Крупенина Мария Васильевна

259

[26.10(7.11).1892, Бологое, — 18.12.1950, г. Петропавловск Сев.-Казахстанской обл.], педагог, проф. Училась в Психо-неврологич. Ин-те. Окончила Бестужевские высш. Жен. Курсы в Петербурге. Работала в системе кооперации в Вятке и Петрогр. Губ. (1916—19). С 1919 заведовала дет. Домом (под Москвой), отделом дет. Домов Моск. ОНО, кабинетом Центр, бюро юных пионеров (1922). Активна участвовала в создании (1922) и затем руководила совм. С В. Н. Шульгиным Ин-том методов шк. Работы (с 1926, в 1927—31 зам. Директора). Одновременно в 1922—31 работала в науч.-пед. Секции ГУСа, преподавала в АКБ, 2-м МГУ и МОПИ. В 1931—32 возглавляла опытно-показат. Школу им. П. Н. Лепешинского, в 1932—33 проф. Во ВКИПе, зав. Кафедрой МОПИ (1933—35) и Томского пед. Ин-та (1935—37).Разрабатывала вопросы истории и теории педагогики, в т.

Ч. Проблемы связи школы с жизнью, обучения с общественно полезным трудом, внешк. Образования, шк. Самоуправления и дет. Коммунистич. Движения [автор статей «Дет. Коммунистич. Движение, его сущность и задачи» и «Коммунистич. Дет. Движение и школа» в Пед. Энциклопедии, под ред. А. Г. Калашникова, т. 2 (1928)]. Исследовала соотношения «организованного» и «неорганизованного» процессов воспитания, влияния социальной среды на формирование личности учащихся. Совм. С Шульгиным создала оригинальную концепцию взаимодействия школы и среды. Её осн. Компоненты. Изучение окружающих школу сфер семьи, улицы, произ-ва и т. Д. Механизмы включения коллектива школы в жизнь среды с целью её совершенствования, что, по замыслу К., должно способствовать повышению воспитат.

Потенциала среды. К субъектам воспитат. Воздействия К. Относила школу, дет. Сад, семью, предприятия, культ.-просвет, учреждения и т. Д. Апробировала эти идеи, руководя Станцией социалистич. Воспитания Трёх-горной мануфактуры.В кон. 20-х гг. К. Вместе с Шульгиным выступила за более глубокое осмысление предмета педагогики, против огранич. Понимания педагогики только как теории воспитания в дошк. Учреждении и школе. Обосновала необходимость разработки частных педагогик — партийной, профсоюзной, военной.Пед. Воззрениям К. И Шульгина свойственно нек-рое принижение роли школы в системе др. Социальных институтов образования и воспитания. Излишне прямолинейно трактуя тезис К. Маркса об отмирании гос-ва в коммунистич. Обществе, они выдвинули теорию «отмирания школы», вызвавшую большую полемику в пед.

Кругах. К. И Шульгин имели в виду лишь переход от традиц. «школы учёбы», по их мнению, непригодной для решения воспитат. Задач в новых условиях, к «школе труда», тесно связанной с окружающей жизнью. Придавая важнейшую роль в обучении и воспитании общественно полезному труду школьников, К. Переоценивала его роль при обосновании необходимости нового типа уч. Заведения — «школы-производства». Проблемы политехнизации школы К. Связывала с усилением обществ.-полит, воспитания, с новым подходом к содержанию и организации уч. Процесса, к уч. Лит-ре, к-рая, по её мнению, должна иметь чётко выраженную практич. Направленность, отражать взаимодействие со средой, основываться на краеведч. Материале.Взгляды К. (в особенности недооценка общего образования) в 20—30-е гг.

Вызвали жёсткую критику, мн. Педагоги опасались, что такие подходы могут привести к снижению образоват. Уровня, противопоставлению задач обучения и воспитания. Исследования среды в 30-е гг. Были прерваны с отстранением К. И Шульгина от руководства Ин-том марксистско-ленинской педагогики и последующим его расформированием (1931). В 1938 необоснованно репрессирована. В 1949—50 после освобождения из мест заключения работала учителем в Сев.-Казахстанской обл., зав. Метод, кабинетом Петропавловского облоно. Реабилитирована посмертно в 1955.Соч. Пионеры и школа, М., 1924. От школы учебы к школе общественно полезного труда, М., 1927 (ред.). В борьбе за марксистскую педагогику, М., 1929 (совм. С В. Н. Шульгиным). Педагогика среды и методы ее изучения, М., 1930 (ред.).

К вопросу о системе нар. Образования в индустриальных районах. Педагогика переходной эпохи, М., 1930.Лит. II ч с л о в а М., М. В. Крупенина, НО, 1965, №1. Вендровская Р. Б., М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин. О взаимодействии школы и среды, СП, 1990, № 2. Пичурин Л., «Собрание постановило исключить», НО, 1990, № 11. М — В. Богуславский..

Значения в других словарях
Кроче (Сгосе) Бенедетто

[25.2.1866, Пескассероли, близ г. Л'Акуила, — 20.11. 1952, Неаполь], итал. Философ-неогегельянец, историк, критик и публицист, полит, деятель, проф. Неаполитанского ун-та в 1902—20, мин. Нар. Образования Италии в 1920—21. В трудах разнообразного характера утверждал определённую концепцию образования и воспитания, вытекавшую из его системы «абс. Историзма». Система эта построена на понимании ист. Процесса как всецело духовной активности развёртывания «свободы и разума». Достижению идеала свободы ..

Кружковая Работа

Деятельность самодеятельных объединений учащихся. Форма внеурочной работы и внешкольной работы. Задачи К. Р. — углублять знания школьников, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду, организовывать досуг и отдых. Разнообразные кружки и клубы учащихся создаются в общеобразо-ват. Школах, проф.-тех. Уч-щах и др. Уч. Заведениях, во внешк. Учреждениях, по месту жительства.Кружки условно подразделяются на группы. Предметные (по уч..

Крупская Надежда Константиновна

[14(26).2.1869, Петербург, — 27.2.1939, Москва], гос. И парт, деятель, теоретик и организатор сов. Педагогики и системы нар. Образования, дер пед. Наук (1936), поч. Ч. АН СССР (1931). Окончила жен. Гимназию кн. A. A. Оболенской с золотой медалью (1886), а затем пед. Класс при ней. Поступила на Бестужевские курсы (1889), к-рые оставила через полгода. Проработала 5 лет в Смоленской воск-ресно-вечерней школе для рабочих в Петербурге. В 1901 написала статьи «Обществ, сторона пед. Вопросов» и «Школа ..

Крючков Сергей Ефимович

[10(22).1. 1897, Москва, — 25.6.1969, там же], филолог, языковед, методист. В 1915 окончил Поливановскую учительскую семинарию, в 1921 — Воен.-пед. Ин-т в Москве. В 20-е гг. Работал в школах и др. Уч. Заведениях Москвы и области, с 1932 в пед. Вузах. С 1933 преподаватель МГПИ им. В. И. Ленина (с 1954 проф.).Занимаясь в основном изучением совр. Синтаксиса, К. Продолжил традиции отеч. Языкознания (А. А. Шахматова, В. А. Бо-городицкого, Н. С. Поспелова). Совместно с Л. Ю. Максимовым создал классифи..

Дополнительный поиск Крупенина Мария Васильевна Крупенина Мария Васильевна

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Крупенина Мария Васильевна" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Крупенина Мария Васильевна, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 26 символа