Михеев Иван Степанович
[19.6(1.7). 1876, с. Ошторма-Юмья, ныне в Кукмор-ском р-не Татарии, — 1937, по др. Сведениям, 1941, 1944], педагог, методист по родному и рус. Языкам в школе, удм. Писатель. Окончил Казанскую инородч. Учительскую семинарию (1895). Пед. Деятельность начал в удм. Селе в Вятской губ. В 1896—1906 преподавал в образцовом уч-ще при Казанской учительской семинарии и (с 1907) в приготовит. Классе при ней. В 1918—37 работал випед. Уч. Заведениях Казани, Душанбе, Йошкар-Олы. Незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.В нач. 20 в. Предложил систему обучения нерусских народов грамоте на родном и рус. Языках. Курс начинал на родном яз. Учащихся. После овладения ими элементарными шк. Навыками переходил к обучению рус. Языку, к-рое вёл гл. Обр. В «разговорных уроках» (всего 80).
Главным считал усвоение «элементарного синтаксиса», прежде всего из практики живой разговорной речи и устных и письм. Упражнений. Лишь освоив особенности построения рус. Предложения, учащиеся переходили к фонетике и морфологии. Свои приёмы обучения М. Называл «методом целых предложений». Создал серию учебников по рус. Яз., в к-рую вошли «Наглядный букварь и первая книга...»(1903), продолжавшие это пособие книги для чтения (2-я — 4-я), сборники упражнений в сочинениях и рассказах по картинкам, грамматич. Упражнений (в 2 частях). Составил руководства к ведению «разговорных уроков» и к книгам для чтения. Многие из этих пособий неоднократно переиздавались, в т. Ч. И в годы сов. Власти. Среди др. Учебников М. Наглядный арифметич.
Задачник, удм. Букварь и первая книга для чтения (1907). Методика М. Получила распространение в нерус. Школах Поволжья, Ср. Азии, Сибири, Кавказа, закрепив в системе их работы принципы воспитывающего обучения, активное формирование практич. Навыков двуязычия. Автор публицистич. И драматургич. Произведений на удм. Яз., в к-рых выражены идеи просвещения народа.Соч. Рус. Грамматика. Элементарный курс, ч. 1, Каз., 1914 (соавт.). Осн. Правила рус. Грамматики для нацмен, Каз., 19282. Материалы для составления предложений. Справочник, Каз., 1929. Методика преподавания рус. Грамматики в школах нацмен, под ред. Н. И. Ашмарина, Каз., 1929.Лит. Каталог учебников и уч. Пособий И. С. Михеева, Каз., 1910. Ханби-ков Я. И., Рус. Педагоги Татарии, Каз., 1968. Губашева Н. Ш., Забытое наследство, в кн.
Педагогика и психология. Сб. Ст., в. 1, А.-А., 1969. Фролова Г. Д., Из истории удм. Школы, Ижевск, 1971. А с а д у л-лин А. Ш., Из опыта преподавания рус. Языка в тат. Школе, Каз., 1981, гл. 5. Суворова 3. В., Пед. Идеи удм. Просветителя И. С. Михеева, Ижевск, 1990.А. Ш. Асадуллин, 3. В. Суворова..
Дополнительный поиск Михеев Иван Степанович
На нашем сайте Вы найдете значение "Михеев Иван Степанович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Михеев Иван Степанович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 22 символа