Мотивы
(франц., ед. Ч. Motif, от лат. Moveo — двигаю), побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В совр. Психологии термин «М.» применяется для обозначения разл. Явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. Могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.В заруб, психологии существуют разл. Подходы к пониманию природы М. Наиб, традиционной является трактовка М. Как внутр. Побудит, сил. При этом М. Нередко объявляются врождёнными, характеризующими глубинную и неизменную природу индивида (см., напр., Психоанализ). Противоположное понимание М. Представлено теориями, в к-рых в качестве М. Выступают внеш. Воздействия, предметы, стимулы, и поведение рассматривается в конечном счёте как однозначно определяемое этими силами.
Крайней формой такого понимания является бихевиористекая концепция подкрепления (см. Бихевиоризм). Отход от механистич. Объяснения М. Наметился в работах К. Левина, А. Адлера, В. Франкля.В отеч. Психологии утвердилось положение о том, что содержание М. Личности определяется объективными условиями её жизнедеятельности, прежде всего социальными. С изменением конкретных социальных условий в ходе ист. Развития меняются предпосылки для развития тех или иных М., а также их конкретное содержание. В качестве М. Выступают материальные или идеальные предметы, к-рые, будучи включены в систему отношений субъекта, приобретают свойство побуждать и направлять его деятельность.Устойчивые отношения жизнедеятельности определяют формирование тех или иных достаточно стабильных М.
И потребностей субъекта, составляющих ядро его личности. От последних следует отличать ситуативно возникающие М. Конкретных поступков, зависящие не только от устойчивых М., но и от конкретной ситуации, к-рая может способствовать реализации одних М. И препятствовать реализации других. М. Конкретных действий не существуют вне самих этих действий. Возникая вместе с действием, они способны видоизменяться. Умение создавать и использовать определённые ситуации для воздействия на систему М. Личности составляет важный компонент пед. Мастерства.М. Определяют не только сам факт осуществления той или иной деятельности, но и её эффективность, а также качеств, особенности её строения. Экспериментально продемонстрировано влияние М.
На строение и специфику действий запоминания, построения движений, структуру игры. М. Субъекта задают направленность его познават. Деятельности и структурируют содержание восприятия, памяти, мышления и т. Д. М. Могут проявляться в содержании сновидений, в продукции воображения, в закономерностях непроизвольного запоминания и забывания значимых событий. Сами М. При этом, как правило, не осознаются. Они могут приобретать форму эмоциональной окраски тех или иных объектов или явлений. Осознание М. Представляет собой спец. Задачу. Чем полнее и точнее человек осознаёт свои М., тем больше его власть над своими поступками. Нередко, впрочем, осознание М. Подменяется мотивировкой — рациональным обоснованием поступка, не всегда отражающим действит.
Побуждения человека. В воспитат. Работе очень важно умение отличать мотивировки от М.М. Человека развиваются на протяжении всей его жизни через расширение и обогащение жизненного мира субъекта, осваиваемого им в его предметной деятельности. Новые М. Могут формироваться за счёт видоизменения строения самой деятельности по ходу её протекания. Предмет, выступавший первоначально в качестве подчинённой промежуточной цели, может приобрести в ходе деятельности самостоят, побудительную силу и превратиться в М. Деятельности (механизм — «сдвига М. На цель»). Так, чтение учебника может пробудить у школьника познават. Интерес к предмету, хотя вначале этого интереса могло и не быть и действие могло побуждаться к.-л. Др. М. Важным источником формирования новых М.
Личности является участие в совместной с др. Людьми деятельности. Новые ситуативно возникающие М. Способны при определенных условиях укореняться в структуре личности и превращаться в более или менее устойчивые побуждения, так что через развитие М. Конкретной деятельности осуществляется развитие устойчивых М. И потребностей.Процесс формирования М. Человека характеризуется интеграцией стихийно формирующихся побуждений в более крупные мотивац. Единицы с тенденцией к образованию целостной мотивац. Системы личности. Характерная для раннего возраста аморфная структура побуждений с отсутствием выраженной иерархии М. Постепенно преобразуется в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением.
М., представляющие собой специфич. Средство регуляции деятельности, отражают энергетич. Уровень и структурные особенности доступной для человека деятельности. Однако недостаточные знания и малый опыт ребёнка сужают сферу реальной практич. Деятельности. Ребёнок не может длит, время управлять к.-л. Деятельностью, сохраняя достаточно высокий уровень мотивации. В этой связи особую важность имеют спец. Психол. Методы — направленное обучение детей приёмам организации и планирования деятельности, способствующее повышению эффективности деятельности и её мотивации.М. Учебной деятельности имеют специфич. Характер. Уч. Деятельность направлена на овладение обобщёнными способами действий в сфере науч. Понятий. Она должна побуждаться адекватными М.
Ими могут быть только М., непосредственно связанные с её содержанием, т. Е. М. Приобретения обобщённых способов действий, или М. Самосовершенствования. Если удаётся сформировать такие М. У учащихся, то поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие М., к-рые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Ребёнок приходит в школу, руководствуясь в основном М., связанными с интересом к пребыванию в школе, к активному включению в обществ, жизнь. В ходе обучения эти М. Претерпевают изменения. В одних случаях возникает интерес к получению хорошей отметки, в других — интерес к самому содержанию знания. Наиб, адекватными для уч. Деятельности являются уч.-познават.
М., к-рые формируются в ходе осуществления самой уч. Деятельности и поэтому могут рассматриваться как специфич. Психол. Новообразования. Всё это подчёркивает необходимость формирования М. В школе и актуальность их психол. Исследования.Лит. Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971. Его же, Деятельность. Сознание. Личность, M., 19772. Изучение мотивации поведения детей и подростков, М., 1972. Асеев В. Г., Мотивация поведения и формирование личности, М., 1976. Маркова А. К., Формирование мотивации учения в шк. Возрасте, М., 1983. Хекхаузен X., Мотивация и деятельность, [пер. С нем.], т. 1—2, М., 1986. Ковалев В. И., Мотивы поведения и деятельности, М., 1988. Маркова А. К., М а т и с Т. А., Орлов А. Б., Формирование мотивации учения, М., 1990.
Аг-kes H., Garske J. Р., Psychological theories of motivation, Monterey, 19822. № u 11 i n J. Motivation, planning and acti-on, Leuven, Hillsdale, 1984.E. Ю. Патяева, Д. А. Леонтьев..
Дополнительный поиск Мотивы
На нашем сайте Вы найдете значение "Мотивы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мотивы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 6 символа