Монтессори (Мontessori) Мария

98

[31.8.1870, Кьяравалле, близ г. Анкона, — 6. 5. 1952, Нордвейк-ан-Зе, Нидерланды], итал. Педагог, врач. В 1894 окончила Рим. Ун-т. Первая женщина в Италии — дер мед. Наук (1896). Проф. Гигиены в Высш. Жен. Школе (1896—1906). В 1900—07 читала курс пед. Антропологии в Рим. Ун-те (в 1904—08 проф.).Практич. Деятельность начала в дет. Психиатрич. Клинике (1895—98), где под влиянием идей Ж. Итара и Э. Сегена разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. В 1899—1901 работала в Ортофренич. Школе, готовившей преподавателей спец. Школ для детей с физич. И умственными недостатками. Успех метода (воспитанники М. Наравне с др. Детьми сдавали экзамены за курс нач. Школы) позволил применить его к нормальным детям дошк. Возраста. Для внедрения своей системы М.

Создавала дошк. Учреждения для детей 3—6 лет — «дома ребёнка» (первый был открыт в 1907 в рим. Квартале трущоб Сан-Лоренцо). Опыт обучения детей М. Обобщила в кн. «Метод, науч. Педагогики. *..» («H metodo della pedagogia scienti-fica applicatp all'educazione infantile nelle case dei bambini», 1909. Рус. Пер. 19204) и последующих работах. После установления фаш. Режима в Италии эмигрировала. В Великобритании, Франции, США, Испании, Индии и др. Странах активно пропагандировала свою систему, создавая школы, организуя лекции, между нар. Конгрессы по проблемам воспитания детей. Неоднократно выступала против войны, считая воспитание «оружием в борьбе за мир». После 2-й мировой войны вернулась в Италию. В последние годы жизни возглавляла Ин-т педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.Система М.

Основана на идеях свободного воспитания. Критикуя отжившие схоластич. Методы обучения в школе и недостатки фребелевских дет. Садов, М. Поддерживала идею о недопустимости насилия над ребёнком, требовала уважения к личности воспитанников. М. Утверждала, что существует особый мир детства и что развитие ребёнка подчиняется особым законам. Основываясь на теории «спонтанного развития ребёнка», М. Пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога. Взрослые, навязывая детям собств. Установки, тормозят их естеств. Развитие. Задачу воспитания видела в создании таких условий, к-рые соответствуют потребностям ребёнка, помогают выявлять его запросы и способствуют его самовоспитанию и самообучению.Стремясь поставить обучение и воспитание на науч.

Основу, М. Применила в педагогике фундаментальные принципы эксперим. Наук. Дошк. Учреждение (нач. Школу) М. Рассматривала как лабораторию для изучения психич. Жизни детей, в к-рой педагог — наблюдатель-экспериментатор, тщательно планирующий уч. Ситуацию, дидактич. Материал и максимально точно оценивающий достигнутые результаты. Опосредованное руководство воспитателя, согласно М., осуществляется на основе автодидактизма. Дети свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог, — в рамках, предусмотренных ещё при создании стан-дартизиров. Дидактич. Материала (кубы-вкладыши, рамки с гнёздами разнообразной формы и вкладыши для заполнения этих гнёзд и т. П.). Устройство дидактич.-материала позволяет ребёнку самостоятельно обнаруживать свои ошибки.

Исправление ошибок требует сосредоточенности, внимания, наблюдательности, терпения, упражняет волю, способствует воспитанию дисциплинированности и ответственности ребёнка. Главным в занятиях считается упражнение «активности», задача приобретения знаний является попутной.Основой обучения в дошк. И мл. Шк. Возрасте М. Считала сенсорное воспитание, к-рое осуществляла с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактич. Материалом. Для тренировки органов чувств М. Рекомендовала исключать всякие отвлекающие влияния, при упражнении одного органа — «выключать» остальные (напр., для развития более тонкого осязания у детей завязывать им глаза). Эффективность в обучении М. Связывала с выделением особых («сензи-тивных») периодов повышенной восприимчивости детей к определённым воздействиям окружающей среды (напр., сензи-тивные периоды в обучении речи, овладении межличностными отношениями и т.

Д.).Гл. Форма воспитания и обучения, по системе М., — самостоят, индивидуальные занятия детей или специально разработанный М. Индивидуальный урок, основа к-рого — сжатость, простота и объективность (т.е. Макс, сосредоточение ребёнка на предмете занятий). Коллективно проводились муз. И гимнастич. Занятия, а также занятия по обслуживающему труду (мытьё посуды, уборка и т. Д.).Заслугой М. Является введение в практику дошк. Учреждений систематич. Ант-ропометрич. Измерений при помощи приспособленной к детям аппаратуры. М. Провела реформу в оборудовании зданий и помещений дет. Сада, оснастив их спец. Дет. Мебелью. Пед. Задачам подчинена и архитектура школ М. Помещения для индивидуальных (групповых) занятий расположены вокруг общего для них внутр.

