Плутарх

91

(ок. 46, Херонея, Беотия, — ок. 127), др.-греч. Писатель, философ-моралист, историк. Изучал философию, историю, естеств. Науки в Афинах. Собирал ист. Материалы в разных местностях Греции, бывал в Италии, Александрии. В Риме выступал с лекциями на филос.-этич. И ист. Темы. Есть сведения о моральной авторитетности П., заставлявшей многих из его слушателей обращаться к нему за советом в своих нравств. Трудностях. Большую часть жизни П. Провёл на родине, основал там филос.-нравств. Школу и посвятил себя пед. И просветительской деятельности. Занимал видные обществ, должности, на к-рые его избирали сограждане. В старости стал жрецом Дельфийского святилища Аполлона.Как философ П. Следовал учению Платона, не принимая ни одной из существовавших филос.

Систем его времени. По своему мировоззрению П. — традиционалист, более всего доверявший устойчивым житейским представлениям, накопленному в поколениях практич. Опыту. Стремясь к возрождению этич. Норм жизни и обществ.-бытового уклада полисной Греции, он видел в философии единств. Путь к нравств. Усовершенствованию личности и общества. Моральная философия П. Стала новым явлением для греч. Культуры периода эллинизма, когда антич. Культ героев сменился интересом к обыкновенному человеку, нуждающемуся в руководстве и воспитании. В основе морали П. Лежали понятия Псибекх («образования», «просвещения», т.е. Эллинской духовной культуры) и cpiX. Av&ou»jua («человеколюбия», т.е. Эллинской гуманности).Наследие П., по сведениям древних, включало св.

200 соч., больше половины из к-рых не сохранилось. Наиб, обширный раздел составили произв. Разл. Жанров — трактаты, послания, диалоги, наставления и др., посвящённые проблемам космологии и астрономии, политики, религии, педагогики. Центр, место занимают произв. Моралистич. Содержания, благодаря к-рым весь раздел получил назв. «Нравственные сочинения», или «Moralia». П. Подробно рассматривал вопросы семейной этики, любви и дружбы (трактаты «Брачные наставления», «О любви к детям», «О братской любви», «Утешение супруге», диалог «О любви»). Семейные и дружеские привязанности для П. Неотделимы от гражд. Добродетелей. Особое внимание П. Уделял теме женщины, её образованию и роли в семье. Во мн. Трактатах и диалогах П. Анализировал человеческие страсти или отд.

Свойства характера — любопытство, болтливость, суеверность, гневливость, жадность и др. Особенность «Моралий» — это переплетение ист. Фактов, вымысла и мифологии, обилие острых слов, анекдотов, цитат из греч. Поэтов и прозаиков классич. Периода, автобиографич. Признаний.Пед. И морализирующие задачи заставили П. Обратиться к жанру ист.-худож. Биографии. В «Сравнительных жизнеописаниях» П. Разработал новый тип биографии — моралистико-психол. Этюды, сочетавшие фактографичность с риторико-стилистич. Приёмами. Прославляя классич. Прошлое Греции, П. Создал галерею образов знаменитых гос. Деятелей, полководцев и для каждого своего соотечественника нашёл параллель в рим. Истории. П. Подробно описывал личные качества изображаемых людей, особенности их характера.

Свободолюбие и гражд. Достоинство отличают образы Солона, Кориолана, бр. Гракхов. Как примеры добродетели и гуманности показаны Ликург, Перикл. Портреты талантливых стратегов даны в биографиях Александра и Цезаря, великих ораторов — в биографиях Цицерона и Демосфена. Биографии содержат фрагменты, отражающие размышления автора по поводу своих героев.Опираясь на дидактич. Опыт и ораторское иск-во эпохи античности, П. Достиг в произв. Высокого худож. Уровня, благодаря чему они стали частью мировой литры и в популярных переложениях вошли в круг чтения юношества. Разработанный П. Идеал гуманности и гражданственности осваивался в эпохи Возрождения и Просвещения. Ф. Рабле, М. Монтень высоко ценили энциклопедизм П., Ж. Ж. Руссо привлекало его внимание к «естественным» чертам человеческой психологии.

