Культура Речи

219

Владение нормами устного и письменного лит. Языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразит, языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.Нормативность речи включает в себя также такие качества, как точность, ясность, чистота. Критерий точности речи — её соответствие мыслям говорящего и пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания. Критерий ясности речи — её доходчивость и доступность для тех, кому она адресована. Критерий чистоты речи — исключение нелитературных элементов (диалектных слов, просторечной лексики, проф. Жаргонизмов), уместность использования в ней определённых средств в конкретной ситуации речевого общения и т.

Д. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматич. Конструкций, худож. Выразительностью, логич. Стройностью. Правильность речи воспитывается в процессе обучения языку.Эти качества речи предполагают достаточно высокий уровень общей культуры человека, развитую культуру мышления, сознательную любовь к языку. Показателем речевой культуры выступает владение лит. Языком, в к-ром закрепляются и накапливаются культурные традиции народа.Первые навыки речевого общения дети усваивают в семье, в дошк. Учреждениях, но систематич., организованное обучение речи начинается в школе (см. Развитие речи). Изучение грамматики является той основой, на к-рой строится наука о языке в школе. Занятия грамматикой сопровождаются разнообразной словарной работой, способствующей не только языковому развитию учащихся, но и развитию их мышления, обогащению новыми понятиями и представлениями.

Важное значение для повышения К. Р. Имеют письменные работы по языку (диктант, изложение, сочинение), стилистич. Упражнения, занятия в лингвистич. И лит. Кружках.Наряду с занятиями языком ведущую роль в развитии К. Р. Играет шк. Курс лит-ры (см. Литература в школе), а также внеклассное чтение и внеклассная работа по лит-ре. Знакомясь в школе с литературно нормированной речью, учащиеся постепенно переходят от пассивного её восприятия к активному использованию, совершенствуют свою речь. Здесь на помощь школе и семье приходят книги, журналы, кино, т-р, радиовещание, телевидение.Лит. Розенталь Д. Э., Культура речи, M., 19643. Вопросы культуры речи. Сб., в. 1—8, М., 1955—67. Актуальные проблемы культуры речи, под ред. В. К. Костомарова и Л.

И. Скворцова, М., 1970. Ожегов С. И., Лексикология. Лексикография. Культура речи, М., 1974. Львов М. Р., Тенденции развития речи учащихся, в. 1 — 2, М., 1978 — 79. Речь. Речь. Речь, M., 19902. Аванесов Р. И., Рус. Лит. Произношение, М., 1984..

Значения в других словарях
Культура речи

степень соответствия речи нормам литературного языка (см. Норма языковая). Область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры. Развитие К. Р. Как самостоятельной лингвистической дисциплины связано с развитием русского языкознания в советскую эпоху. Идея сознательного регулирования языковых процессов, идущая от И. А. Бодуэна де Куртенэ (См. Бодуэн де Куртенэ), получ..

Культура Речи

КУЛЬТУРА РЕЧИ - соответствие индивидуальной речи нормам данного языка (см. Норма языковая), умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка.. ..

Культура Речи

КУЛЬТУРА РЕЧИ, соответствие индивидуальной речи нормам данного языка (смотри Норма> языковая). Раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка.. ..

Культура речи

1) Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей (точка зрения нормативао-регулирующая). Сопоставление разных форм устной и письменной речи, раскрытие норм литературного языка на всех уровнях языковой системы (произносительная сторона, лексико-фразеологический материал, грамматическ..

Культура Речи

Соответствие индивидуальной речи нормам данного языка (см. Норма языковая), умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка.. ..

Культура речи

– область духовной культуры, связанная с применением языка. Качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок.Термин К. Р. Указывает на степень развития, достигнутую обществом в области речевого пользования. В К. Р. Соединяется язык и общественный опыт применения языка. Традиция речевого пользования (особенно опыт наиболее авторитетных в этой области людей – златоустов, мастеров красно..

Культура Речи

- совершенное знание норм устного и письменного литературного (т. Е. "правильного", культурного) языка, которое включает правила произношения, ударения, грамматики и т. Д. КР. Непосредственно связана с культурой мышления, интеллектуальным багажом людей. КР. Предполагает выбор слов и выражений, наиболее ярко и правильно выражающих смысл, коммуникативные задачи речи, богатый лексикон носителя языка.. ..

Культура

(от лат. Cultura — возделывание, воспитание, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. К. — сложное междисциплинарное общеметодологич. Понятие, характеристика к-рого, удовлетворяющая специалистов разл. Отраслей знания, чрезвычайно затруднительна. И по сей день не существует о..

Культура Поведения

Совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эс-тетич. Культуре.К. П. Выражает, с одной стороны, нравств. Требования общества, закреплённые в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В К. П. Проявляется единство внеш. Факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних — индивидуальных в..

Кулюкин Ювеналий Николаевич

(р. 25.2.1932, Вольск), педагог и психолог, ч.-к. РАО (1993, ч.-к. АПН СССР с 1985), дер психол. Наук (1973), проф. (1981). В 1954 окончил Гродненский пед. Ин-т. С 1954 на пед. Работе в ср. Школе. С 1962 в НИИ образования взрослых в Ленинграде, в 1970—91 зам. Директора. Труды в области психологии познават. Процессов, по психол. Вопросам повышения квалификации пед. Кадров, общего образования работающей молодёжи и взрослых.Соч. Развитие творческого мышления школьников, Л., 1967 (соавт.). Эвристич...

Кундер (Кunder) Юхан

[14(26).12.1852, хутор Ковали, ныне в Вильяндиском уезде Эстонии, — 14(24).4.1888, Петербург], эст. Писатель, педагог, обществ, деятель. Окончил Тартускую учительскую семинарию. Был учителем в Тарту и Раквере (1876—86). С 1886 учился в Казанском ун-те, а с 1887 — в Петерб. Учительском ин-те. Сторонник пед. Идей Ф. Р. Крейцваледа и K. P. Якобсона, прогрессивных рус. Педагогов 60-х гг. 19 в. Активно участвовал в обществ, движении за создание эст. Нац. Школы и перестройку уч. Процесса на основе нац..

Дополнительный поиск Культура Речи Культура Речи

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Культура Речи" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Культура Речи, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 13 символа