Крупская Надежда Константиновна

102

[14(26).2.1869, Петербург, — 27.2.1939, Москва], гос. И парт, деятель, теоретик и организатор сов. Педагогики и системы нар. Образования, дер пед. Наук (1936), поч. Ч. АН СССР (1931). Окончила жен. Гимназию кн. A. A. Оболенской с золотой медалью (1886), а затем пед. Класс при ней. Поступила на Бестужевские курсы (1889), к-рые оставила через полгода. Проработала 5 лет в Смоленской воск-ресно-вечерней школе для рабочих в Петербурге. В 1901 написала статьи «Обществ, сторона пед. Вопросов» и «Школа и жизнь».По окончании ссылки (1901) уехала за границу.В эмиграции изучала заруб, и отеч. Лит-ру по вопросам теории и истории педагогики, пед. Психологии, организации и состояния нар. Образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции, Швейцарии и опыт уч.

Заведений. Выступала со статьями (1909—17) в пед. Журналах «Свободное воспитание и свободная школа», «Русская школа», «Просвещение». В обобщающей работе «Нар. Образование и демократия» (изданной в 1917 и в течение 10 лет остававшейся единственным сов. Пособием по истории школы и педагогики, написанным с марксистских позиций) впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала ист. Корни трудовой школы и совр. Подходы к трудовому воспитанию учащихся, высоко оценила амер. Систему образования и пед. Идеи нем. Социал-демократов. Однако в анализе К. Деятельности Г. Кершенштейнера и нек-рых др. Педагогов проявилась гипертрофия значения классового подхода, были проигнорированы позитивные пед. Процессы в России 1913—17.После возвращения в Россию (апр.

1917) занималась созданием организации пролетарской молодёжи, составила проект Устава союза рабочей молодёжи.С нояб. 1917 работала в Наркомпросе. Была зам. Наркома, пред. Главполитпро-света (1920—30), пред, науч.-пед. Секции ГУСа (1921—31).В 1917—20 участвовала в создании системы нар. Просвещения и разработке основополагающих док-тов. «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы» (1918). Отстаивала идеи отеч. Педагогов о демократизации управления нар. Образованием (выборность учителей, передача дела просвещения органам самоуправления) и предложила создать Советы по нар. Образованию для привлечения общественности к делу нар. Образования. По мнению К., последоват. Демократизация должна вести к гуманизации шк.

Жизни, ориентации на интересы и потребности общества и личности, к полному раскрепощению школы. Она отказалась от принципа «автономии школы» и развивала идею школы как гос.-обществ, учреждения, считая, что воспитание и развитие личности должно направляться гос-вом при самом активном участии трудящихся. В условиях Гражд. Войны эти требования не были реализованы.В 20-е гг. К. Привлекла к науч. Деятельности педагогов П. П. Б донского, Н. Н. Иорданского, Н. В. Чехова, С. Т. Шацкого и др. Созданная под её руководством науч.-пед. Секция ГУСа стала теоретич. Центром сов. Школы и педагогики.К. Особо подчёркивала роль школы как центра воспитат. Работы с населением по повышению его общей культуры. Она определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина.

Не отрицая важную роль свободного проявления личностью своей индивидуальности, считала, что личностное начало призвано отражать в себе принципы и нормы обществ, устройства.Под общим руководством К. Коллективом науч.-пед. Секции ГУСа были разработаны программы, позволившие сов. Школе уже к нач. 30-х гг. Обеспечить широкий обществ.-полит, кругозор и общее развитие учащихся. Шк. Образование рассматривалось как единая система знаний, умений и навыков, тесно связанных с потребностями социально-полит, и культурного развития страны. При активном участии К. Были проведены в 20-х — нач. 30-х гг. Многочисл. Пед. Съезды, конференции, совещания. Редактировала пед. Журн. «На путях к новой школе» (1922- 1933), публиковалась в «Нар. Просвещении», «Нар.