Мн. Реформаторы 18—19 вв. Видели в соч. П. Образы, созвучные их полит. Идеям.Соч. В рус. Пер. Сравнит, жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64. Сочинения, вступ. Ст. А. Лосева, М., 1983.Лит. Аверинцев С. С., Плутарх и антич. Биография, М., 1973. Ziegler К., Plutarchos von Chaironeia, Stuttg., 1949. Plu-tarch, hrsg. V. B. Scardigli, Darmstadt, 1986..

Значения в других словарях
Плутарх

(Plútarchos) (около 46, Херонея, Беотия, — около 127), древнегреческий писатель, историк и философ-моралист. Получил энциклопедическое образование в Афинах, где впоследствии был удостоен почётного гражданства. Объездил Грецию, бывал в Риме и Александрии, однако большую часть жизни провёл в захолустном родном городке, занимаясь там общественной и просветительской деятельностью и сознательно демонстрируя почти безнадёжную верность отжившему идеалу местного полисного патриотизма. По не вполне ясным..

Плутарх

ПЛУТАРХ (ок. 45- ок. 127) - древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение - "Сравнительные жизнеописания" выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием "Моралии".. ..

Плутарх

(до 50 - после 120 н.э.), греческий философ и биограф, прославившийся Сравнительными жизнеописаниями выдающихся греков и римлян. Плутарх родился и умер в небольшом городке Херонея (область Беотия), к которому всю жизнь испытывал нежную привязанность, в пользовавшейся почетом и уважением семье. Указания, содержащиеся в многочисленных сочинениях Плутарха, позволяют составить представление о широком круге родных, друзей и знакомых. Плутарх учился в Афинах у платоника Аммония и уже молодым человеком..

Плутарх

(ок. 46 — ок. 127 гг.) философ, писатель и историк, из Херонеи (Беотия) Высшая мудрость — философствуя, не казаться философствующим и шуткой достигать серьезной цели.Беседа должна быть столь же общим достоянием пирующих, как и вино.Начальником пьющих должен быть надежнейший из пьющих. А таковым он будет, если и опьянению нелегко поддается, и не лишен вкуса к выпивке.Старики скорее подвергаются опьянению, чем молодые, впечатлительные — скорее, чем спокойные, грустные и озабоченные — скорее, чем б..

Плутарх

ПЛУТАРХ (ок. 40-120 нашей эры) - греческий писатель, историк и философ. Жил в эпоху стабилизации Римской империи, когда хозяйство, политическая жизнь и идеология античного общества вступили в период, длительного застоя и загнивания. Идеологическим следствием этого регресса античного рабовладельческого хозяйства был поворот господствующих классов от сравнительно рационалистического стоицизма, к-рый устанавливал известный компромисс между верой и знанием и являлся ведущей философией римской арист..

Плутарх

ПЛУТАРХ (ок. 46 - ок. 127) - древнегреческий писатель и философ. Много путешествовал, читал лекции по философии в Риме, возглавлял философскую школу в Херонее, занимал высокие общественные должности. Литературное наследие Плутарха, по свидетельствам современников, включало 227 произведений, из них сохранилась примерно половина. Самое знаменитое из них - “Сравнительные жизнеописания” - включает 46 парных и несколько одиночных биографий знаменитых греческих и римских государственных деятелей и пол..

Плутарх

Плутарх, Plutarchos, из Херонеи, до 50-после 120 гг. Н. Э., греческий философ и биограф. Происходил из состоятельной семьи, проживавшей в небольшом городке в Беотии. В Афинах изучал математику, риторику и философию, последнюю главным образом у платоника Аммония, но также значительное влияние на него оказали Перипат и Стоя. По философским воззрениям был эклектиком, в философии его интересовало ее практическое приложение. В молодости много путешествовал. Посетил Грецию, Малую Азию, Египет, был в Р..

Плутарх

(Ploutarxos) из Херонеи (ок. 40 - ок. 120) - греч. Историк, писатель и философ. Последователь идей Платона. Мн. Трактаты П. Содержат сведения о муз. Практике и теории Др. Греции (особенно по пифагорейско-платоновской концепции). П. Приписывается трактат "О музыке" (Peri moysikns), к-рый имеет форму диалога и представляет собой гл. Обр. Заимствования и пересказы разл. Трактатов античных муз. Теоретиков (пифагорейцев, Платона, Аристотеля, Гераклида Понтийского, Аристоксена и др.). Этот труд содерж..

