помощь, но так, чтобы проблемность задачи сохранялась. Напр., введением доп. Данных сужают поле поиска решения, дают сходную, но более лёгкую задачу, членят трудную задачу на 2—3 подзадачи и т. Д. Все подобные виды помощи в решении задач преобразуют И. М. В эвристический метод (частично-поисковый). Самостоят, решение задач предполагает формирование у учащихся таких поисковых навыков, как соотнесение данных условия задачи и каждого шага поиска между собой и с вопросом задачи, доказательность каждого суждения и операции, проверка полноты и достаточности доказательства и решения, соотнесение результата решения с вопросом задачи. Важную роль в применении И.

М. Играет индивидуализация обучения путём регулирования сложности и типов задач.И. М. Применим на всех ступенях обучения с учётом возрастных возможностей и подготовки учащихся. В гуманитарных предметах И. М. Применяется в трёх направлениях. Включение элементов поиска во все задания учащихся (работа над док-тами, картами, статистич. Таблицами, анализ худож. Произведений, участие в археологич. Раскопках и т. Д.). Раскрытие учителем познават. Процесса, осуществляемого при доказательстве того или иного положения, организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоя. Поиске, анализе, обобщении фактов). При обучении естеств.

Наукам И. М. Реализуется через систему экспе-рим. Работ, для к-рой характерно, с одной стороны, постепенное усложнение содержания познават. Задач, с другой — увеличение степени самостоятельности учащихся в их решении. Первые, посильные для учащихся элементы исследования, как правило, связаны с наблюдениями разл. Явлений, растительных и животных организмов с целью установления нек-рых фактов, необходимых для пер-вонач. Обобщений. Более сложные иссле-доват. Работы предполагают решение познават. Задач путём постановки и проведения опытов, сопровождаемых выдвижением гипотез.Лит. Райков Б. Е., Исследоват. Метод в пед. Работе, Л., 1924. Его же, Пути и методы натуралистич. Просвещения, М., 1960. Связь обучения в восьмилетней школе с жизнью, под ред.

Э. И. Моносзона и M. H. Скаткина, М., 1962, гл. 5. Напольно-в а Т. В., Познават. Задачи в обучении рус. Языку, М., 1968. Иванкова Н. В., Исследоват. Метод в обучении, Ростов н/Д., 1969. Познават. Задачи в обучении гуманитарным наукам, под ред. И. Я. Лернера, М., 1972. Лернер И. Я., Дидактич. Основы методов обучения, М., 1981. Дидактика ср. Школы, под ред. М. Н. Скаткина, M., 19822, гл. 5. И. Я. Лернер..

Значения в других словарях
Исследование В Педагогике

Процесс и результат науч. Деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации уч.-воспитат. Работы, её содержании, принципах, методах и организац. Формах. Пед. И. Основывается на фактах, допускающих их эмпирич. Проверку, характеризуется целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на разработанную теорию, строи..

Исследовательский Институт Научной Педагогики Пpи 2-м Мгу

Крупнейший сов. Науч.-пед. Центр 2-й пол. 20-х гг. Созд. В 1926 для организации науч. Исследований в области нар. Образования, подготовки науч. Работников, распространения пед. Знаний. Включал отделы (1927). Общей педагогики (разработка проблем методологии педагогики, история и теория педагогики, изучение социологии пед. Процесса). Педологии и психологии. Методический (исследование проблем частных методик, создание экспериментальной методики и др.). Организации нар. Образования. Проф. Педагогики..

История В Школе

Уч. Предмет, содержание к-рого составляют основы ист. Знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. Жизненных ситуациях. Среди др. Гуманитарных предметов И. Занимает одно из ведущих мест в формировании сознания личности, её гражд. И поли г. Культуры. Изучение И. Создаёт необходимый фундамент для диалектич. Понимания учащимися причин и особенностей развития общества. Способствует применению принципа историзма в освоении др. Уч. Дисциплин..

История Педагогики

Область науки, изучающая историч. Развитие образовательной практики и пед. Знания в их единстве, а также во взаимосвязи с совр. Проблемами образования и пед. Наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории психологии и др., И. П. Рассматривает ист.-пед. Процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса.В структуре ист. Пед. Процесса, охватывающего развитие как практики образования и воспитания, так и пед. Знания, выделяются соответственно две осн...

Дополнительный поиск Исследовательский Метод Обучения Исследовательский Метод Обучения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Исследовательский Метод Обучения" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Исследовательский Метод Обучения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 32 символа