Музеи
(греч. Museion — место, посвящённое музам, храм муз, от musa — муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. Исследование и хранение памятников культуры и иск-ва. Деятельность М. Направлена на удовлетворение образоват. И творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия.Возникновение и развитие М. Связаны, с одной стороны, с потребностью сохранения человечеством ист. Памяти, с другой- с развитием разнообразных форм коллекционирования и собирательства. Прообразами М. Были др.-греч. Александрийский мусейон (3 в. До н. Э. Здесь изучались мусич. Иск-ва), собрания ценностей и худож. Произведений в Пер-гаме (2 в. До н. Э.), галереи Варреса и Сул-лы в Риме (1 в. До н. Э.), коллекции растений и минералов Теофраста (3—4 вв.
До н. Э.) и Плиния Старшего (1 в.), универсальные ср.-век. Монастырские и мирские сокровищницы. В 16—18 вв. Появились разл. Кабинеты натуралий, кунсткамеры и т. П. Обширные собрания произв. Иск-ва. Долгое время крупнейшие коллекции были мало доступны широкой публике. Демократизация М. Началась в эпоху Возрождения. Собрания случайных раритетов сменились систематич. Коллекциями, имеющими дидактич. Значение. Совр. М. Часто представляют собой науч.-культурные комплексы и центры. Просветительские и образоват. Аспекты стали неотъемлемым компонентом музейной деятельности.В России музейное просветительство ведёт своё начало от первого рос. Общедоступного М. — «Кунсткамеры» (1714). Идея «публичного музеума» воплощалась в разнообразных проектах и начинаниях, так или иначе связанных с решением образоват.
Задач. На рубеже 18—19 вв. В России возникли первые уч. М. — Горного ин-та в Петербурге, Зоологический («Кабинет естеств. Истории»), Ботанический («Гербарий») и Минералогический при Моск. Ун-те, М. При гор, школе в Иркутске (1782). В нач. 19 в. Открылись для публичных посещений Кремлёвское «древлехранилище» (Оружейная палата) в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. 19 в. Ознаменовался интенсивным музейным стр-вом, воплотившим широко обсуждавшиеся ранее проекты создания общедоступных музеев с широкой просветит, программой (В. И. Баженов, Ф. И. Прянишников, Е. Д. Тюрин и др.). Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. На рубеже 19- 20 вв. Сложилась сеть гос. И частных М.
— художественных, исторических, краеведческих и др. Разл. М. Действовали в высш. И ср. Уч. Заведениях.Музейное просветительство в России было тесно связано с реформами в сфере образования, с развитием наглядных методов обучения. М. Рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. Своеобразным уч.-образоват. Центром с сер. 70-х гг. 19 в. Стал Поли-техн. М., где проводились циклы лекций и экскурсий для учащихся, курсы для учительниц, создавались экспозиции по обучению шк. Предметам, по проблемам физич. Воспитания, для занятий со слепыми, глухими детьми. В 1886 в Ист. М. Проведены первые экскурсии для воспитанниц жен. Гимназий, с 1913 организовывалась систематич. Работа с педагогами по подготовке их к экскурсионной деятельности.
Создавались панорамы или диорамы, воспроизводившие ист. События, биогруппы — сценки из жизни животных и т. Д. Были распространены экспозиции с рубрикациями, пояснит, текстами. Выделялись музейные фонды, доступные специалистам и предназначенные для широкой публики. В музейной работе ведущую роль стал играть экскурсовод. Образоват. Сущность М. Теоретически обосновывали Н. Ф. Фёдоров, Е. Н. Медынский, М. В. Новорусский и др. Развитию музейно-образоват. Деятельности способствовали идеи рус. Экскурсионной школы (И. М. Гревс, Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский и др.), воплотившиеся в массовом экскурсионном движении.После октября 1917 демокр. Традиции просветительства получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. Организовывались дет. Музеи и выставки (Н. Д. Бартрам, А.
У. Зеленко, Я. П. Мексин), использовались методики активизации юных посетителей, организации музейных игр, проводились социологич. Исследования шк. Аудитории (впервые — в Третьяковской галерее под руководством Л. В. Ро-зенталя). В 1923 Ист. М. Устроил выставку — «Музей и школа» с целью знакомства деятелей нар. Образования с приёмами пед. Работы в М. В центр, и местных М. Учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. В кон. 20-х гг. С созданием единой музейной сети возникла тенденция к политизации и идеологизации М. Парт.-гос. Постановления о нач. И ср. Школе 30-х гг., с одной стороны, нацеливали пед. Работников на укрепление связи М. С уч. Заведениями, указывали на необходимость усиления в обучении принципов историзма, наглядности, на использование краеведч.
Материала и экскурсионного метода, а с другой — ставили музейно-образоват. Деятельность в прямую зависимость от авторитарных пед. Принципов школы. Надолго утвердилась «школоцентристская» точка зрения на музей. Творческие поиски 20-х гг. Были искусственно прекращены. Фактически безраздельное влияние в музейном деле получила концепция «музея-учебника», при к-рой экспонаты служили иллюстрацией к уч. Материалу шк. Программ.До 80-х гг. Музейно-образоват. Деятельность оставалась на уровне представлений о М., сложившихся в 30-е гг. Гл. Показателем её эффективности считалась посещаемость, содержание составляли основы шк. Наук, ограничивающие диапазон экспонируемых собраний, а ведущей формой являлся монолог экскурсовода, рассчитанный на пассивного слушателя.
