Музеи Педагогические

75

Ведут сбор, науч. Изучение и хранение, в т. Ч. В экспозициях, памятников культуры и документов, отражающих историю образования и пед. Деятельности.В дорев. России М. П. Создавались при уч. Округах, дирекциях и инспекциях нар. Училищ, учреждались земствами и гор. Самоуправлениями, разл. Просветительными об-вами и частными лицами. М. П. Организовывались гл. Обр. В крупных городах (С.-Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Тифлис и др.), содержали коллекции, уч. Наглядные пособия, предметы шк. Оборудования и др., изготовляли разл. Приборы для уч. Опытов и демонстраций, устраивали выставки дет. Работ.Подбор экспонатов проводился в двух направлениях. Постоянная пед. Выставка и подвижный фонд, материалы к-рого могли выдаваться во временное пользование уч.

Заведениям и отд. Лицам на абонементных условиях. При крупных М. П. Имелись б-ка, производств, мастерская, склад книг и уч. Пособий, лит.-издательский отдел, справочное бюро и др. Одним из первых М. П. Не только в России, но и во всём мире был М. П. Воен.-уч. Заведений (1864—1917) в Соляном городке в Петербурге, ставший, по отзывам современников, своеобразным ун-том для учителей. Его деятельность была направлена на внедрение в практику уч. Процесса принципов наглядного обучения, привлекавших к себе внимание пед. Общественности 60-х гг. 19 в. М. П., созданный воен. Ведомством для разработки метод, вопросов при перестройке кадетских корпусов в воен. Гимназии реального типа, первоначально имел своей задачей собирание и систематизацию наглядных уч.

Пособий, содействие подготовке отеч. Пособий и широкую пропаганду передовых методов преподавания. В дальнейшем музей стал обществ., науч. И просветительским центром, разрабатывающим актуальные вопросы пед. Науки, организующим пед. Выставки (с 1865). Во время 1-й Всерос. Политехн. Выставки (1872) были открыты временные курсы для учителей нач. Сел. Школ и инспекторов нар. Училищ с целью ознакомления их с наиб, совершенными методами нач. Обучения, издан каталог наглядных пособий и уч. Руководств для нач. И ср. Школ, представлявший собой своеобразную пед. Энциклопедию наглядных средств обучения и методик их использования. Пед. Выставки стали местом общения рус. Учительства. Отделы музея обсуждали ежегодно более 200 докладов и сообщений.

Деятельность М. П. Строилась на обществ, началах, отделами бесплатно руководили видные учёные, педагоги и методисты. Пед. Отдел объединил творческие усилия специалистов, привлёк видных педагогов (Н. А. Кор-фа, Д. Д. Семёнова, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, Л. Н. Модзалевского, А. Н. Острогорского, И. И. Паульсона, П. Г. Редкина, К. К. Сент-Илера и др.), оказывал большую помощь учителям в уч.-воспитат. Работе, помогал создавать шк. Музеи уч. Пособий. При нём работали кружок по нач. Обучению, отдел критики и библиографии дет. Лит-ры, родительский кружок (в 1890 была впервые организована «Выставка детских игрушек, игр и занятий»). Пед. Отдел музея много сделал для изучения и пропаганды наследия Я. А. Коменского и К. Д. Ушин-ского и стал инициатором конкурсов на соискание премий им.

Ушинского (проводились с 1899 1 раз в 3 года). Работа музея получила высокую оценку рус. И заруб, науч. Общественности. На Брюссельской гигиенич. Выставке гигиенич. Отдел музея получил высш. Награду. Участники Парижской геогр. Выставки 1875, высоко оценив работу геогр. Секции музея, рекомендовали во всех гос-вах учредить М. П. По образцу петербургского. Большое значение имели организованные музеем публичные лекции крупных учёных и педагогов (И. М. Сеченова, Н. М. Пржевальского, П. Ф. Лесгафта, С. М. Соловьёва, Н. X. Весселя и др.). Нар. Чтения. Ежегодно лекции посещало св. 100 тыс. Слушателей. Музей имел аудитории во мн. Городах России. Комиссии на местах получали от него программы, уч. Пособия, метод, указания, а часто и тексты чтений. При музее были созданы «Общедоступные муз.

Классы», ставшие первыми «нар. Консерваториями». В их работе принимали участие композиторы Н. А. Римский-Корсаков и М. А. Балакирев. В 90-х гг. 19 в. Музей выступил инициатором и организатором всерос. Пед. Съездов. Независимый от руководства Мин-ва нар. Просвещения, музей был постоянно объектом нападок чиновников. После октября 1917 музей вошёл в число науч.-пед. Учреждений Нарком-проса РСФСР.С 90-х гг. 19 в. В России широкую известность получили подвижные М. П., создаваемые по инициативе общественности. В 1892 кружком учителей был образован Петеро. Подвижной музей наглядных пособий (с 1894 номинально функционировавший при комиссии по техн. Образованию Рус. Техн. Об-ва). Музей в основном существовал на благотворит, пожертвования, в его работе участвовали видные деятели внешк.