Дворика, где дети знакомятся с природой (растениями, мелкими домашними животными). Занимаясь проблемами организации обществ, дошк. Воспитания, М. Подчёркивала, что благотворительность сама по себе не может принести никаких результатов, нужна планомерная, систематич. Работа с детьми в дошк. Учреждениях.Слабые стороны системы М. (отрицание активной роли педагога, недооценка игры как осн. Вида деятельности дошкольников, преим. Использование искусственно созданного уч. Материала и т. Д.) неоднократно подвергались критике со стороны прогрессивных педагогов. Нек-рые педагоги обвиняли М. В том, что, предоставляя детям свободу передвижений, она разрушает установленную в воспитат. Учреждении дисциплину.Наряду с вопросами дошк. Педагогики (общие пед.

Требования к обучению, режим дня, питание, физич. Воспитание, ручной труд, сенсорное, умственное воспитание, развитие речи, обучение чтению, письму, счёту и арифметич. Действиям) М. Разрабатывала метод индивидуального изучения детьми мл. Шк. Возраста грамматики родного языка, геометрии, арифметики, географии, музыки, биологии, истории и др. Наук. Занималась также вопросами воспитания детей раннего возраста (до 3 лет). Система М. Завоевала популярность во мн. Странах. Её дидактич. Материал и приёмы обучения послужили основой для создания более совершенных систем обучения и воспитания детей.Соч. В рус. Пер. Руководство к моему методу, М., 1916. Метод науч. Педагогики, применяемый к дет. Воспитанию в «домах ребенка», M., 19204. Самовоспитание и самообучение в нач.

Школе, М., 1922.Лит. Янжул E. H., Итал. Дет. Сад по системе г-жи Монтессори, М., 1912. Александрович Э., Новая педагогика. (Метод Монтессори), СПБ, 1913. С у-хотина Л. М., Монтессори и новое воспитание, М., 1914. Тихеева Е. И., Дома ребенка Монтессори в Риме, их теория и практика, П., 1915. Фаусек Ю. И., Месяц в Риме в «Домах детей Марии Монтессори», П., 1915. Её же, Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори, М., 1922. Её же, Дет. Сад Монтессори, Берлин, 1923. Её же, Метод Монтессори в России, П., 1924. Бойд У., Система Монтессори, пер. С англ., М., 1925. P e p с Г., Мария Монтессори, «Перспективы», 1983, № 4. G e s s e n S., Die Methode der M. Mon-tessori und ihr Schicksal, Halle, 1936. Standing E. M., Maria Montessori. Her life and work, L., 1957.

Э. Г. Пилюгина..

Значения в других словарях
Монро (Мonroe) Пол

[1869—1947], амер. Педагог, историк педагогики. В 1897 окончил Чикагский ун-т. В 1897- 1938 преподавал в Колумбийском ун-те, первый директор Междунар. Пед. Ин-та при нём (1923). Возглавлял ряд уч. Заведений в США и за рубежом, принимал участие в деятельности разл. Просветит, миссий, изучая шк. Дело в странах Лат. Америки и Азии, разработал проекты реорганизации школ. В «Истории педагогики» (1907. Рус. Пер. 19234) М. Выделял в каждом ист. Периоде центр, идею, лежащую в основе воспитания. Так, пер..

Монтень (Мontaigne) Мишель Эйкем Де

(28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, — 13.9.1592, там же), франц. Философ эпохи Возрождения. По отцовской линии происходил из купеч. Семьи Эйкемов, получившей дворянство в кон. 15 в. После основат. Домашнего образования, построенного на принципах гуманистич. Педагогики, окончил коллеж в Бордо, изучал право.В 1580—88 опубликовал своё гл. Соч. «Опыты» (кн. 1—3). Мировоззрение М. Основывается на принципах гуманистич. Скептицизма, пафос к-рого — отказ от преклонения перед «общим мнением» и авторит..

Мор (Мore) Томас

(6 или 7.2.1477 или 1478, Лондон, — 6.7.1535, там же), англ, гуманист, поэт, религ. Писатель, гос. Деятель. Учился в Оксфордском ун-те, затем в юрид. Школах Лондона. Чл. Королевского совета (с 1517), лорд-канцлер (1529—32). Казнён за отказ признать Генриха VIII главой англиканской церкви.Критич. Ум, большой опыт юриста и сострадание к бедам народа в период перво-нач. Накопления капитала убедили М. В кризисе существовавшей обществ, системы. Он пришёл к выводу, что осн. Зло — частная собственность..

Мораль

(лат. Moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. Ч. Mores-обычаи, нра вы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни. Предмет изучения этики. Термин «М.» возник по аналогии с др.-греч. Понятием этики. От слова mos Цицерон, ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное moralis, к-рое характеризовало качества, доброд..

Дополнительный поиск Монтессори (Мontessori) Мария Монтессори (Мontessori) Мария

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монтессори (Мontessori) Мария" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монтессори (Мontessori) Мария, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 29 символа