Учителе», «Внешкольнике» и др. Изданиях. В 1931—35 возглавляла Об-во педагогов-марксистов. Выступления К. Отличались принципиальной постановкой вопроса, популярностью и доходчивостью. Статьи К., посвящённые взглядам В. И. Ленина на просвещение, положили начало пед. Лениниане.Изучая проблемы шк. Образования на рубеже 20—30-х гг., в политехнизме видела целостную систему, включающую в себя изучение науч. Основ произ-ва, организацию труда, выработку умений и навыков работы с орудиями труда и воспитание черт и качеств, соответствующих потребностям индустриального производства.С особым вниманием К. Относилась к разработке теоретич. Основ деятельности дет. И юношеских орг-ций. В брошюре «РКСМ ибойскаутизм» (1922) показала позитивные стороны методики скаути-нга и возможности её использования дет.

Коммунистич. Группами. В 1-й пол. 20-х гг. Определила важнейшие принципы построения пионерской орг-ции. Пионеры, проявляя себя в творчестве, общественно полезном труде, в обществ, активности, стремятся изменить жизнь к лучшему. Атмосфера романтики, игры стимулирует эмоциональную сферу их деятельности.С К. Связано становление теории и практики дошк. Воспитания. Семью рассматривала как первичную ячейку общества, воспитывающую будущих граждан. К важным пед. Принципам образования взрослых К. Относила единство и взаимосвязь воспитат. Влияний, выражавшиеся в систематичности, непрерывности, планомерности, всесторонности развития. Взаимодействие всех средств воспитат. Воздействия.В подготовке учителя К. Считала основным связь пед. Теории и практики, ориентацию на политехн.

Обучение и трудовое воспитание учащихся.Мировоззрению К. В 20-е гг. Были свойственны переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых интересов над демократическими и общечеловеческими в оценке пед. Явлений, нетерпимость к пед. Инакомыслию и расхождению с марксистской идеологией. В нач. 30-х гг. К. Пыталась противодействовать адм.-командной системе, бороться с разжиганием классовой борьбы в уч. Заведениях, выступала против исключения из школ детей, родители к-рых были репрессированы. В 1-й пол. 30-х гг. Руководство партии начало кампанию по вытеснению К. Из Наркомпроса. К. Была вынуждена ограничиться разработкой вопросов библиотечного дела. Во 2-й пол. 30-х гг. Продолжала пропагандировать ленинское наследие в области нар.

Образования как противовес сталинизму. Обращалась с письмами в ЦК партии (1936- 1939), в к-рых выступала против ослабления трудового воспитания и общественно полезной работы учащихся. Пед. Наследие К. Не изучено в полной мере.Соч. Пед. Соч., т. 1—11, М., 1957—63. Пед. Соч., т. 1—6, М., 1978—80.Лит. Руднева Е. И., Пед. Система Н. К. Крупской, М., 1968. Пед. Взгляды и деятельность Н. К. Крупской, под ред. Н. К. Гончаровой, М., 1969. Л и т в и н о в С. А., Н. К. Крупская. Жизнь, деятельность, пед. Идеи, К., 1970. О Н. Крупской. Воспоминания, очерки, статьи современников, М., 1988. Н. К. Крупская. Библиография трудов и лит-ры о жизни и деятельности, [кн. 1—2], М., 1969—73. М. В. Богуславский..

Значения в других словарях
Крупская Надежда Константиновна

Крупская (Ульянова) Надежда Константиновна [14(26).2.1869, Петербург, ≈ 27.2.1939, Москва], участница революционного движения, советский государственный и партийный деятель, один из создателей советской системы народного образования, доктор педагогических наук (1936), почётный член АН СССР (1931). Член Коммунистической партии с 1898. Родилась в семье демократически настроенного офицера. Будучи слушательницей Высших женских курсов в Петербурге, с 1890 входила в марксистские студенческие кружки. В..

