Крупская Надежда Константиновна
[14(26).2.1869, Петербург, — 27.2.1939, Москва], гос. И парт, деятель, теоретик и организатор сов. Педагогики и системы нар. Образования, дер пед. Наук (1936), поч. Ч. АН СССР (1931). Окончила жен. Гимназию кн. A. A. Оболенской с золотой медалью (1886), а затем пед. Класс при ней. Поступила на Бестужевские курсы (1889), к-рые оставила через полгода. Проработала 5 лет в Смоленской воск-ресно-вечерней школе для рабочих в Петербурге. В 1901 написала статьи «Обществ, сторона пед. Вопросов» и «Школа и жизнь».По окончании ссылки (1901) уехала за границу.В эмиграции изучала заруб, и отеч. Лит-ру по вопросам теории и истории педагогики, пед. Психологии, организации и состояния нар. Образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции, Швейцарии и опыт уч.
Заведений. Выступала со статьями (1909—17) в пед. Журналах «Свободное воспитание и свободная школа», «Русская школа», «Просвещение». В обобщающей работе «Нар. Образование и демократия» (изданной в 1917 и в течение 10 лет остававшейся единственным сов. Пособием по истории школы и педагогики, написанным с марксистских позиций) впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала ист. Корни трудовой школы и совр. Подходы к трудовому воспитанию учащихся, высоко оценила амер. Систему образования и пед. Идеи нем. Социал-демократов. Однако в анализе К. Деятельности Г. Кершенштейнера и нек-рых др. Педагогов проявилась гипертрофия значения классового подхода, были проигнорированы позитивные пед. Процессы в России 1913—17.После возвращения в Россию (апр.
1917) занималась созданием организации пролетарской молодёжи, составила проект Устава союза рабочей молодёжи.С нояб. 1917 работала в Наркомпросе. Была зам. Наркома, пред. Главполитпро-света (1920—30), пред, науч.-пед. Секции ГУСа (1921—31).В 1917—20 участвовала в создании системы нар. Просвещения и разработке основополагающих док-тов. «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы» (1918). Отстаивала идеи отеч. Педагогов о демократизации управления нар. Образованием (выборность учителей, передача дела просвещения органам самоуправления) и предложила создать Советы по нар. Образованию для привлечения общественности к делу нар. Образования. По мнению К., последоват. Демократизация должна вести к гуманизации шк.
Жизни, ориентации на интересы и потребности общества и личности, к полному раскрепощению школы. Она отказалась от принципа «автономии школы» и развивала идею школы как гос.-обществ, учреждения, считая, что воспитание и развитие личности должно направляться гос-вом при самом активном участии трудящихся. В условиях Гражд. Войны эти требования не были реализованы.В 20-е гг. К. Привлекла к науч. Деятельности педагогов П. П. Б донского, Н. Н. Иорданского, Н. В. Чехова, С. Т. Шацкого и др. Созданная под её руководством науч.-пед. Секция ГУСа стала теоретич. Центром сов. Школы и педагогики.К. Особо подчёркивала роль школы как центра воспитат. Работы с населением по повышению его общей культуры. Она определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина.
Не отрицая важную роль свободного проявления личностью своей индивидуальности, считала, что личностное начало призвано отражать в себе принципы и нормы обществ, устройства.Под общим руководством К. Коллективом науч.-пед. Секции ГУСа были разработаны программы, позволившие сов. Школе уже к нач. 30-х гг. Обеспечить широкий обществ.-полит, кругозор и общее развитие учащихся. Шк. Образование рассматривалось как единая система знаний, умений и навыков, тесно связанных с потребностями социально-полит, и культурного развития страны. При активном участии К. Были проведены в 20-х — нач. 30-х гг. Многочисл. Пед. Съезды, конференции, совещания. Редактировала пед. Журн. «На путях к новой школе» (1922- 1933), публиковалась в «Нар. Просвещении», «Нар.
Учителе», «Внешкольнике» и др. Изданиях. В 1931—35 возглавляла Об-во педагогов-марксистов. Выступления К. Отличались принципиальной постановкой вопроса, популярностью и доходчивостью. Статьи К., посвящённые взглядам В. И. Ленина на просвещение, положили начало пед. Лениниане.Изучая проблемы шк. Образования на рубеже 20—30-х гг., в политехнизме видела целостную систему, включающую в себя изучение науч. Основ произ-ва, организацию труда, выработку умений и навыков работы с орудиями труда и воспитание черт и качеств, соответствующих потребностям индустриального производства.С особым вниманием К. Относилась к разработке теоретич. Основ деятельности дет. И юношеских орг-ций. В брошюре «РКСМ ибойскаутизм» (1922) показала позитивные стороны методики скаути-нга и возможности её использования дет.
Коммунистич. Группами. В 1-й пол. 20-х гг. Определила важнейшие принципы построения пионерской орг-ции. Пионеры, проявляя себя в творчестве, общественно полезном труде, в обществ, активности, стремятся изменить жизнь к лучшему. Атмосфера романтики, игры стимулирует эмоциональную сферу их деятельности.С К. Связано становление теории и практики дошк. Воспитания. Семью рассматривала как первичную ячейку общества, воспитывающую будущих граждан. К важным пед. Принципам образования взрослых К. Относила единство и взаимосвязь воспитат. Влияний, выражавшиеся в систематичности, непрерывности, планомерности, всесторонности развития. Взаимодействие всех средств воспитат. Воздействия.В подготовке учителя К. Считала основным связь пед. Теории и практики, ориентацию на политехн.
Обучение и трудовое воспитание учащихся.Мировоззрению К. В 20-е гг. Были свойственны переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых интересов над демократическими и общечеловеческими в оценке пед. Явлений, нетерпимость к пед. Инакомыслию и расхождению с марксистской идеологией. В нач. 30-х гг. К. Пыталась противодействовать адм.-командной системе, бороться с разжиганием классовой борьбы в уч. Заведениях, выступала против исключения из школ детей, родители к-рых были репрессированы. В 1-й пол. 30-х гг. Руководство партии начало кампанию по вытеснению К. Из Наркомпроса. К. Была вынуждена ограничиться разработкой вопросов библиотечного дела. Во 2-й пол. 30-х гг. Продолжала пропагандировать ленинское наследие в области нар.
Образования как противовес сталинизму. Обращалась с письмами в ЦК партии (1936- 1939), в к-рых выступала против ослабления трудового воспитания и общественно полезной работы учащихся. Пед. Наследие К. Не изучено в полной мере.Соч. Пед. Соч., т. 1—11, М., 1957—63. Пед. Соч., т. 1—6, М., 1978—80.Лит. Руднева Е. И., Пед. Система Н. К. Крупской, М., 1968. Пед. Взгляды и деятельность Н. К. Крупской, под ред. Н. К. Гончаровой, М., 1969. Л и т в и н о в С. А., Н. К. Крупская. Жизнь, деятельность, пед. Идеи, К., 1970. О Н. Крупской. Воспоминания, очерки, статьи современников, М., 1988. Н. К. Крупская. Библиография трудов и лит-ры о жизни и деятельности, [кн. 1—2], М., 1969—73. М. В. Богуславский..
Дополнительный поиск Крупская Надежда Константиновна
На нашем сайте Вы найдете значение "Крупская Надежда Константиновна" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Крупская Надежда Константиновна, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 31 символа