Т. О., экскурсовод оказывался для посетителя своеобразным «говорящим» экспонатом. Межличностное общение почти полностью исключалось из музейной ситуации.С кон. 80-х — нач. 90-х гг. Начался поиск новой модели М. И его образоват. Концепции. М. Рассматривается как социальный институт, дающий образец восприятия классич. Наследия и совр. Культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Экспозиция и экскурсия стали пониматься как равноправный диалог со зрителем. Пед. Возможности М. Используются при создании комплексных образоват. Программ, факультативных циклов, организации клубных, обрядовых форм деятельности.Отношения между М. И уч. Заведениями, прежде всего со школами, строятся на принципе партнёрства и сотрудничества.Внимание М.
Направляется не только на совершенствование работы с учащимися, но и на контакт с учителями, к-рые вместе с сотрудниками М. Привлекаются к разработке и осуществлению музейных проектов в области образования. Эти процессы привели к формированию особой сферы проф. Музейной деятельности, а также области науч. Исследований — музейной педагогики и возникновению в штате М. Новой должности — музейного педагога.Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в кон. 19 в. В Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн) и первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. С возрастанием социальной роли М. В обществе в 60-е гг. 20 в. Музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований.
В 60—70-е гг. 20 в. Появились первые музейно-пед. Центры (в Зап. И Вост. Берлине, Кёльне, Мюнхене, Нюрнберге). В нашей стране термин < музейная педагогика» стал употребляться с 70-х гг. 20 в. Музейная педагогика изучает историю и особенности кулыурно-образоват. Деятельности, методы воздействия М. На разл. Категории посетителей, взаимодействие с др. Пед. Учреждениями.Совр. Музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к М. И его культуре подрастающего поколения с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Проблемы образоват. Деятельности решаются в связи с глобальными изменениями, происходящими в мировой культуре.
Увеличение объёма зрительной информации повлияло на восприятие человека, переставшего замечать предметы и явления, к-рые производили впечатление на старшее поколение.Центральным для этой отрасли пед. Знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура — это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. На развитие музейной педагогики оказала также влияние теория диалога культур М. М. Бахтина. М. Становится местом осуществления культурно-ист, диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями.Педагогика М.
Осн. На идее погружения личности в специально организованную предметно-пространств. Среду, включающую произведения иск-ва и памятники природы, экзотич. Предметы и ист. Реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель М. Приобщается к истории и культуре, постигает разнообразие предметного мира, учится понимать конкретные проявления всеобщего.Во мн. Заруб, странах М. Рассматриваются как системы «параллельного обучения». В штаты М. Вводится должность музейного педагога, спец. Задачей к-рого является активизация посетителя в музее. В ряде М. Ведётся оригинальная экспе-рим. Работа с детьми и учащимися. Напр., в дет. Музее в Каракасе (Венесуэла) для детей создаётся атмосфера чудес, способствующая рождению многочисл.
Ассоциа- ций, развитию фантазии. Музей «Экспло-раториум» в Сан-Франциско (США) стремится сделать посетителя средоточием пережитого и прочувствованного человечеством опыта. М. Воздействует тем самым на образ жизни и деятельность людей, на их понимание науки, иск-ва, техники, а в конечном счёте человечества и самих себя. Город науки и техники «Ла-Виллет» в Париже организовал спец. «залы открытий» для детей и взрослых в целях развития у посетителей навыков к исследоват. Деятельности, интереса к познанию. М. Рассматривает эти залы как средство установления диалога с посетителем. Широкое распространение получили в США и Канаде т. Н. Осязаемые экспозиции и интерактивные (действующие) экспонаты. Центры популяризации науч. Знаний существуют при М.
Науки и техники в Чикаго (США), М. Науки в Лондоне (Великобритания), Норвежском техн. M., M. Коммуникаций и технологий в Берлине (Германия) и др.Значит, вклад в обобщение и популяризацию мирового музейно-пед. Опыта вносит К-т по просветит, работе Между-нар. Совета музеев (ИКОМ).Лит. История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИИ музееведения», 1957, в. 1. Очерки истории музейного дела в России, в. 2—3, Ми960—61. Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4. «Труды НИИ музееведения», 1962, в. 7. Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5, «Труды НИИ музееведения», 1963, в. 9. Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6—7, М., 1968—71. Федоров Н. Ф., Музей, его смысл и назначение, Соч., М., 1982, с. 575 — 606. Музей и школа. Пособие для учителей, М., 1985.
Гнедовский М. Б., Совр. Тенденции развития музейной коммуникации в капита-листич. Странах. Теория и практика, М., 1986. Его же, Музей в системе непрерывного образования. Экспресс-информация, в. 1, М., 1990. Воспитание подрастающего поколения в музее. Теория, методика, практика, М., 1989. Музей и образование, в сб.:' Музейное дело и охрана памятников, в. 5, М., 1989.З. А. Бонами, М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю — Юхневич..
Дополнительный поиск Музеи
На нашем сайте Вы найдете значение "Музеи" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Музеи, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 5 символа