Образования (Н. А. Рубакин, М. В. Новорусский и др.). Отделы физики, химии, географии и др. Оказывали помощь учителям. Музей выполнял заказы на пособия, используемые в нач. Обучении, осуществлял из-дат. Деятельность, содействовал организации учительских курсов. После октября 1917 подвижной музей продолжал нек-рое время функционировать под назв. Центр, внешк. Пед. Музея.В 1903 был создан крупнейший в Москве М. П. При Моск. Ун-те. В его основе — экспонаты и коллекции, переданные в дар музею профессорами Моск. Ун-та Н. А. Умовым, Д. Н. Анучиным, Р. Ю. Виппером и др. Фонд насчитывал св. 3 тыс. Предметов (одно из крупнейших собраний уч. Пособий того времени в России). Музей приступил к созданию каталога наиб, распространённых уч.-наглядных пособий. После ликвидации Пед.

Об-ва музей в 1908 был передан уч. Отделу Об-ва распространения техн. Знаний («Постоянный и передвижной музей О. Р. Т. 3.»).Число подвижных музеев непрерывно росло (от 10 в 1900 до 67 в 1903). Широкую известность приобрели музеи. Новоузен-ский пед. (осн. В 1901), организовавший серию бесед и лекций для сел. Населения. Казанский пед. (осн. В 1902), уездные (Можайский, Волоколамский, Рузский, Сер-пуховский, Подольский, Коломенский, Звенигородский), Моск. И Курской губерний и др. В нек-рых земствах (Вятское, Курское и др.) в кон. 19 — нач. 20 вв. Возникли мастерские по изготовлению дешёвых уч. Наглядных пособий. В 1910- 1912 земствами была выдвинута идея организации системы музейного обслуживания в губерниях, уездах, р-нах как органов распространения внешк.

Образования среди крестьянского населения и использования их передвижных фондов для организации лекций, бесед и выставок, а также для распространения проф. Знаний.Большую известность приобрёл Киевский пед. Музей (осн. В 1902 при управлении Киевского уч. Округа). В 1911 на частные пожертвования (в осн. Мецената С. С. Могилевцева) для музея было выстроено спец. Здание. Киевский пед. Музей был закрыт Центр, радой.После октября 1917 М. П. Оказывали содействие щк. И внешк. Образованию, выполняли функции баз, обеспечивающих временное пользование наглядными пособиями. К 1922/23 уч. Г. В Москве сложилась музейная сеть, обслуживавшая уч.-воспитат. Учреждения. Музеи вели метод, работу с учителями и учащимися. При них комплектовались б-ки. М. П. Действовали в Саратове, Казани и др.

Городах, при них организовывались разл. Комиссии, кружки. К кон. 30-х гг. Почти все М. П. Прекратили своё существование (до 1941 просуществовал Музей по нар. Образованию в Москве, до 1962 — Музей по нар. Образованию АПН в Ленинграде). Функции музеев стали в значит, степени выполнять музеи школьные и ИУУ. Работа, проводившаяся М. П. С детьми, стала осуществляться внешк. Учреждениями.Лит25-летие пед. Музея военно-учебных заведений (1864 — 1889). [СПБ. 1889]. Тимошенко И. Е., К устройству пед. Музея при управлении Киевского уч. Округа. К. 1902. Страхова М. Подвижной музей наглядных уч. Пособий в Петербурге СПБ. 1902. Музей пед. Общества в 1903 году. Год первый. (Пед. Общество при имп. Моск. Ун-те), М., 1904. Пед. Музей воеино-учебных заведений 1864 — 1914, СПБ, 1914.

Медынский E. H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника, М. 1918. Алпатов Н. И., Уч.-воспитат. Работа в дореволюц. Школе интернатного типа, М. 1958. Кумарин В. В., В о л-к о в Н. А., Пед. Музей в России. СП, 1985, № 12. А. Я. Айзенберг, 9. Д. Днепров..

Значения в других словарях
Мотивы

(франц., ед. Ч. Motif, от лат. Moveo — двигаю), побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В совр. Психологии термин «М.» применяется для обозначения разл. Явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. Могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.В заруб, психологии существуют разл. Подходы к пониманию природы М. Наиб, традиционной является трактовка М. Как внутр. Побу..

Музеи

(греч. Museion — место, посвящённое музам, храм муз, от musa — муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. Исследование и хранение памятников культуры и иск-ва. Деятельность М. Направлена на удовлетворение образоват. И творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия.Возникновение и развитие М. Связаны, с одной стороны, с потребностью сохранения человечеством ист. Памяти, с другой- с развитием разнообразных форм коллекционирования и собирательства. Прообра..

Музеи Школьные

Форма внеурочной воспитат. Работы. Создаются учащимися совм. С педагогами в результате собственной поисково-собирательской деятельности. В М. Ш. Учащиеся занимаются собиранием, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, разл. Предметов и док-тов. Являясь неформальными уч. Подразделениями обще-образоват. Школ, М. Ш. Выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав её музейного и архивного фонда..

Музей Игрушки

Художественно-педагогический, на-уч.-пед. Учреждение РАО, ведущее работу по собиранию и хранению игрушек, а также по изучению их роли и методов использования в воспитании детей. Осн. В 1918 при Наркомпросе РСФСР художником Н. Д. Бартрамом (он же первый директор). Открыт 7 нояб. 1920 в Москве. В собрание музея вошли игрушки из царских дворцов (Александровского, Гатчинского, Екатерининского, Ливадийского), частные коллекции, экспонаты Эрмитажа, Русского, Исторического и др. Музеев, а также произве..

Дополнительный поиск Музеи Педагогические Музеи Педагогические

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Музеи Педагогические" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музеи Педагогические, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 20 символа