Крупская Надежда Константиновна

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869-1939) - политический деятель, почетный член АН СССР (1931). Жена В. И. Ленина. Член Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". С 1917 член коллегии, с 1929 заместитель наркома просвещения РСФСР. С 1920 председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. Член ЦКК с 1924, член ЦК партии с 1927. Труды по педагогике, истории КПСС.. ..

Крупская Надежда Константиновна

(1869—1939), партийный и государственный деятель, почетный член АН СССР (1931), доктор педагогических наук (1936). Жена и ближайший помощник В. И. Ленина. Член Коммунистической партии с 1898. Род. В Петербурге. Училась в Литейной женской гимназии (улица Некрасова, 15. Внутри здания — мемориальная доска) и на Бестужевских курсах. В 1891—96 преподаватель Смоленской вечерне-воскресной школы для рабочих (ныне проспект Обуховской Обороны, 107/2. Мемориальная доска). Вела революционную пропаганду ср..

Крупская Надежда Константиновна

(1869-1939 гг.) - член Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса", секретарь газет "Искра", "Вперед", "Пролетарий", "Социал-демократ". Участница революций 1905-1907 гг. (секретарь ЦК РСДРП) и Октябрьской 1917 г. (член Выборгского райкома Петрограда). С 1917 г. Член коллегии, с 1929 г. Заместитель наркома просвещения. В 20-30 гг. Работала в системе партийных и государственных органов. Имела научные труды по педагогике и истории партии. Жена В.И. Ленина.. ..

Кружковая Работа

Деятельность самодеятельных объединений учащихся. Форма внеурочной работы и внешкольной работы. Задачи К. Р. — углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Разнообразные кружки и клубы учащихся создаются в общеобразо-ват. Школах, проф.-тех. Уч-щах и др. Уч. Заведениях, во внешк. Учреждениях, по месту жительства.Кружки условно подразделяются на группы. Предметные (по уч..

Крупенина Мария Васильевна

[26.10(7.11).1892, Бологое, — 18.12.1950, г. Петропавловск Сев.-Казахстанской обл.], педагог, проф. Училась в Психо-неврологич. Ин-те. Окончила Бестужевские высш. Жен. Курсы в Петербурге. Работала в системе кооперации в Вятке и Петрогр. Губ. (1916—19). С 1919 заведовала дет. Домом (под Москвой), отделом дет. Домов Моск. ОНО, кабинетом Центр, бюро юных пионеров (1922). Активна участвовала в создании (1922) и затем руководила совм. С В. Н. Шульгиным Ин-том методов шк. Работы (с 1926, в 1927—31 зам..

Крючков Сергей Ефимович

[10(22).1. 1897, Москва, — 25.6.1969, там же], филолог, языковед, методист. В 1915 окончил Поливановскую учительскую семинарию, в 1921 — Воен.-пед. Ин-т в Москве. В 20-е гг. Работал в школах и др. Уч. Заведениях Москвы и области, с 1932 в пед. Вузах. С 1933 преподаватель МГПИ им. В. И. Ленина (с 1954 проф.).Занимаясь в основном изучением совр. Синтаксиса, К. Продолжил традиции отеч. Языкознания (А. А. Шахматова, В. А. Бо-городицкого, Н. С. Поспелова). Совместно с Л. Ю. Максимовым создал классифи..

Куба

(Cuba), Республика К у-б а, гос-во в Вест-Индии, включает острова. Куба, Хувентуд и ок. 1600 мелких.Пл. 110,9 тыс. Км2. Нас. 10,6 млн. Чел. (1989). Офиц. Яз. — испанский. Столица — г. Гавана.Первые монастырские школы для исп. Переселенцев были открыты во 2-й пол. 16 в., светские — в сер. 17 в. В нач. 18 в. Было создано неск. Привилегиров. Уч. Заведений, где преподавали грамматику, теологию, философию и латынь, в кон. 18 в. — уч. Заведения для бедноты, где обучали чтению, письму, счёту. Основател..

Дополнительный поиск Крупская Надежда Константиновна Крупская Надежда Константиновна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Крупская Надежда Константиновна" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Крупская Надежда Константиновна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 31 символа