Кризисы Возрастные
(от греч. Krisis — переломный момент, исход), условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В дет. Психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. Развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом мн. Исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л. С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в к-рой рассматривал возрастное развитие как диалектич. Процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с К. В. Психич. Развитие осуществляется посредством смены т. Н. Стабильных и критич. Возрастов (см. Возраст). В рамках стабильного возраста вызревают пси-хич.
Новообразования, к-рые актуализируются в К. В. Выготский описал след. К. В. Кризис новорождённое™ — отделяет эмбриональный период развития от младенч. Возраста. Кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства. Кризис 3 лет — переход к дошк. Возрасту. Кризис 7 лет — соединит, звено между дошк. И шк. Возрастом. Кризис 13 лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребёнка — возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. К. В. — закономерные и необходимые этапы развития ребёнка. Т. О., понятие «кризис» в данном контексте не несёт негативной окраски. Однако нередко К. В. Сопровождаются проявлениями отри-цат.
Черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. П.). Источник этого явления — противоречие между возросшими физич. И духовными возможностями ребёнка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приёмами пед. Воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В шк. Возрасте в рамках К. В. У детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к уч. Занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания К. В. Оказывают влияние индивидуальные особенности ребёнка.Яркую негативную окраску имеет, напр., кризис 3 лет, когда прежде послушный ребёнок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.Негативные проявления К.
В. Не являются неизбежными. Гибкая смена воспи-тат. Воздействий, учёт происходящих с ребёнком перемен могут значительно смягчить протекание К. В.Лит. Выготский Л. С., Проблема возраста, в кн. Собр. Соч., т. 4, М., 1984. См. Также лит. При ст. Возраст.М. А. Степанова..
Дополнительный поиск Кризисы Возрастные
На нашем сайте Вы найдете значение "Кризисы Возрастные" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кризисы Возрастные, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 18 символа