Плутарх

Плутарх (ок. 46 – ок. 126) Греческий эссеист и биограф, родился в Херонее (Беотия), учился в Афинах, был жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах, путешествовал в Египет, Италию, жил в Риме. До нас дошла большая часть трудов Плутарха, посвященных научным, моральным и литературным вопросам, самые известные из них – «Моралии» и «Сравнительные жизнеописания». В последнем попарно сравниваются греческие и римские военные и государственные деятели. Плутарх не признает детерминированности поступков, поэтом..

Плутарх

(Ploutarxos) (ок. 45 - ок. 127) - др.-греч. Писатель и философ. Учился в Афинах, б. Ч. Жизни провел в г. Херонее (обл. Беотия), избирался архонтом. С 95 был верховным жрецом Аполлона Пифийского в Дельфах. Неск. Раз бывал в Риме. По нек-рым сообщениям, при Адриане был прокуратором пров. Ахайя. Как философ П. Ближе всего к школе Платона, хотя скорее его следует считать эклектиком, чем платоником. Гл. Соч. П. - созданные в старости "Сравнительные жизнеописания" - вершина античного биографич. Жанра ..

Плутарх

(Plutarchus, Πλούταρχος). Греческий писатель, живший в Беотии в I веке от Р. X., много путешествовавший и проведший некоторое время в Риме. Умер около 120 т. От Р. X. Из его сочинений исторического и философского содержания наиболее замечательны параллельные жизнеописания знаменитых людей Греции и Рима.(Источник. «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.). ..

Платонов Сергей Федорович

[16(28) 6 1860, Чернигов, — 10 1 1933, Самара], историк, педагог, акад АН СССР (акад Рос АН с 1920, ч -к Петерб АН с 1908) Окончил ист -филол ф-т Петерб ун-та (1882) В 1888—1927 преподавал рус историю там же, с 1899 проф Имел множество учеников, ставших крупными историками (A E Пресняков, H II Павлов-Сильванский, С. В. Рождественский, А. И. Заозерский и др.). В центре внимания П. — события 2-й пол. 16 — нач. 17 вв. Занимался также историей земских соборов, временем Петра I, колонизацией рус. Сев..

Платун-план

(от англ, platoon — взвод, отряд), форма организации уч. Занятий, при к-рой учащиеся не имеют постоянных классных помещений, а объединены в «бродячие классы». П.-п. Разработан У. Виртом, руководителем школ г. Гэри (США), в 1918 с целью более рационального распределения времени между занятиями, трудом и играми. Отсюда назв. Школ, работавших в системе П.-п., — «школы для занятий трудом, учением и играми». Расписание занятий и распределение учащихся по шк. Помещениям строились так, что в первую пол..

Пнин Иван Петрович

[1773, Москва, — 17(29) 9 1805, Петербург], просветитель, поэт, публицист Незаконнорожденный сын князя H В Репнина Учился в Московском университетском благородном пансионе, затем в Артиллерийском инж корпусе В 1789—97 на воен службе Выйдя в отставку, совместно с А Ф Бестужевым издавал лит -полит «Санкт-Петербургский журнал» (1798), где в оригинальных и переводных статьях по вопросам философии, экономики, морали и нравственности отразились идеи франц материалистов 18 в (П А Гольбах, К Ф Вольней) ..

Победоносцев Константин Петрович

[21 5(2 6) 1827, Москва, — 10(23) 3 1907, Петербург], гос деятель, юрист, публицист, педагог Окончил Уч-ще правоведения (1846) Служил в Сенате, изучал историю рус гражд права В 1859 защитил магистерскую дисс «О реформах в гражд судопроизводстве» В 1860—65 проф гражд права Моек ун-та Написал ев 70 статей, 17 книг, перевел 19 книг, посвященных вопросам истории, юриспруденции, педагогики, политики, религ -нравств темам Издал 11 сборников ист и юрид материалов Поч ч Рос и Франц академий наукУчаствов..

Дополнительный поиск Плутарх Плутарх

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Плутарх" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Плутарх, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 7 символа