Монтессори (Мontessori) Мария
[31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, — 6. 5. 1952, Нордвейк-ан-Зе, Нидерланды], итал. Педагог, врач. В 1894 окончила Рим. Ун-т. Первая женщина в Италии — дер мед. Наук (1896). Проф. Гигиены в Высш. Жен. Школе (1896—1906). В 1900—07 читала курс пед. Антропологии в Рим. Ун-те (в 1904—08 проф.).Практич. Деятельность начала в дет. Психиатрич. Клинике (1895—98), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1899—1901 работала в Ортофренич. Школе, готовившей преподавателей спец. Школ для детей с физич. И умственными недостатками. Успех метода (воспитанники М. Наравне с др. Детьми сдавали экзамены за курс нач. Школы) позволил применить его к нормальным детям дошк. Возраста. Для внедрения своей системы М.
Создавала дошк. Учреждения для детей 3—6 лет — «дома ребёнка» (первый был открыт в 1907 в рим. Квартале трущоб Сан-Лоренцо). Опыт обучения детей М. Обобщила в кн. «Метод, науч. Педагогики. *..» («H metodo della pedagogia scienti-fica applicatp all'educazione infantile nelle case dei bambini», 1909. Рус. Пер. 19204) и последующих работах. После установления фаш. Режима в Италии эмигрировала. В Великобритании, Франции, США, Испании, Индии и др. Странах активно пропагандировала свою систему, создавая школы, организуя лекции, между нар. Конгрессы по проблемам воспитания детей. Неоднократно выступала против войны, считая воспитание «оружием в борьбе за мир». После 2-й мировой войны вернулась в Италию. В последние годы жизни возглавляла Ин-т педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.Система М.
Основана на идеях свободного воспитания. Критикуя отжившие схоластич. Методы обучения в школе и недостатки фребелевских дет. Садов, М. Поддерживала идею о недопустимости насилия над ребёнком, требовала уважения к личности воспитанников. М. Утверждала, что существует особый мир детства и что развитие ребёнка подчиняется особым законам. Основываясь на теории «спонтанного развития ребёнка», М. Пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога. Взрослые, навязывая детям собств. Установки, тормозят их естеств. Развитие. Задачу воспитания видела в создании таких условий, к-рые соответствуют потребностям ребёнка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.Стремясь поставить обучение и воспитание на науч.
Основу, М. Применила в педагогике фундаментальные принципы эксперим. Наук. Дошк. Учреждение (нач. Школу) М. Рассматривала как лабораторию для изучения психич. Жизни детей, в к-рой педагог — наблюдатель-экспериментатор, тщательно планирующий уч. Ситуацию, дидактич. Материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Опосредованное руководство воспитателя, согласно М., осуществляется на основе автодидактизма. Дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог, — в рамках, предусмотренных ещё при создании стан-дартизиров. Дидактич. Материала (кубы-вкладыши, рамки с гнёздами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнёзд и т. П.). Устройство дидактич.-материала позволяет ребёнку самостоятельно обнаруживать свои ошибки.
Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности и ответственности ребёнка. Главным в занятиях считается упражнение «активности», задача приобретения знаний является попутной.Основой обучения в дошк. И мл. Шк. Возрасте М. Считала сенсорное воспитание, к-рое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактич. Материалом. Для тренировки органов чувств М. Рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния, при упражнении одного органа — «выключать» остальные (напр., для развития более тонкого осязания у детей завязывать им глаза). Эффективность в обучении М. Связывала с выделением особых («сензи-тивных») периодов повышенной восприимчивости детей к определённым воздействиям окружающей среды (напр., сензи-тивные периоды в обучении речи, овладении межличностными отношениями и т.
Д.).Гл. Форма воспитания и обучения, по системе М., — самостоят, индивидуальные занятия детей или специально разработанный М. Индивидуальный урок, основа к-рого — сжатость, простота и объективность (т.е. Макс, сосредоточение ребёнка на предмете занятий). Коллективно проводились муз. И гимнастич. Занятия, а также занятия по обслуживающему труду (мытьё посуды, уборка и т. Д.).Заслугой М. Является введение в практику дошк. Учреждений систематич. Ант-ропометрич. Измерений при помощи приспособленной к детям аппаратуры. М. Провела реформу в оборудовании зданий и помещений дет. Сада, оснастив их спец. Дет. Мебелью. Пед. Задачам подчинена и архитектура школ М. Помещения для индивидуальных (групповых) занятий расположены вокруг общего для них внутр.
Дворика, где дети знакомятся с природой (растениями, мелкими домашними животными). Занимаясь проблемами организации обществ, дошк. Воспитания, М. Подчёркивала, что благотворительность сама по себе не может принести никаких результатов, нужна планомерная, систематич. Работа с детьми в дошк. Учреждениях.Слабые стороны системы М. (отрицание активной роли педагога, недооценка игры как осн. Вида деятельности дошкольников, преим. Использование искусственно созданного уч. Материала и т. Д.) неоднократно подвергались критике со стороны прогрессивных педагогов. Нек-рые педагоги обвиняли М. В том, что, предоставляя детям свободу передвижений, она разрушает установленную в воспитат. Учреждении дисциплину.Наряду с вопросами дошк. Педагогики (общие пед.
Требования к обучению, режим дня, питание, физич. Воспитание, ручной труд, сенсорное, умственное воспитание, развитие речи, обучение чтению, письму, счёту и арифметич. Действиям) М. Разрабатывала метод индивидуального изучения детьми мл. Шк. Возраста грамматики родного языка, геометрии, арифметики, географии, музыки, биологии, истории и др. Наук. Занималась также вопросами воспитания детей раннего возраста (до 3 лет). Система М. Завоевала популярность во мн. Странах. Её дидактич. Материал и приёмы обучения послужили основой для создания более совершенных систем обучения и воспитания детей.Соч. В рус. Пер. Руководство к моему методу, М., 1916. Метод науч. Педагогики, применяемый к дет. Воспитанию в «домах ребенка», M., 19204. Самовоспитание и самообучение в нач.
Школе, М., 1922.Лит. Янжул E. H., Итал. Дет. Сад по системе г-жи Монтессори, М., 1912. Александрович Э., Новая педагогика. (Метод Монтессори), СПБ, 1913. С у-хотина Л. М., Монтессори и новое воспитание, М., 1914. Тихеева Е. И., Дома ребенка Монтессори в Риме, их теория и практика, П., 1915. Фаусек Ю. И., Месяц в Риме в «Домах детей Марии Монтессори», П., 1915. Её же, Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори, М., 1922. Её же, Дет. Сад Монтессори, Берлин, 1923. Её же, Метод Монтессори в России, П., 1924. Бойд У., Система Монтессори, пер. С англ., М., 1925. P e p с Г., Мария Монтессори, «Перспективы», 1983, № 4. G e s s e n S., Die Methode der M. Mon-tessori und ihr Schicksal, Halle, 1936. Standing E. M., Maria Montessori. Her life and work, L., 1957.
Э. Г. Пилюгина..
Дополнительный поиск Монтессори (Мontessori) Мария
На нашем сайте Вы найдете значение "Монтессори (Мontessori) Мария" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монтессори (Мontessori) Мария, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 29 символа